Опираясь на вышеописанное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.
И именно поэтому тема опытно- экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно:
На 1-м подготовительном я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении.
А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные решить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.
Цели:
· Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
· Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
· Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
· Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
· Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
· Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
· Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
· Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух -- его давление и сила; Почва -- состав, влажность, сухость.
· Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
· Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
· Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
· Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
· Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
· Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
· Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Этап
Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:
· Программу по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» Н.А.Рыжовой,
· Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О.В.Дыбиной .
· Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.
Разработала и провела диагностику детей , с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей.
Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности
Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики. или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.
На основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.
Наметила основные формы работы с детьми .
Разработала перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов ( см. приложение ), а так же конспекты по НОД с элементами экспериментирования( см. приложение ) .
Обогатила предметно - развивающую среду для реализации на практике опытно - экспериментальной деятельности детей -оформила уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:
· природный материал (камешки, песок, семена и т.п),
· утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
· прочие материалы - лупы, термометры…
Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Подобрала практический материал, который включает:
1-й блок . Работа с детьми:
1.1. конспекты НОД с элементами экспериментирования
1.2. перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов
1.3. диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
1.4. картотеку опытов и экспериментов
2-й блок. Работа с родителями :
2.1. консультации для родителей по данной теме
2.2. памятки
3-й блок работа с воспитателями:
3.1. консультации
Этап- основной
2.1 Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, гдереализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
занятия
· самостоятельная деятельность детей
· совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка ксамостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности - закрепляли полученные ранее знания и представления.
Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.
Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.
А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное - дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия - открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?