Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта



Опираясь на вышеописанное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.

И именно поэтому тема опытно- экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно:

На 1-м подготовительном я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении.

А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные решить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

Цели:

· Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

· Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

· Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

· Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

· Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

· Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

· Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

· Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух -- его давление и сила; Почва -- состав, влажность, сухость.

· Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

· Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

· Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

· Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

· Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

· Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

· Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Этап

Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:

· Программу по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» Н.А.Рыжовой,

· Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О.В.Дыбиной .

· Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.

Разработала и провела диагностику детей , с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей.

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности

Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики. или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

На основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.

Наметила основные формы работы с детьми .

Разработала перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов ( см. приложение ), а так же конспекты по НОД с элементами экспериментирования( см. приложение ) .

Обогатила предметно - развивающую среду для реализации на практике опытно - экспериментальной деятельности детей -оформила уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

· специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),

· природный материал (камешки, песок, семена и т.п),

· утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)

· прочие материалы - лупы, термометры…

Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Подобрала практический материал, который включает:

1-й блок . Работа с детьми:

1.1. конспекты НОД с элементами экспериментирования

1.2. перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов

1.3. диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности

1.4. картотеку опытов и экспериментов

2-й блок. Работа с родителями :

2.1. консультации для родителей по данной теме

2.2. памятки

3-й блок работа с воспитателями:

3.1. консультации

Этап- основной

2.1 Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, гдереализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

занятия

· самостоятельная деятельность детей

· совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка ксамостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности - закрепляли полученные ранее знания и представления.

Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное - дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия - открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.