При осмотрах мест происшествий выявляются следы и материальные объекты, имеющие существенное значение для раскрытия преступления. Они содержат разнообразную доказательственную информацию. Наукой и практикой разработаны и используются не только положения криминалистической идентификации и определения групповой принадлежности, но и такие исследования, которые называются диагностическими. Это название производно от латинского слова «diagnosis»,которое переводится как распознавание, различение, определение. Как известно диагностические исследования проводятся в научной и практической деятельности, в частности, в медицине для установления характера заболевания по его симптомам, в технике производятся диагностирования работы различных механизмов с целью заблаговременного выявления и устранения дефектов, приводящим к постепенным отказам и поломкам.
Теоретическими основами диагностики, как одного из частных методов познания, служат общеизвестные научные положения о возможности изучения события по его результатам, наступившим определенным последствиям. Методологической основой диагностических исследований является теория отражения.
Следовательно, криминалистическая диагностика может быть определена как учение о закономерностях криминалистического распознавания различных свойств и состояний объектов, связанных с расследуемым событием преступления, по их признакам, или их отображениям, с целью своевременного раскрытия и предупреждения преступлений.
При диагностических исследованиях изучаются наступившие последствия, в результате определенного механизма воздействия следообразующего объекта, который должен быть понят и расшифрован исследователем на основе анализа определенных отображений как данного действия, так и характерных признаков следообразующего объекта (предмета). Решение этой задачи основывается на таком положении диалектического материализма, как повторяемость процессов в окружающем нас материальном мире. Криминалистика изучает закономерности совершения отдельных видов преступлений, в том числе, она изучает закономерности возникновения доказательственной информации, она накопила немалый опыт анализа типичных ситуаций, возникающих при совершении однотипных преступлений, которые вызывают одинаковые, похожие изменения в окружающей обстановке. Эти сведения успешно используются при решении диагностических задач.
В процессе криминалистического диагностирования могут применяться различные научные методы и средства изучения фактических данных, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений. Для установления истины по делу необходимым принципом является соблюдение принципа законности.
К объектам криминалистического исследования относятся не только лица, трупы животные, предметы и вещи и т.д., но и свойства объектов, их определенные соотношения, состояния. Нередко, важными условиями диагностических исследований являются условия, в которых произошло определенное действие – время, место, сопутствующие события и явления, которые должны быть доступными для изучения. Они в значительной степени влияют на результаты выводов.
Все объекты, подлежащие диагностическому исследованию, принято делить на диагностирующие и диагностируемые. Диагностирующие– это объекты, с помощью которых производится диагностирование - распознавание, определение предмета, его состояния, некоторого явления (это могут быть следы, предметы, коллекции, различная исследовательская аппаратура и т.д.). Диагностируемые– это объекты, распознание свойств и состояний которых необходимо установить.
Процесс диагностического исследования складывается из 4-х стадий:
1. Стадия предварительного исследования. На этой стадии устанавливается цель, определяются задачи и пути их решения.
2. Стадия аналитическая или раздельное исследование. На этой стадии выявляются доступные для достоверного изучения характеристики объекта, с учетом результатов предварительного исследования. После их точного определения и фиксации производится всесторонняя оценка их связей с изучаемым объектом, т.е. относятся ли они к сущности объекта, или являются случайными, не характерными для него, в какой степени они соответствуют данному объекту, не относятся ли они к признакам другого объекта.
3. Стадия сравнения. На этой стадии, с учетом полученных данных, осуществляется определение и отнесение изучаемого объекта к определенному классу, виду, роду аналогичных объектов, явлений, процессов, событий, уже известных, имевших место ранее. Производится их сопоставление и сравнение с целью выявления совпадающих и различающихся признаков.
4. Синтезирующая стадия – стадия оценки и формулирования выводов. Здесь оцениваются совокупности выявленных совпадений и различий непосредственно самого объекта, природы и механизмов осуществления определенных процессов, возможности, допустимости производства и совершения зафиксированных изменений, выполнения тех или иных действий в определенных ситуациях и т.д.
Диагностирование может проводиться в процессуальной и непроцессуальной формах. Результаты диагностирования, проведенные в процессуальной форме могут быть использованы в качестве источника доказательств по делу. Субъектами такого диагностирования могут выступать суд, следователь, специалист и другие лица. Результаты диагностирования, проведенные в непроцессуальной форме сотрудниками оперативных служб ОВД, имеют лишь ориентирующее значение и не могут быть использованы в качестве источника доказательств по делу.
Несмотря на совпадение стадий, форм и субъектов диагностического и идентификационного исследования между ними имеются существенные и принципиальные различия в целях, объектах и содержании. Непосредственной целью диагностического исследования является установление природы, механизма изучаемого явления, события, процесса, вещества (например: установление состава материала, установление направления и дистанции выстрела, установление возможности производства выстрела из исследуемого оружия без нажатия на спусковой крючок и т.д.). Целью идентификации является установление наличия или отсутствие тождества единичного, конкретного объекта (является ли лицо, изображенное на фотографии гражданином К.).
Для диагностических исследований нет ограничения в природе происхождения привлекаемых к изучению объектов, сравнительных образцов, а для производства криминалистических идентификационных исследований используются лишь материальные тела и их отображения.
Основное содержание процесса идентификационного исследования составляет изучение и сравнение, сопоставление идентификационных признаков, которые индивидуализируют сравниваемые объекты. Главным же содержанием процесса диагностирования является определение свойств и состояний исследуемых объектов, а также оценка результатов возможности производства определенных действий и соотношения событий, явлений, фактов.
Значение диагностических исследований в криминалистике заключается в том, что они помогают определить фактическое состояние исследуемого объекта (например: исправно ли огнестрельное оружие, пригодно ли оно для производства выстрела), или выявить первоначальное состояние объекта (например: восстановить перебитый номер на двигателе автомобиля, восстановить первоначальные /залитые или угасшие/ записи в исследуемом документе). Диагностические исследования обнаруженных следов позволяют реконструировать механизм совершения происшествия в целом в общих чертах, в его отдельных частях, этапах, эпизодах (по длине тормозного следа транспортного средства возможно определить скорость движения автомобиля, по дорожке следов на месте происшествия - пути проникновения и отхода преступника, по признакам взлома преграды – с какой стороны он был произведен и т.д.). По следам рук, ног, обуви, обнаруженных на месте происшествия, можно судить о количестве лиц, их действиях, в ряде случаев можно установить пол, примерный возраст, рост, профессиональные навыки и привычки преступника (-ов), и многое другое.
Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные с криминалистической идентификацией, установлением групповой принадлежности и криминалистической диагностикой. Лектором изложено понятие, сущность и значение указанных криминалистических теорий для практической деятельности органов внутренних дел, но в рамках лекции невозможно осветить всего объема теоретических знаний по данным вопросам, поэтому курсантам необходимо дополнительно ознакомится с научной литературой посвященной криминалистической идентификации и диагностике при подготовке к семинарам и практическим занятиям.
Заключение
В заключение лекции следует отметить:
1. Под идентификациейв криминалистике понимается сравнительное исследование материальных объектов и их отображений с целью разрешения вопроса о тождестве и получении на этой основе информации, используемой для раскрытия и расследования преступлений.
2. Процесс отождествления в криминалистике базируется на положениях теории познания, таких как индивидуальность, относительная устойчивость объектов материального мира и их способность к отображению.
3. Наряду с установлением тождества объектов широкое распространение в криминалистической идентификации получило установление групповой принадлежности объекта, т.е. его принадлежности к некоторому множеству однородных объектов. При этом под однородными понимают объекты, которые при всех их различиях обладают одним и тем же набором признаков группового свойства (например, ножи одного целевого назначения, одной формы, размеров и т. п.). Это группа существует на уровне рода, вида.
4. Криминалистическая диагностика может быть определена как учение о закономерностях криминалистического распознавания различных свойств и состояний объектов, связанных с расследуемым событием преступления, по их признакам, или их отображениям, с целью своевременного раскрытия и предупреждения преступлений.
Список литературы:
1. Воропаев Г.С. Проблемы идентификации неопознанных трупов в криминалистике: автореф. дис... канд. юрид. наук. – Владивосток, 2001.
2. Колдин В.Я. Идентификация при расследовании преступлений. – М., 1978.
3. Колдин В.Я. Судебная идентификация: учебное пособие для судей, следователей, прокуроров, лиц, производящих дознание, защитников, экспертов, специалистов, студентов и аспирантов. – М., 2002.
4. Колмаков В.П. Идентификационные действия следователя. – М., 1977.
5. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. – М., 1998.
6. Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика: учебное пособие. – М., 2006.
7. Седова Т.А. Проблемы методологии и практики нетрадиционной криминалистической идентификации. – Л., 1986.