Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Древнерусская икона: мир образов и символов



Введение

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом... Памятники культуры при­надлежат народу, и не одному только на­шему поколению. Мы несем за них ответ­ственность перед нашими потомками.

академик Д. С. Лихачев

 

Академик Д. С. Лихачев писал: «Первое «путешествие», которое человек должен совершить, — это «путешествие» по своей стране. Зна­комство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями - это всегда радость узнавания привычного в новом»[1].

Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрож­дение ее духовности, через приобщение к истории рус­ской культуры, ее ценностным ориентирам.

Не дающий покоя вопрос о смысле жизни, месте и роли человека во вселенной всегда волновал человечество. Но в переходные этапы развития эти вопросы встают каждый раз еще острее «вопрос, который всегда был основным для человека, - вопрос о смысле жизни. Сущность его – всегда одна и та же: он не может изменяться в зависимости от тех или других преходящих условий времени. Но он тем определеннее ставится и тем яснее сознается человеком, чем ярче выступают в жизни те злые силы, которые стремятся утвердить в мире кровавый хаос и бессмыслицу»[2].

И ответ на этот вопрос каждый находит свой, но есть ответ, который принимает большинство. И ответ этот найден не философами, а духовидцами, которые «мысли свои они выражали не в словах, а в красках. И, тем не менее, их живопись представляет собою прямой ответ на наш вопрос. Ибо в их дни он ставился не менее резко, чем теперь. Тот ужас войны, который мы теперь воспринимаем так остро, для них был злом хроническим. Об «образе зверином» в их времена напоминали бесчисленные орды, терзавшие Русь. Звериное царство и тогда приступало к народам все с тем же вековечным искушением: «все сие дам тебе, егда поклонишися мне». Все древнерусское религиозное искусство зародилось в борьбе с этим искушением. В ответ на него древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, видение иной жизненной правды и иного смысла мира»[3].

Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшем ду­ховном достоянии нашего народа.

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи, и не менее ог­ромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней в наши дни.

Они в недостатке знаний, но причины еще и в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - игра­ла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная.

Задача древнерусской живописи - воплотить слово, воплотить в образы учение Христа.

1. Воплотить слово, грандиозную древнюю церковную литера­туру (Священное Писание, Библию, апокрифы - древние повести, многочисленные жития святых, моления, хождения) нужно было как можно яснее, ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он испове­довал.

Была выработана глубоко своеобразная совокупность приемов, никогда больше не повторившаяся художественная система, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

2. Икона - отдельное самостоятельное изображение, написан­ное на доске. Изображение, образ, слово греческого происхождения - иекон. Но существует и собственное русское название икон — образа.

В широком смысле иконой, то есть образом, воплотившим сло­во, называется все, созданное этой живописью:

• Изображения, не отделимые от самих зданий храмов.

• Мозаики.

• Фрески.

• Миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

3. Поэтому часто употребляется термин «иконопись» - станко­вая культовая живопись, воплощающая общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительным произведением ис­кусства.

4. Во всякой иконе заключены два начала:

• Предмет религиозного обихода, атрибут религии, участница религиозных обрядов.

• Предмет искусства, произведение живописи, историческая, художественная, национальная ценность.

Смешение этих двух сторон привело к потере невозвратимой, невосполнимой, горькой.

Задача настоящей работы попытаться понять мир русской иконы, осмыслить роль и назначение иконы в русском храме, а в конечном итоге больше узнать о религиозном и художественном наследии русской православной церкви. Эта работа не дань моде, а желание понять, почему время проходит, а человек по-прежнему поклоняется русским иконам.

При написании работы были использованы различные источники.

 

Глава I

Древнерусская икона: мир образов и символов

Вместе с принятием христианства в конце X в. на Русь переносится и идеально соответст­вующая христианскому миропониманию худо­жественная система, выработанная Византией.

Опорная точка этой художественной сис­темы — признаваемое христианством деле­ние мира на реальный и духовный, видимый и невидимый, дольний и горний.

Реальный мир не изолирован от духовного. Мир видимый и мир невидимый соприкасают­ся. Важно почувствовать границу их соприкос­новения. Она их разделяет, но она же их и сое­диняет. На этой зыбкой грани двух миров и находится икона.

Мир горний именно благодаря своей нема­териальности недоступен чувственному взору. Он открывался лишь немногим, избранным, их «внутренним очам» как результат напряженной работы души, постепенного восхождения к контакту с сверхчувственным. На их опыт и опирается икона, обращаясь вместе с тем к ду­ховному опыту каждого, ибо «и в нас самих, — как писал Павел Флоренский, — жизнь в види­мом чередуется с жизнью в невидимом, и тем самым бывают времена пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома времени, когда оба мира соприкасаются, и на­ми созерцается самое это прикосновение». Икона призвана, опираясь на эти смутные, ед­ва уловимые наши собственные ощущения, вывести сознание в мир горний. Иконы, по определению Дионисия Ареопагита, — «види­мые изображения тайных и сверхъестествен­ных зрелищ».

Как овеществить невещественное, изобра­зить невидимое, не перейдя эту тонкую грань соприкосновения двух миров, а лишь вещест­венно наметить сверхчувственные идеи, сде­лать видение почти общедоступным?

Поиск изобразительной формы, идеально отвечающей этой идее изображения неизобразимого, шел в Византии в течение столетий и вылился в художественную систему, не подле­жащую произвольному изменению (канон).

К моменту переноса этой художественной системы на Русь, законы ее были обдуманы, выверены, окончательно найдены. «Древняя русская живопись, — отмечает П.П.Мура­тов, — изобилует оттого явлениями совершен­ства и зрелости, найденности и окончательно­сти. Она является сразу в блеске классических достижений». На русской почве византийская художественная система постепенно приобре­ла ряд новых черт.

Нас отделяет от древних икон огромный пласт времени. В средневековом искусстве выразилось мирочувствие эпохи. Икона была созвучна средневековому зрителю, отвечала его жизненному ритму. Для нас же, живущих в XXI в., затруднителен даже самый простой, верхний срез восприятия средневековой живописи. Икону в Древней Руси не только почи­тали, но и читали.

Например, великолепная икона XII в. — «Успение Богоматери». (См.приложение № 1). Высокое ложе с телом Богоматери окружено апостолами и святите­лями. В фигуре за ложем современный чело­век узнает Христа. Остальные же изображе­ния, пожалуй, остаются непонятными для большинства. В руках Христа — маленькая спеленатая фигурка — так изображается душа. (Зачастую в иконопи­си для передачи сложных и труднопредставимых понятий находятся очень конкретные и от­того трогательные символы.) Синий с золоты­ми звездочками сегмент вверху композиции обозначает небесный свод. Изображенные ло­же, две свечи указывают на то, что действие происходит в интерьере.

Человек средневековья, знакомый с сюже­том, без труда узнал бы в верхней части рас­сматриваемой нами композиции апостолов, перенесенных к месту Успения на облаках со всех концов мира, где они проповедовали Евангелие. Он знал и иконографию — устой­чивую традицию изображения того или иного лица, события. Иконография складывалась на основе разнообразных литературных источни­ков и особенностях их символического толкования. Изображение Успения, например, осно­вывается на знакомых современнику церковных песнопениях и апокрифах (неканонических тек­стах). Поэтому икона читалась им так же естест­венно, как нами складываются знаки, обознача­ющие буквы, в слоги, затем в слова.

Но как для понимания смысла текста важно не только значение отдельных слов, но и их сочетания, их ритм и т. д., так иконографиче­ское прочтение — лишь первое, начальное ус­ловие общения с иконой, имеющей бесконеч­ное множество уровней постижения. Икона — искусство символов, при этом упомянутые вы­ше смысловые знаки представляют самый простой уровень. К более сложному ряду отно­сится цвет и фон. Красочные сочетания несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Так золотой фон — символ божест­венного света, божественной славы, надреального бытия.

В нашей иконе благодаря золотому фону есть ощущение соприкосновения двух миров — земного и горнего. Лежащая на одре Богома­терь со всеми близкими, окружающими ложе, телесно пребывает в здешнем плане бытия. А Христос с душою Богоматери — в другом из­мерении. Золото фона объединило два мира. Между Христом и тесно сбитыми двумя груп­пами апостолов — пространственные паузы. Этот прием выделения фигуры Христа допол­нен острыми вертикалями свечей справа и слева от него. Таким образом, не проведена, но лишь намечена граница двух миров.

Успение — это не конец, а лишь заверше­ние земного отрезка пути, не смерть, а час «пе­реселения на небо». Общий строй иконы не трагичен.

Иконописи важно в реальном событии ир­реальное. Икона не копирует действитель­ность, а прозревает в ней первооснову, суть. Земные формы — лишь условие доступности человеческому взору мира духовных сущно­стей. И эти формы, насколько возможно, стре­мятся освободиться от сходства с действитель­ностью. Икона плоскостна, в ней нарушена земная логика. Персонажи повторяются дваж­ды, совмещаются разновременные события. Апостолы на облаках несутся с разных концов земли, и они же — у ложа Богоматери. Ангелы подлетают к Христу, чтобы принять душу Ма­рии, и они же — в сегменте неба с душою в руках. Время сгустилось, уплотнилось. Рассто­яния сжались, вместившись в небольшое поле иконной доски. Каждое из изображенных со­бытий принадлежит вечности. Там, в вечно­сти, как в волшебном ларце, они оказываются рядом и каждую минуту вновь совершаются, как в церкви на каждой литургии повторяется земной путь Христа. Поэтому и на иконе они рядом. Иконопись не знает ни времени, ни расстояний.

Пространство иконы похоже на реальный мир и абсолютно отлично от него. Здесь знако­мые предметы приобретают необычный вид. На новгородской иконе «Покров» (XIV— XV вв.) изображено чудо, происходящее в хра­ме. (См.приложение № 2). В нижней части композиции мы видим внутреннее пространство собора: царские вра­та, колонны, арки, своды. Выше, над свода­ми, — купола, — то, что зрительно отличает снаружи храм от любой другой постройки. Та­ким образом, совмещаются внутреннее про­странство и внешний вид храма, он предстает как бы в разрезе. Чтобы ни один из пяти купо­лов большого храма не заслонял другой, как неизбежно происходит в действительности, мастер выстраивает их в одну линию, словно разворачивая постройку на плоскости. Услов­но можно сказать, что художник размещает ря­дом несколько проекций одного собора. Та­ким образом, изображение большого храма превращается в изображение пяти маленьких храмиков. Совместив возможные и невоз­можные в реальности ракурсы, художник пере­дал не зрительное восприятие облика храма с одной точки зрения, а знание о нем.

Икона являет собой как бы свод объектив­ных данных, для изображения каждого предме­та избирается тот вид или несколько видов, которые передают его существенные черты, вследствие чего появляются изображения, не­сущие в себе геометрические искажения.

Часто пространственные построения в ико­нописи называют обратной перспективой. Иногда обратная перспектива действительно присутствует. Например, в иконе «Троица» ки­сти Андрея Рублева изображения седалищ и подножий не сокращаются по мере удаления от зрителя, а расширяются». Но это не общее правило, в целом иконное пространство не подчинено ни прямой, ни обратной перспекти­ве, эти пространственные построения скорее можно назвать иконной перспективой.

Геометрические искажения — не наивность незрелого мастера, а тонко выверенный худо­жественный расчет»[4]. Вернемся к иконе XII в. «Успение». Ложе Богоматери представлено одновременно с двух точек зрения: сверху и сбоку, и таким образом распластано на плоско­сти. Линии, подчинив объем, приобрели необыкновенную силу выразительности. Компо­зиция «Успения» строится на ритмических по­вторах плавно изогнутых контуров и их зер­кальных отражений. Верхнее горизонтальное ребро ложа Богоматери, нарушив все законы геометрии, подчинившись очертаниям лежа­щего на нем тела, мягко закруглилось у изго­ловья. Почти точным зеркальным отражением абриса плеч и головы Марии явился контур приникшего к изголовью Иоанна Богослова, чуть более плавно его повторил абрис фигуры склоненного у ног апостола Павла. Ритм явил­ся основой художественного организма ико­ны, в котором убедительны все отступления от здешних, земных представлений.

«В иконе «Покров» храмы-башенки, на кото­рые «разбилось» изображение большого хра­ма, венчают композицию и придают ей завер­шенность, стройность. Они усиливают ритм вертикалей, намеченный колоннами, фигурой Богоматери с молитвенно поднятыми руками. Она обращается к изображенному выше Хри­сту, прося за людей. Молитвенное восхожде­ние ввысь, к горним пределам, подчиняет про­странство иконы, разворачивающееся не в глубь, а вверх»[5].

«В этой иконе мы встречаемся с интересным приемом — совмещением в одном изображе­нии двух событий, имеющих сходство (конта­минация). Основной сюжет иконы — видение Андрея Юродивого. Во Влахернском храме Константинополя во время службы он увидел, как вошла Богоматерь, сняла с головы мафорий (покрывало) и простерла над молящимися в знак защиты. На иконе Андрей Юродивый изображен указующим на Богоматерь, но в ру­ках у нее нет мафория. Изображение ангелов, несущих покров над нею, служит указанием на другое чудо. В этом же храме каждую пятницу завеса-покров, закрывавшая чудотворную ико­ну Богоматери, сама поднималась и держалась на воздухе до следующего дня»[6].

Иконография «Покрова» сложилась на Руси, где особо почитали милостивую заступницу Божью матерь. Простертый над молящимися мафорий в видении Андрея Юродивого — символ невидимого покрова над миром, по­крова милосердия Богородицы над каждым.

Символика иконописи, как и любого другого средневекового искусства, вытекает из существовавших представлений о мироздании и его законах и понятна только в этом контексте. Христианская церковь есть единство Церкви небесной и Церкви земной. Земная Церковь в лице всех верующих служит небесной, воздавая почитание и молитвы. Не­бесная служит земной своим заступничеством перед Богом, своими молитвами о живущих. На иконе «Покров» молящимися в храме изображены апостолы, отцы церкви, святые, анге­лы. Все они — представители Церкви небес­ной. «Покров» может «читаться» как символ Церкви-заступницы, символ единства небес­ной и земной молитв, возносимых к Христу.

Язык иконописи лаконичен и точен. Здесь нет места несущественным деталям, отвлекаю­щим от главного. Главное в иконе всегда ак­центируется при помощи разных приемов. В «Успении» фигура Христа — в центре и отде­лена от всех пространственными интервала­ми. В «Покрове» фигура Христа буквально «подчеркнута» красной полосой покрывала.

Самый распространенный и про­стой прием акцентировки главного персона­жа — увеличение его размера. «Иногда он ис­пользуется весьма тактично, как в той же иконе «Покров», где фигура Богоматери лишь чуть больше других. Иногда этот прием доводится почти до абсурда, как в замечательной новго­родской иконе XIII в. с изображениями Иоан­на Лествичника (См.приложение № 7), святых Георгия Победоносца и Власия. Подобные иконы с избранными святы­ми были широко распространены. Выбор тех или иных святых определялся их популярно­стью, а также личными мотивами заказчика или иконописца, у каждого из которых были свои небесные покровители. Понять, что со­здатель и заказчик этой иконы всем предпочи­тают Иоанна Лествичника нетрудно, его аске­тичная фигура в два раза больше других. Ду­ховная и смысловая значимость здесь выража­ется в превосходстве размера. Кстати, в этой доведенной до предела разномасштабности, как и в других деталях, ясно проступают осо­бенности новгородской иконописи»[7].

Выше уже упоминалось о плоскостности как характерной особенности и византийской, и русской средневековой живописи. Определение плоскостный в большей степени относится к иконно­му пространству, имеющему малую глубину, тогда как ни фигуры, ни тем более лики нельзя однозначно определить как плоские или объ­емные.

Один из самых прекрасных образов древне­русского искусства — лик «Ангела Златые Вла­сы» (XII в.). (См.приложение № 4). «Мерцание золотых нитей, разделяющих пряди темных волос, создает ощуще­ние драгоценного убора. Мягкую округлость чуть полноватых щек передает легкая тень на подбородке и шее. Чуть более темные тени вокруг печально-задумчивых глаз, едва замет­ные в уголках губ, вдоль линии носа намечают объемную лепку лица удивительной красоты. Огромные «бархатные» глаза, чуть с горбинкой нос. В этих чертах есть элемент красоты южной, византийского типа. Но даже эта этниче­ская конкретность не делает лик земным. Не по земному легки, едва уловимы его объемы, едва заметны тени. Слово тени здесь не точно. Те­ней как таковых, как темных пятен, ложащихся на поверхность, здесь нет. Темная краска в ме­стах будущих теней нанесена одновременно с рисунком на белый грунт. Поверх положен слой светлой охры, которая смягчила, приту­шила темный цвет. Сверху охры — легкая подрумянка. Благодаря тонкости, прозрачности верхнего слоя краски свет отражается от бело­го грунта, придавая лику неземное свечение»[8].

К XIV в. основным стал другой прием написания ликов — санкирный. Санкирь — темная краска зеленоватого оттенка покрывает всю поверхность будущего лика. Поверх санкиря наносятся слои охры (вохрение). Каждый следующий слой светлее предыдущего и мень­ше по площади. Границы слоев не видны, сплавлены; такую манеру именуют плавями.

В этой технике и выполнен Спас из Звениго­родского чина работы Андрея Рублева (начало XV в.). (См.приложение № 5). Последовательно высветленные краски создают ощущение потока света, из кото­рого, оплотняясь, сотворяется лик. Непереда­ваемо чувство, когда кажется почти невозмож­ным его существование. Он едва уловим и од­новременно ясно зрим.

Так же и на фигурах ангелов из рублевской «Троицы» легкие голубые пробела (высветле­ния) создают ощущение невесомости наме­ченной ими же формы.

При всех различиях этих технических при­емов они подчинены главной цели иконописи — передать инобытие, а значит и иное простран­ство, иной объем, иную плоть, отбросившую земную грузность и ставшую воплощением ду­ха. Бесплотная небесная сила — ангел — яв­лена в прекрасном юном лике; в земном об­личье — вочеловечившийся Бог. «Иосиф Волоцкий называет икону «во плоти смотрением Христовым», тогда как недоступное земным очам «созерцаем духовне». Только через види­мые, схожие с земными формы человек может увидеть незримое. И любая икона — это сим­вол, через красоту которого прозревается кра­сота недостижимая. Но символ — не отвле­ченный значок, а образ, неотделимый от первообраза, который икона представляет, к кото­рому ведет. «Не вещь чтуще, но вид и зрак кра­соты божественнаго оного изображения, и от вещнаго сего зрака взлетает ум наш и мысль к божественному желанию и любви». Этой всеобъемлющей любовью — залогом спасения мира — полон звенигородский Спас. Любо­вью, обращенной на всех и каждого»[9].

Особую душевность, теплоту приобретает русская иконопись, не утратив при этом вели­чия византийских образов. XIV — XV вв. — пе­риод расцвета русской средневековой живо­писи. Результатом пройденного к этому вре­мени Русью собственного пути «духовного де­лания» явились изумительные по силе, красоте и значимости творения Рублева. Его произве­дения — вершина русской иконописи. Его «Троица» (начало XV в.) — непревзойденная высота художественной символики. (См.приложение № 3).

Чтобы понять невероятную сложность за­мысла «Троицы», необходимо остановиться на самом понятии, сюжете и иконографии этого произведения.

«Основной, краеугольный и в то же время самый непостижимый разумом догмат христи­анской веры — Бог един по существу и троичен в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой. Попытки логически осмыслить единство природы и троичность ипостасей божест­ва рождали многочисленные ереси, в том числе на Руси времени Андрея Рублева. Как сущест­вует Троица, в своей сущности христианское вероучение не объясняет, догмат утверждается и принимается верою»[10].

Возможно ли изобразить то, что по опре­делению недоступно пониманию? И в Визан­тии, и в Древней Руси до Рублева уже сущест­вовал иконографический образец — «Троица Ветхозаветная». «Не очень понятное словосо­четание. Ведь понятие Троицы присуще только христианству, а книги Ветхого завета появи­лись задолго до рождения этой веры. Как изве­стно, христианство объединяет книги Ветхого и Нового заветов. Христианские мыслители усматривают в событиях Ветхого завета прооб­разы новозаветных понятий. Так, загадочный текст 18-й главы книги Бытия, повествующий о том, как старцу Аврааму, чей шатер стоял у дуба Мамврийского, явился Бог в образе трех мужей-ангелов, чтобы возвестить ему о гряду­щем чудесном рождении сына Исаака, толко­вался христианскими писателями как явление прообраза Троицы. Так таинственное богояв­ление Ветхого завета стало сюжетом изобра­жения Троицы. Таинственное потому, что из текста явно не следует, кто явился Аврааму: три ангела, Бог в сопровождении двух ангелов или прообраз Троицы; поэтому понимался текст в разное время по-разному»[11].

Что же мы видим в «Троице» Рублева?

В полном без­молвии восседают вокруг стола с чашей три златокудрых, златокрылых ангела. Их взгляды соприкасаются, головы согласно склонены, и неспешные жесты рук говорят о «священной беседе». По сути, в иконе Рублева нет сю­жета. Дом, скала, дуб в верхней части компози­ции лишь отдаленно напоминают не о сюжете, а о месте явления. Произведение, созданное Рублевым, можно назвать художественным прозрением на догмат Троицы, не прообра­зом, а прямым воплощением главного догмата христианства. В известную иконографиче­скую схему вместилось новое содержание. Художник доносит до созер­цающего икону сокровенный смысл ее неподражаемым ритмом линий и языком красочных сочетаний.

Круг — основная композиционная тема «Троицы». Незримый круг очертил фигуры ан­гелов. Круговому движению вторят изгиб кро­ны дерева и силуэт горы. Всюду повторы плав­ных круглящихся линий (наклон головы сред­него ангела — крона дерева, движение право­го ангела — склон горы и т. д.) или их зеркаль­ных отражений (например, линия спины лево­го ангела — линия спины правого ангела). Мы уже отмечали этот закон художественного строя икон, говоря об «Успении». Только ха­рактер ритма той иконы, созданной в XII в. и находящейся еще «в орбите притяжения ви­зантийского искусства», был иной. Изобра­женное на ней вызывает представление о цер­ковной процессии. У Рублева лейтмотивом всей композиции стал мотив круга — символ единства и любви, единства трех лиц Троицы.

«Символика цвета служит выявлению и уг­лублению основной идеи. Краски «Троицы» поражают, с одной стороны, силой цвета, а с другой стороны, редкой согласованностью. Оттенки розовато-сиреневого, серебристо-зеленого, золотистожелтого живут созвучно. В этом мудром цветовом сочетании, не нару­шив гармонии красочных взаимоотношений, выступает тема необыкновенно интенсивного голубого цвета. Голубец встречается в одеждах каждого из пришельцев: водопад голубого в гиматии (плаще) центрального ангела, его по­втор в хитоне (одежде под плащом) правого ангела, и яркий всплеск и различные оттенки того же цвета в одежде левого ангела. Голу­бец — символ небесного. «Ипостаси божества взаимно проникают друг в друга и в мысли, и воле, и в действии»[12].

«Композиционный центр иконы — чаша. К ней направлены движения рук, проявляющие волю лиц Троицы. Во взаимном общении ипо­стасей этот предмет таинственным образом участвует. На него указует средний ангел. Он в вишневом хитоне и голубом гиматии. Цвета земного и небесного сошлись здесь, как человеческая и божественная природа в Христе. И символика цвета, и клав (нашивной знак на одежде) помогают узнать в средней фигуре Христа. Он указует на чашу, согласно склонив голову к отцу. Чаша выражает идею его иску­пительной жертвы. Запечатлен величествен­ный момент Предвечного Совета. Бог-отец (левый ангел) предопределяет чашу страда­ний. Сын послушно приемлет ее. Дух святой (правый ангел) утверждает непреложность жертвы. Принято единое решение: спасти человека ценою крестной жертвы Христа. «Так постепенно вводит иконописец в глубину тай­ны искупления, открывает миру, что любовь божественная есть любовь жертвенная»[13].

Вся сложность и деликатность символики художественного организма, созданного Руб­левым, ясно проступают при сравнении с ре­шением казалось бы той же темы в «Троице» онежского художника (конец XV в.). Здесь так же, как у Рублева, — три ангела за трапезой. Незатейливый крестьянский мастер наделяет каждого из них крестчатым нимбом — атрибу­том только второго лица Троицы, тем самым, подчеркивая триединство.

Икона Рублева пронизана внутренним дви­жением. При длительном общении с этим про­изведением глаз постепенно открывает беско­нечное множество новых значений, обогаща­ющих образ. Каждый кусочек иконной доски пронизан трепетным дыханием гения мастера. Частности сопряжены с целым. Глаз, следуя за тихо струящимися линиями, открывает слож­ные внутренние ходы, сокровенные соответст­вия форм и даже расстояний между изображе­ниями. Одно из самых тонких проявлений глу­бины символики «Троицы» то, что форма ин­тервала между фигурами боковых ангелов по­вторяет очертания чаши, стоящей на престоле. Так жертвенная чаша незримо вмещает фигуру Христа.

Поразительно сочетание в этой иконе вер­шин богословской концепции и общечеловечности формы. Художник сумел поделиться с самым неискушенным зрителем духовным опытом созерцания. Икона входит в душу не­посредственно, «одним течением линий», рож­дая особое состояние, мягко, не порывисто и вместе с тем мгновенно выводя смотрящего из суеты каждодневных забот и постепенно наполняя его существо ощущением высшего смысла, разлитого во вселенной, давая ему возможность услышать ту «тайную мелодию зримого мира», о которой говорили еще антич­ные философы.

Впитав духовный и художественный опыт, накопленный многими поколениями, Андрей Рублев смог так близко подойти к непостижи­мому и так ясно выразить то, что ему откры­лось. Этот опыт был сконцентрирован в кано­не. Поиск формы, адекватной труднопостижи­мой идее, начинался в средние века каждым индивидуальным мастером не с нуля, а уже найденное было закреплено в освященной традиции, и с уровня достигнутого начинался творческий процесс.

В России средневековую эпоху завершает XVII в. — век сложный, многогранный, двой­ственный. Постепенное обмирщение созна­ния, нарастающий интерес к материальному миру сталкивались с традиционными взглядами. Двойственность мироощущения этого столетия ярко отразилась в творчестве крупнейшего мастера эпохи — Симона Ушакова. До нас дошло немало созданий этого мастера. Одно из них «Троица» (1671 г.). (См.приложение № 6). «В этой иконе ангелы повторяют позы рублевских, но попыт­ка придать им объемность делает их одутлова­тыми, тяжелыми. Линия, связанная с объемом, потеряла свою прежнюю самостоятельную вы­разительность, и уже невозможна та волшеб­ная игра контуров, создававшая внутренний ритм произведения Рублева. Условно изобра­женный Рублевым Мамврийский дуб, превра­тился в огромное раскидистое дерево. Заставленный снедью и утварью стол не имеет ничего общего с престолом высшей жертвы и лишь утяжеляет нижнюю часть и без того слишком заполненной композиции. Старательно изо­браженные на столе фрукты, овощи, тарелки с ножами и ложками демонстрируют стремле­ние художника сделать живопись отражением земной красоты. Зеркалом жизни назвал Си­мон Ушаков живопись в своем теоретическом труде «Слово к любителю иконного писания»[14]. «Не оставляя дерзаний о неведомом, художник любуется здешним, что приводит к художественным противоречиям в его произведении. Плоскостность первого плана с обратной перспективой не соответствует изображению ар­хитектурного сооружения в прямой перспек­тиве на втором плане. Совмещение несколь­ких точек зрения при изображении предметов входит в противоречие с иллюзорной переда­чей фактуры их поверхностей (кувшин, чаши). От рублевской гармоничности и одухотворенности не осталось и следа»[15].

Навсегда утрачены ясность и внутренняя ло­гика древних произведений. Двойственность «Троицы» и других созданий Симона Ушакова была неизбежной. Он — крупный мастер по­следнего столетия средневековья, несшего элементы уже иного, более светского, миро­воззрения. «Живопись улавливает перемены, происходящие в душах и умах. Условность, символичность, отказ от иллюзорности, нату­ралистичности были в древней живописи не случайны. XVII век, уже не ощущавший столь ясно целей иконописи, стремится «улучшить» канон, тем самым его разрушая. Канон сущест­вует до тех пор, пока он адекватен мировос­приятию эпохи. XVII веком заканчивается ис­тория русской классической иконописи»[16].

 

 

Глава II

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.