Программа учебной дисциплины базовой части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили: Русский язык. Литература
(очная форма обучения)
Составители:
Мазилина Н.А., кандидат педагогических наук, доцент;
Фуфаев И.В., кандидат педагогических наук старший преподаватель
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от « » ____________ 2012 г. № ___)
Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Документы на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Естественнонаучная картина мира» составлена в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки050100.62 Педагогическое образование, профили: "Русский язык. Литература", утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерацииот 17 января 2011 года (номер государственной регистрации № 46) и в соответствии с учебным планом.
Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель изучениядисциплины: формирование научного мировоззрения, представления о современной картине мира, освоение основных приемов и методов познавательной деятельности, необходимых современному квалифицированному специалисту.
Задачи дисциплины:
- сформировать у студентов естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение (теоретическое представление о тенденциях процессов в естественнонаучном познании, преодолевать фрагментарность данных в сфере современного естествознания).
- выработать у студентов систему знаний и представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира.
- научить понимать и иметь представление о сущности различных естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания.
- научить осознавать проблемы экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания.
- расширить общекультурный кругозор и профессиональную культуру студентов.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б1).
Требования к усвоению дисциплины
В результате освоения дисциплины "Естественнонаучная картина мира" обучающийся должен обладать следующими:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- быть способным находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
- быть способным использовать основные законы и методы естественнонаучных и точных наук в профессиональной деятельности (ОК-8);
- владеть одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
–основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.
Уметь:
– применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности;
Владеть:
– основными методами математической обработки информации.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Номер семестра
Учебные занятия
В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм
Форма итоговой аттестации
Всего
Лекции, час
Лабораторные занятия, час
Практическ. занятия, час
Самостоят. работа, час
Экзамен, час
Трудоемкость
Зач. ед.
Часы
(21%)
экзамен
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела и тем
Количество часов по формам организации обучения
Лекц. занятия
Лаб. занятия
Практ. занятия
Самост. работа
Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм
1 семестр
Раздел 1. Естествознание, его особенности и место в современной культуре.
Тема 1. Естествознание как часть научного познания.
Тема 2. Структура и динамика естественнонаучного познания.
Раздел 2. Современная физика: основные открытия, концепции и тенденции развития.
Тема 3. Структурные уровни организации материи.
Тема 4. Современная физика о развитии природы.
Тема 5. Фундаментальные законы и принципы физики.
Раздел 3. Современная химия.
Тема 6.Основные понятия и концепции современной химии.
Раздел 4. Современная геология
Тема 7. Концептуальное содержание наук о Земле.
Раздел 5. Основные концепции и тенденции развития биологии.
Тема 8. Проблема происхождения и сущности жизни.
Тема 9. Современная экология и учение о биосфере.
Раздел 6. Человек.
Тема 10. Естественные науки о человеке
Раздел 7. Современная наука и культура.
Тема 11. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки и культуры.