В современных условиях сглаживания операционных границ между предприятиями достаточно сложно разделять внешние и внутренние процессы в организации. В этом контексте электронная коммерция охватывает как взаимоотношения между предприятиями, так и процессы жизнедеятельности внутри них.
Классификацию систем е-коммерции можно провести рассматривая взаимодействие ее объектов и субъектов, а также по признакам места действия системы, степенью деятельности и т.д.
Участниками е-коммерции могут быть:
- государственные учреждения (G) – министерство, ведомство, адвокатура, суд;
- субъект хозяйственной деятельности (B) – ОАО, ЗАО, ЧП, промышленно-финансовая группа, банк и т.д.
- потребитель (C) – физическое лицо.
В связи с этим продукция и структура электронной коммерции охватывает такие сферы:
- электронная коммерция на государственном уровне (модель G2B – системы распределения гос. заказов, электронные тендеры, взаимодействие с налоговой администрацией; G2C – системы соц. обслуживания (пенсии, льготы), коммунального обслуживания, информационно-справочные службы; G2G – выборы, автоматизированные системы сотрудничества в таможне, налоговой);
- электронная коммерция на потребительском рынке;
- электронная коммерция между предприятиями;
- электронная коммерция внутри организации.
на государственном уровне (модель G2B – системы распределения гос. заказов, электронные тендеры, взаимодействие с налоговой администрацией; G2C – системы соц. обслуживания (пенсии, льготы), коммунального обслуживания, информационно-справочные службы; G2G – выборы, автоматизированные системы сотрудничества в таможне, налоговой);
Електронних документів до таких адресатів:
— Міністерство доходів і зборів України
— Пенсійного фонду України
— Державного комітету статистики України
Схема B2C или бизнес-потребитель – ЭК на потребительском рынке.
В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли — традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров.
Различают такие системы:
- Интернет-витрины;
- Интернет-магазины
- Интренет-аукционы
- Электронные супермаркеты
- Торговые Интернет-системы
Развитие электронной торговли с 1979 г. Джефф Безос – основатель 1-го интернет-магазина Amazon.com. Входит в 10 наиболее посещаемых магазинов. Начало как книжный. 1-й год прибыль 1 млн $.
Почти все зарубежные интернет-магазины стартовали с продаж книг.
Сейчас продажи Amazon.com составляют 2500 млн $. Годовой рост продаж 14%.
Схема B2B или бизнес-бизнес.
Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B — одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B — продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.