2. Основные организационно-экономические модели е-коммерции
3. Особенности е-коммерции.
Е-коммерция как часть е-бизнеса.
Впервые термин «электронный бизнес» был использован компанией IBM, которая определила его как «преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий» (90-е гг.)
Электронный бизнес (Е-бизнес) — деловая активность, при которой вся совокупность как внутренних, так и внешних связей, а также автоматизация бизнес-процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационными компьютерными технологиями.
Важнейшей составляющей Е-бизнеса является Е-коммерция.
Электронная коммерция (Е-коммерция) — разновидность бизнес-активности, в которой взаимодействие субъектов бизнеса в процессе покупки-продажи товаров и услуг (как материальных, так и информационных) происходит посредством глобальной компьютерной сети Internet или любой другой информационной сети.
Электронная коммерция (директор CommerceNet) – модель ведения бизнеса, которая включает распространение информации про компанию и ее товар, осуществление заказов и платежей по товарам и услугам, доставку ПО и информационных продуктов, послепродажное обслуживание потребителя и виртуальное сотрудничество в процессе разработки новых товаров посредством всемирной информационной сети.
Т.о., понимание электронной коммерции только как процесса покупки-продажи продуктов в режиме он-лайн очень узкое. Электронная коммерция объединяет процессы разработки, продвижения на рынок, продажи, доставки, послепродажного обслуживания и оплаты товаров и услуг с помощью Интернет, создание виртуальных сообществ потребителей и бизнес-партнеров. Таким образом, ЭК содержит в себе не только деловые операции, связанные с непосредственным получением прибыли, но и сопутствующие процессы (создание спроса на товар, послепродажное обслуживание, облегчение взаимодействия между деловыми партнерами).
К электронной коммерции относят:
электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),
электронную торговлю (e-trade),
электронные деньги (e-cash),
электронный маркетинг (e-marketing),
электронный банкинг (e-banking),
электронные страховые услуги (e-insurance).
Основу функционирования системы электронной коммерции составляют электронные (виртуальные) магазины. Электронные магазины (интернет-магазины) представляют собой реализованное коммерсантом представительство в сети Интернет. Главная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказании услуг другим пользователям сети Интернет.
Закони України від 22 травня 2003 року № 851-VI "Про електронні документи та електронний документообіг", №852-VI "Про електронний цифровий підпис"
Концепція створення та функціонування автоматизованої системи "Єдине вікно подання електронної звітності" від 7 серпня 2013 р. N 587-р.
Закон України «Про платіжні системи та переказ коштів в Україні» від 05.04.2001 № 2346-III
По мнению Д.Страусса и Р. Фроста (Strauss J., Frost R.), электронный бизнес представляет собой комбинацию таких элементов (2001 г.):
EB = EC + BI + CRM + SCM + ERP,
де EB (Electronic Business) – электронный бизнес;
EC (Electronic Commerce) – электронная коммерция;
BI (Business Intelligence) – бизнес-аналитика, а саме програмне забезпечення, створене для допомоги менеджеру в аналізі інформації про компанію та оточення; BI являє собою збір вторинної та первинної інформації про конкурентів, ринках, споживачів та ін.
CRM (Customer Relationships Management) – управління взаємовідносинами зі споживачами;
SCM (Supply Channel Management) – управління каналами розподілу (постачання);
ERP (Enterprise Resource Planning) – планування ресурсів підприємства.
CRM - включає в себе утримання, як організації, так і індивідуальних клієнтів, за допомогою стратегій, які орієнтовані на задоволення їх потреб (як товарами / послугами, так і діяльністю самої компанії).
SCM - включає в себе координацію каналу розподілення/постачання з метою забезпечення доставки товару споживачам ефективним за результатом та витратами способом.
ERP - відноситься до внутрішніх операцій підприємства, таких як прийом замовлення, покупка, виписка рахунків і інвентарний контроль. Дана система дозволяє організаціям оптимізувати бізнес-процеси, скорочуючи, при цьому, витрати.