Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Кафедра “Электроника и автотракторное электрооборудование”
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
Cтартер
Методические указания
к лабораторной работе по дисциплине
“Электрооборудование автомобилей”: 150200 и 240400
Составители: А.П. Попов, С.М. Клеванский
Омск
Издательство СибАДИ
Лабораторная работа № 4
Диагностика неисправностей системы пуска двигателя.
1. Цель работы
- знакомство с электрооборудованием системы пуска двигателя;
- освоение приемов определения неисправностей элементов системы;
- приобретение навыков работы с диагностическим оборудованием.
2. Правила безопасной работы
- сборку схемы и любые переключения проводников производить только при снятом питания;
- нельзя включать источник тока при разомкнутой цепи его нагрузки;
- нельзя пользоваться проводниками с нарушенной изоляцией и неисправными наконечниками;
- перед включением схема должна быть предъявлена преподавателю и получе-но его разрешение на включение;
- на работающем стенде нельзя касаться токоведущих элементов и вращающих частей;
- при любой аварийной ситуации, угрожающей людям или оборудованию, не-обходимо отключить стенд большой красной кнопкой ”Общий стоп” и сооб-щить преподавателю.
3. Домашняя подготовка
- изучить по лекциям или литературе [1¸3] теоретические вопросы по системам пуска двигателей, а также возможные причины неисправностей устройств, вхо-дящих в состав системы пуска.
- подготовить к началу работы реферат по теоретической части.
- начертить один из вариантов системы пуска.
Выполнение лабораторной работы
Результаты домашней подготовки предъявляются преподавателю перед на-чалом работы на стенде; каждый член бригады должен быть готов дать необхо-димые комментарии к подготовленным материалам.
К выполнению работы преподаватель допускает лишь тех членов бригады, ко-
торые показали достаточное знание теории и понимание задач, которые долж-
ны решаться в лаборатории.
Работа выполняется членами бригады самостоятельно под наблюдением пре-
подавателя, которому должны быть показаны:
- собранные схемы до их включения;
- полученные результаты до демонтажа схемы.
При хорошей подготовке и четкой работе всех членов бригады допускается
Оформление одного отчета на бригаду в ходе выполнения работы и защита вы-
полненной работы на основе этого отчета в день выполнения работы.
Если условия, указанные в предыдущем пункте, не выполнены, к следующе-му занятию должен быть подготовлен отчет по работе - один на бригаду или индивидуальный каждым членом бригады - по усмотрению преподавателя.
Работа защищается каждым членом бригады на основании отчета на следую-
щем занятии. Непредставление отчета по предыдущей работе автоматически ве-
дет к недопуску к следующей работе.
Накопление «долгов» недопустимо и должно рассматриваться как невыпол-
нение плана учебных занятий.
5. Общие сведения
Надежная работа системы пуска (см. рис.1) во многом зависит от состояния аккумуляторной батареи, чистоты и плотности крепления наконечников прово-дов на клеммах стартера, аккумуляторной батареи и корпусе автомобиля, ис-правности реле включения и выключателя зажигания, а также крепления стар-тера к картеру маховика двигателя. Следует помнить, что в зимнее время ухуд-шаются условия работы системы пуска. Понижение температуры электролита в аккумуляторах батареи вызывает значительное снижение ее емкости и падение напряжения при работе стартера, что уменьшает мощность и крутящий момент электродвигателя стартера.
Признаки неисправностей
Неисправности, возникающие в системе пуска, характеризуются следующи-ми основными признаками: стартер включается, а затем самопроизвольно от-ключается; не включается тяговое реле стартера; тяговое реле включается, но якорь электродвигателя стартера не вращается; электродвигатель стартера не развивает необходимую мощность, электродвигатель стартера работает, а ко-
Рис. 1 Система пуска двигателя автомобилей ВАЗ- 2108, -2109
ленчатый вал двигателя не вращается; повышенный шум при включении стар-тера; стартер не выключается после пуска двигателя. Ниже дано описание воз-никновения неисправностей системы пуска.