Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Артикуляционная и пальчиковая разминка



Коррекция произношения звука Й.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста.
- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

 

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.

Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................................................ 4

Характеристика звука Й............................................................................................................ 5

Занятие 1.................................................................................................................................... 7

Занятие 2.................................................................................................................................... 9

Занятие 3................................................................................................................................. 11

Занятие 4................................................................................................................................. 13

Занятие 5................................................................................................................................. 14

Занятие 6................................................................................................................................. 16

Занятие 7................................................................................................................................. 18

Занятие 8................................................................................................................................. 20

Занятие 9................................................................................................................................. 22

Занятие 10............................................................................................................................... 25

Занятие 11............................................................................................................................... 26

Занятие 12............................................................................................................................... 29

Занятие 13............................................................................................................................... 31

Занятие 14............................................................................................................................... 34

Занятие 15............................................................................................................................... 37

Занятие 16............................................................................................................................... 39

2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42

Занятие 17............................................................................................................................... 42

Занятие 18............................................................................................................................... 43

Занятие 19............................................................................................................................... 46

Занятие 20............................................................................................................................... 48

Занятие 21............................................................................................................................... 50

Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53

 

Предисловие

В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.

В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.

В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.

Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.

При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

Характеристика звука Й

Артикуляция звука Й

При произношении звука Й:

губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

кончик языка упирается в нижние резцы;

спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук Й [j] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:

1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка

2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:

 

яма моя маяк
ёлка моё поёт
юла пою поют
ехать фойе поезд

Характеристика звука Й

согласный

щелевой

среднеязычный (средненебный)

сонорный (звонкий)

мягкий

 


Нарушение произношения звука Й

Йотацизм

а) отсутствие звука;

б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'

при нисходящей йотации: при восходящей йотации:

мои «мои» яма «иама»
мой «моль» яма «ляма»
мой «мозь» яма «зяма»
мой «мохь» яма «хяма»

Подготовительные артикуляционные упражнения[1]

«Улыбка» с сомкнутыми губами.

«Улыбка» с разомкнутыми губами.

«Лопатка».

«Накажем непослушный язык».

«Киска сердится».

Постановка звука Й

(После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л').

I способ по подражанию:

а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;

б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:

иа-иа-иа иа-иа-иа йа-йа-йа

ио-ио-ио ио-ио-ио йо-йо-йо

иу-иу-иу иу-иу-иу йу-йу-йу

иэ-иэ-иэ иэ-иэ-иэ йэ-йэ-йэ

II способ механический,используется в трудных случаях.

Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.

Занятие 1

Артикуляционная и пальчиковая разминка.

2. Произнесение звука Й (многократное).

3. Произнесение с ускорением сочетаний звуков:

иа-иа-иа аиа-аиа-аиа

ио-ио-ио оио-оио-оио

иу-иу-иу уиу-уиу-уиу

иэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ

 

4. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка:

йа-йа-йа йа-йа йа-йа йа-йа-йа

йо-йо-йо йо-йо йо-йо — йо-йо-йо

йу-йу-йу йу-йу йу-йу — йу-йу-йу

йэ-йэ-йэ йэ-йэ йэ-йэ — йэ-йэ-йэ

 

5. Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:

я-я-я [йа-йа-йа]— яма е-е-е [йэ-йэ-йэ]— ем

я-я-я [йа-йа-йа]— ява е-е-е [йэ-йэ-йэ] — ехать

я-я-я [йа-йа-йа]— Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ]— егерь

я-я-я [йа-йа-йа]— як ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёж

я-я-я [йа-йа-йа]— Яна ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёлка

я-я-я [йа-йа-йа]— яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо] — ёрш

я-я-я [йа-йа-йа] — ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёмкость

я-я-я [йа-йа-йа]— яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юбка

я-я-я [йа-йа-йа]— яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юг

я-я-я[йа-йа-йа]— якорь ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юный

я-я-я[йа-йа-йа]— яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юнга

я-я-я [йа-йа-йа]— ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юность

я-я-я [йа-йа-йа] — ящик я-я-я [йа-йа-йа] — ящерица

ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юмор ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юрта

1. Игра «Запомни, повтори»:

яма — ягоды яхта м Яна

ем юбка ехать юнга

(четыре раза меняется порядок слов)

2. Счет — 1 « 10:

яма

яхта

юбка

3. Игра «Назови ласково».

Образец: юбка юбочка яма ямочка, ямка

яблоко яблочко ягода ягодка

Яна Яночка ёж ёжик, ёжичек

ящик ящичек ёлка ёлочка

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.