Исследование шепотной и разговорной речью. Обследуемого ставят на расстояние 6 м от себя. Исследуемое ухо должно быть направлено в сторону врача, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода IIпальцем; при этом IIIпалец слегка потирает II,что создает шуршащий звук, который заглушает ухо.
Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Необходимо исключить чтение с губ, для этого обследуемый не должен смотреть в сторону врача.
Врач шепотом, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, произносит слова с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и др., затем слова с высокими звуками: чаща, уж, щи и т. д.
Если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач сокращает расстояние на 1 м и вновь исследует слух. Эта процедура повторяется до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова.
Количественное выражение данного исследования производится в метрах, указывающих расстояние, с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом.
Исследование разговорной речью производится по тем же правилам.
Исследование камертонами. Исследование
воздушной проводимости. Берут набор камертонов Си,
i28' С512, Сгм»- Начинают исследование камертонами с низкой час тотой — С64, C)2S. Камертон приводят в колебание ударом браншей о тенар ладони. Камертоны С5|2 и выше приводятся в колебание отрывистым сдавлением браншей двумя пальцами или щелчком. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, подносят к наружному слуховому проходу обследуемого на расстояние 0,5 см. Секундомером измеряют время, в течение которого обследуемый слышит звучание данного камертона. Отсчет времени начинают с момента удара камертона. После того, как обследуемый перестает слышать, нужно камертон быстро отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после этого обследуемый еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу.
^Исследование костной проводимости. Костную проводимость исследуют камертоном Cl2g, так как вибрация камертонов с более низкой частотой ощущается кожей, а камертоны с более высокой частотой прослушиваются через воздух ухом. Звучащий камертон Сш ставят перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измеряют секундомером, ведя отсчет времени от момента удара камертона о тенар ладони.
Опыты с камертоном. (1) Опыт Ринне (R). Сравнивают воздушную и костную проводимость. Звучащий камертон С128 приставляют ножкой к площадке сосцевидного отростка. После того как восприятие звука обследуемым прекратилось, камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу. Если обследуемый слышит по воздуху колебания камертона — опыт Ринне положительный (R+). Если обследуемый по прекращении звучания камертона на сосцевидном отростке не слышит его у наружного слухового прохода, результат считается отрицательным (R—).
При положительном опыте Ринне воздушная проводимость звука в 1,5—2 раза преобладает над костной, при отрицательном — наоборот. Положительный опыт Ринне наблюдается в норме, отрицательный — при заболеваниях звукопроводящего аппарата (кондуктивная тугоухость). При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата (нейросенсорная тугоухость), как и в норме, воздушная проводимость преобладает над костной; при этом длительность, выраженная в секундах, как воздушной, так и костной проводимости меньше, чем в норме, поэтому опыт Ринне остается положительным.
(2) Опыт Вебера (W). Звучащий камертон С128 приставляют к темени обследуемого, чтобы ножка находилась посередине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, т. е. от правого уха обследуемого к левому. В норме обследуемый слышит звук камертона в середине головы или одина ково в обоих ушах (норма: ). При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук дате-рализуется в больное ухо (например, влево: W-»), при одностороннем заболевании звуковосприн и мающего аппарата звук латерал изуется в здоровое ухо (например, вправо, <-W). При двустороннем заболевании ушей разной степени или различного характера результаты опыта нужно расценивать в зависимости от всех факторов.
(3) Опыт ^зЙгле (G). Приставляют звучащий камертон к темени и одновременно пневматической воронкой сгущают воздух в наружном слуховом проходе. В момент компрессии воздуха обследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия, что обусловливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие ее сдавления — опыт Желле положительный (G+). При неподвижности стремени (отосклероз) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет — опыт Желле отрицательный (G—). При заболевании звуковоспринимающего аппарата компрессия воздуха в слуховом проходе вызовет такое же ослабление звука, как и в норме.
(4) Опыт Бинга (Bi). Проводится для определения относительной и абсолютной проводимости звука через кость камертоном С128. При этом костная проводимость исследуется сначала при открытом наружном слуховом проходе, а затем при закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. При нормальном слуховом анализаторе и, следовательно, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет звукопроведение через кость. При нарушении звукопроведения костное звукопроведение остается одинаковым при открытом и закрытом наружном слуховом проходе.
(5) Опыт Федеричи. Осуществляется камертоном С128 или С5|2. Последний в звучащем состоянии ставят вначале на сосцевидный отросток, после того как обследуемый перестанет слышать звук, переставляют этот же камертон на козелок. Нормально слышащий человек звук камертона с козелка воспринимает более продолжительно, чем с сосцевидного отростка. При нарушении звукопроведения наблюдается обратная картина.
Исследование слуха с помощью электроакустической аппаратуры. Основной задачей исследования функции звукового анализатора с помощью электроакустической аппаратуры является всестороннее определение остроты слуха, характера и уровня поражения его при различных заболеваниях.
Применение электроакустической аппаратуры для исследования слуха имеет ряд преимуществ перед другими методами исследования (речью, камертонами) слуховой функции: возможность дозирования ПО
силы звукового раздражителя в общепринятых единицах — децибелах (дБ), исследования слуха у больных с выраженной тугоухостью, причем одновременно обоих ушей, проведения разнообразных диагностических тестов с помощью надпороговой аудиометрии, сохранения постоянного уровня звукового сигнала в течение длительного времени благодаря стабильности напряжения тока. Хотя, с другой стороны, исследование речью имеет то преимущество, что оно наиболее адекватно для слуха, поскольку для человека главными являются не отдельные характеристики слуха, а восприятие, как часто называют, живой речи. Камертональный метод также необходим во врачебной практике, поскольку позволяет уже при первичном осмотре без сложной аппаратуры определить основной характер нарушения слуха.
В зависимости от того, каким раздражителем пользуются при исследовании функции звукового анализатора, все аудиометриче-ские методики делят на три группы — тональную, речевую и шумовую. Кроме того, при необходимости применяют исследование слуха с помощью ультразвука по Б. М. Сагаловичу.
Тональная аудиометрия рассчитана на использование чистых тонов различных частот — от 100 до 8000 Гц. Речевая аудиометрия использует словесные тесты, записанные на пластинку или магнитную пленку. При шумовой аудиометрии используется так называемый белый шум, получаемый с помощью звукового генератора в сочетании с чистыми тонами.
В зависимости от силы раздражителя все методы аудиометрии делят на две группы: пороговые и надпороговые. Пороговая аудиометрия проводится звуками пороговой интенсивности, т. е. едва слышимыми. Надпороговая аудиометрия проводится достаточно громкими звуками, интенсивность которых значительно выше порогового восприятия.
С психофизиологической точки зрения существующие методы делят на два вида: субъективные и объективные. Субъективные методы, или субъективная аудиометрия, базируются на субъективных ощущениях обследуемого и на сознательной, зависящей от его воли, ответной реакции. Объективная, или рефлекторная, аудиометрия основывается йа рефлекторных безусловных и условных ответных реакциях обследуемого, возникающих в организме в ответ на звуковое воздействие и не зависящих от его воли.
Такое многообразие методов исследования обусловлено теми задачами, которые стоят перед аудиологией, и потребностями клинической отиатрии, в частности функциональной отохирургии, для которой предельно важно знать характер и уровень поражения звукового анализатора.
(1) Тональная пороговая ауд и о метр и я. Исследование включает определение порогов восприятия звуков различных
частот при воздушном и костном проведении звуков. Для этого определяют пороговую чувствительность органа слуха к восприятию звуков различных частот, подаваемых через воздушные наушники или костный телефон. Результаты исследования заносятся на специальный бланк-сетку, получившую название «аудиограмма». Ау-диограмма является графическим изображением порогового слуха. Таким образом, тональная пороговая аудиометрия прежде всего дает возможность/определить остроту слуха. По характеру пороговых кривых воздушной и костной проводимости и их взаимосвязи можно получить и качественную характеристику слуха больного, т. е. установить, имеется ли нарушение звукопроведения, звуковосприятия или смешанное (комбинированное) поражение.
Признаки нарушения звукопроведения: повышение порогов слуха по воздушной проводимости преимущественно в диапазоне низких и средних частот и в меньшей степени — высоких, слуховые пороги по костной проводимости сохраняются достаточно хорошими, между пороговыми кривыми костной и воздушной проводимости имеется значительный, так называемый костно-воздушный разрыв.
Признаки нарушения звуковосприятия: воздушная и костная проводимость страдают в одинаковой степени, костно-воздушный разрыв практически отсутствует, в начальных стадиях страдает преимущественно восприятие высоких тонов, а в дальнейшем это нарушение проявляется на всех частотах, наличие обрывов пороговых кривых, т. е. отсутствие восприятия на те или иные частоты, наличие «островков» слуха, где сохранено восприятие одной или двух частот, отсутствие на аудиограмме кривой костной проводимости.
Смешанная, или комбинированная, тугоухость характеризуется наличием на аудиограмме признаков нарушения звукопроведения и звуковосприятия, т. е. наряду с повышением порогов слуха при костном проведении имеет место «костно-воздушный интервал», когда потеря слуха при воздушной проводимости превосходит потерю при костном проведении.
Согласно анатомической схеме деления звукового анализатора звукопроводящий отдел состоит из наружного, среднего и жидких сред внутреннего уха, а звуковоспринимающий отдел представлен рецептором, спиральным ганглием, ретролабиринтной частью, которая включает проводящие пути VIII пары нервов, центральные проводники и корковую часть. Тональная пороговая аудиометрия позволяет определить локализацию патологии по отделам звукового анализатора лишь в самом общем виде, без более конкретной детализации. Уточнение формы тугоухости производят с помощью дополнительных методов: надпороговой, речевой и шумовой аудиометрии и исследования слуха ультразвуком и низкочастотными тонами.
(2) Тональная надпороговая а уд и о м етр и я. Исследование тихими пороговой интенсивности звуками не дает полного представления о способности звукового анализатора воспринимать разнообразные, постоянно встречающиеся в повседневной жизни звуковые раздражители, интенсивность которых намного превышает пороговую, в частности звуки разговорной речи. При некоторых патологических изменениях в рецепторе больного уха, например при ней-росенсорной тугоухости, наряду с понижением остроты слуха развивается повышенная чувствительность к громким звукам, при этом нарастание восприятия громкости происходит так быстро, что достигает нормы раньше, чем при здоровом слухе. Такое явление получило название феномена рекрутирования или выравнивания громкости (recruitment phenomenon, s. loudness recruitment). Этот феномен известен как феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Вся надпороговая аудиометрия прямо или косвенно выявляет данный феномен, имеющий большое дифференциально-диагностическое значение для топического определения уровня поражения кохлеарного аппарата. Существует более 30 методик обнаружения этого феномена. Общепризнанными и наиболее распространенными считают классические методы Фаулера, Люшера, SISI-тест — индекс чувствительности к короткому нарастанию звука.
Заподозрить наличие ФУНГ можно при клиническом обследовании. О нем свидетельствуют жалобы больного на непереносимость громких звуков, особенно больным ухом, наличие диссоциации между восприятием шепотной и разговорной речи — шепотную речь больной совсем не воспринимает или воспринимает у раковины, тогда как разговорную слышит на расстоянии более 2 м, при проведении опыта Вебера возникает смена или внезапное исчезновение латерализации восприятия звука, при камертональном исследовании внезапно прекращается слышимость камертона при медленном отдалении его от больного уха.
(3) Исследование слуховой чуствительности к ультразвукам. Нормально слышащий человек воспринимает ультразвук при костном проведении в диапазоне частот до 20 кГц и более. При различных формах тугоухости, не связанной с поражением улитки, восприятие ультразвука сохраняется таким же, как в норме. При поражении улитки восприятие ультразвука и звуков речевых частот (до 8000 Гц) часто не совпадает, что уточняет характер поражения. Кроме того, большое значение имеет исследование латерализации ультразвуков. С одной стороны, оно уточняет наличие латерализации, когда обычные звуки не дают четкой картины. С другой стороны, диагностическое расхождение направления латерализации обычных звуков и ультразвуков весьма существенно, например, при болезни Меньера. (4) Речевая аудиометрия. Внедрение в практику с 1930 г. исследования слуха с помощью речевой аудиометрии явилось большим достижением оториноларингологии, так как позволило более точно определить функциональное состояние звукового анализатора. В настоящее время речевая аудиометрия проводится тремя способами: через воздушные наушники, через костный телефон и в так называемом свободном звуковом поле.
УстройстйоГ^Речевого аудиометра сходно с тональным. Разница заключается в том, что помимо генератора частот, используемого для заглушения, применяется магнитофон, на ферромагнитной ленте которого записаны слова специальных речевых таблиц. При подборе слов для таблицы учитываются основные физические показатели речи: ее амплитудная характеристика (акустическая мощность звука), частотная характеристика (акустический спектр), временная характеристика (длительность звука) и ритмико-динамический состав речи. Таблицы включают слова многосложные, односложные, содержащие высокие и средние частоты или преимущественно низкие частоты, они рассчитаны для исследования взрослых, детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Речевая аудиометрия основывается на определении порогов разборчивости речи. Под разборчивостью понимают величину, определяемую как отношение числа правильно понятых слов к общему числу прослушанных и выражаемую в процентах. Так, если из 10 данных на прослушивание слов больной правильно разобрал все 10, это будет 100% разборчивость, если правильно разобрал 8, 5, 2 слова, это будет соответственно 80, 50 и 20% разборчивость или пороги 100, 80, 50, 20% разборчивости речи. Начальным, или первым, порогом считается уровень слухового восприятия речи, а не ее разборчивости, этот порог характеризуется появлением у обследуемого восприятия звуков неопределенного характера. В норме он определяется на уровне 0—10 дБ в зависимости от калибровки аудиометра. Порог 100% разборчивости речи в норме чаще находится на уровне 20—30 дБ, т. е. равен уровню громкости шепотной речи, воспринимаемому нормально слышащим человеком.
В отличие от тональной, на речевой аудиограмме по оси абсцисс отложены уровни интенсивности речи в децибелах, от 0 до 120 с интервалом в 10 дБ, по оси ординат — проценты разборчивости речи снизу вверх, от 0 до 100% с интервалом в 10%.
При нарушении звукопроведения обычно всегда достигается порог 100% разборчивости речи, если увеличить интенсивность ее звучания. При сравнении тональной и речевой аудиограмм, как правило, порог слухового восприятия речи отстоит от нормы на столько децибелл, на сколько имеется средняя потеря слуха в диапазоне речевых частот (500—4000 Гц) по тональной аудиограмме.
При нарушении звуковосприятия порог слухового восприятия речи также соответствует средней степени тугоухости в диапазоне речевых частот по тональной аудиограмме. Что касается порога 100% разборчивости речи, здесь многое зависит и от степени тугоухости, и от выраженности феномена ускорения нарастания громкости (ФУНГ). При небольшой степени тугоухости и нередко выраженном ФУНГ сохраняется порог 100% разборчивости, при резко выраженном ФУНГ этот порог может отсутствовать в силу резкого и даже болезненно нарастающего ощущения громкости. В подобных случаях дальнейшее увеличение громкости речи приводит к прогрессирующему падению разборчивости. У таких больных относительно небольшая степень тугоухости на тональной аудиограмме сочетается с резко выраженным нарушением разборчивости речи. Подобные данные свидетельствуют о тонально-речевой диссоциации, обусловленной резко выраженным феноменом ускорения нарастания громкости.
При ретрокохлеарных и ретролабиринтных поражениях также обнаруживается тонально-речевая диссоциация, но в отличие от указанной выше она не объясняется данным феноменом, так как при этой патологии он обычно отсутствует. Нарушение разборчивости здесь может объясняться органическими расстройствами в проводящих путях, слуховых центрах и корковых представительствах. При значительном нарушении звуковосприятия 100% порог разборчивости речи, как правило, не достигается.
(5) «Объективная аудиометрия». Такое исследование приобретает особое значение для оценки состояния функции звукового анализатора при поражении центральных его отделов, при проведении трудовой и судебно-медицинской экспертизы. Безусловными рефлексами на звук являются реакция в виде расширения зрачков (улит-ково-зрачкозый рефлекс), закрывания век (ауропальцебральный, мигательный рефлекс). Чаще всего используются кожно-гальваническая и сосудистые реакции. При многократном звуковом раздражении кожно-гальванический рефлекс может угасать, при болевом раздражении он длительно стойкий. Сочетая звуковое и болевое раздражения, можно выработать условный кожно-гальванический рефлекс и с его помощью определять слуховые пороги.
Сосудистая реакция регистрируется при помощи плетизмографии. Сочетая звуковое раздражение с другими безусловными раздражителями (болевой, холодовый и пр.), можно выработать условный рефлекс на звук и определять слуховые пороги.
У маленьких детей регистрируют чаще всего реакцию при игровой аудиометрии, сочетая звуковое раздражение с появлением картинки в момент нажатия ребенком кнопки. Подаваемые вначале громкие звуки сменяют более тихими и определяют слуховые пороги. Ис следование слуха у детей грудного и младшего возраста, а также у психически неполноценных лиц производится с помощью особого метода, сочетающего аудиометрию с регистрацией вызванных в коре головного мозга звуковыми сигналами потенциалов на ЭЭГ. Этот метод, получивший название СВП (слуховые вызванные потенциалы) может-использоваться и у лиц с нормальной психикой, и он получил широкое .использование в диагностической практике. Так как ответы в ЭЭГ Не 'звуковые сигналы (обычно короткие — до 1 мс, называемые звуковыми щелчками) очень малы — меньше 1 мкВ, для их регистрации пользуются усреднением их с помощью компьютера. Более широко используют коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП), дающие представление о состоянии отдельных образований подкоркового пути слухового анализатора. Но они не дают сколько-нибудь полного представления о реакции на стимул определенной частоты (так как сам стимул должен быть коротким). В этом отношении более информативны длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы (ДСВП). Они регистрируют ответы слуховой коры мозга на сравнительно длительные, т. е. имеющие определенную частоту, звуковые сигналы, и их можно использовать для выведения слуховой чувствительности на разных частотах, т. е. выводить своего рода аудиограмму. Понятно, что это особенно важно в детской практике, когда обычная аудиограмма, основанная на осознанных пациентом ответах, не может найти себе применения. В то же время ДСВП легко дают артефакты и требуют для своей регистрации использования ней-ротропных успокаивающих средств, а в ряде случаев и погружения обследуемого ребенка в наркоз.
В целом СВП — весьма заманчивая перспектива в аудиологиче-ской диагностике. Они совершенствуются и дополняются новыми возможностями в процессе своего научного изучения и практического использования. Понятно, однако, что речь здесь идет об электрических ответах, а не о слухе как о субъективном восприятии, и надо проявлять известную осторожность в трактовке результатов их регистрации во избежание неправильных заключений при диагностике и вообще установлении нормального состояния слуховой функции.
Наконец, «объективным» методом является широко используемая в современной практической аудиологии акустическая импедан-сометрия. Она включает в себя две процедуры: 1) тимпанометрию, представляющую собой регистрацию импеданса барабанной перепонки под влиянием дозированного изменения внешнего (атмосферного) давления от максимума до минимума и 2) регистрацию рефлекса внут-риушных мышц (в основном — стапедиальной мышцы) на звуковое раздражение барабанной перепонки. Тимпанометрия позволяет оценить подвижность тимпано-оссикулярной системы среднего уха и проходимость слуховой трубы. Рефлекс же мышц среднего уха дает
представление о слуховой функции. Оба метода в сочетании с тональной аудиометрией существенным образом улучшают диагностику ушных заболеваний как у взрослых пациентов, так и, что крайне важно, у детей раннего возраста, когда получить ответ от ребенка при обычной аудиометрии не представляется возможным.
5.4.2. Исследование функций вестибулярного анализатора
Выясняют наличие жалоб на головокружение: ощущение движения окружающих предметов или собственного тела (системное головокружение), нарушение походки, падение в ту или иную сторону, была ли тошнота и рвота, усиливается ли головокружение при перемене положения головы. Собирают анамнез заболевания.
Исследование устойчивости в позе Ромбер-га. а) Обследуемый стоит, носки и пятки вместе, руки вытянуты на уровне груди, пальцы рук раздвинуты, глаза закрыты (его надо подстраховать, так как он может упасть). При нарушении функции лабиринта обследуемый будет падать в сторону, противоположную нистагму; б) поворачивают голову обследуемого на 90° влево — при поражении лабиринта меняется направление падения, то же при повороте головы вправо, при этом сохраняется закономерность направления падения в сторону противоположную.
П р и м е р: у обследуемого нистагм вправо. При повороте головы на 90° влево направление нистагма остается то же, но меняется его ориентация по отношению к туловищу: теперь медленный компонент направлен назад, обследуемый падает в сторону медленного компонента, т. е. в данном случае назад. При заболевании мозжечка перемена положения головы не влияет на направление падения. Обследуемый падает только в больную сторону.
Походка по прямой линии и фланговая, а) По прямой линии. Обследуемый с закрытыми глазами делает пять шагов по прямой линии вперед и, не поворачиваясь, пять шагов назад. При нарушении функции вестибулярного анализатора обследуемый отклоняется от прямой линии в сторону, противоположную нистагму, при нарушении мозжечка — в сторону поражения, б) Фланговая походка. Обследуемый отставляет вправо правую ногу, затем приставляет левую и делает таким образом пять шагов, а потом аналогично делает пять шагов в левую сторону. При нарушении вестибулярного анализатора обследуемый фланговую походку хорошо выполняет в обе стороны, при нарушении мозжечка — не может выполнить ее в сторону поражения (из-за падения).
Указательная проба. Врач садится напротив обследуемого, вытягивает руки на уровне груди, указательные пальцы вытянуты, остальные сомкнуты в кулак. Руки обследуемого на коленях, пальцы в аналогичном положении. Обследуемый, поднимая руки, должен боковыми поверхностями указательных пальцев попасть в указательные пальцы врача. Вначале обследуемый проделывает это 3 раза с открытыми глазами, затем с закрытыми. При нормальном состоянии лабиринта он попадает в пальцы врача, при нарушении лабиринта — промахивается обеими руками в сторону, противоположную нистагму, при поражении мозжечка — промахивается одной рукой (на стороне за 6«6 я е в а н и я) в больную сторону.
Адиадохокинез (специфический симптом заболевания мозжечка). Обследуемый стоит в позе Ромберга и производит обеими руками супинацию и пронацию. При нарушении функции мозжечка наблюдается резкое отставание руки соответственно на больной стороне.
Выявление спонтанного нистагма. Исследующий садится напротив обследуемого, устанавливает свой II палец вертикально на уровне глаз обследуемого справа впереди от них на расстоянии 60—70 см и просит его смотреть на палец. При этом нужно следить, чтобы отведение глаз (в данном случае вправо) не превышало 40—45°, так как перенапряжение глазных мышц может сопровождаться подергиванием глазных яблок. В заданном положении определяется наличие или отсутствие нистагма. Если спонтанный нистагм есть, определяют его характеристики. Нистагм может быть охарактеризован следующим образом. По плоскости (1) различают горизонтальный, вертикальный и ротаторный нистагм. По направлению (2) горизонтальный нистагм может быть правосторонним и левосторонним. По амплитуде (3) нистагм бывает крупноразмашистый, среднеразмашистый и мелкоразмашистый. По силе (4) различают нистагм I степени, который регистрируется только при отведении глаз в сторону быстрого компонента; II степени (при взгляде прямо перед собой) и III степени, когда нистагм заметен даже при отведении глаз в сторону медленного компонента. По частоте (5) различают живой и вялый нистагм. И, наконец, по ритму (6) нистагм может быть ритмичным и дизритмичным. Примерная характеристика нистагма: имеется спонтанный горизонтальный нистагм вправо, II степени, мелкоразмашистый, живой. Нужно иметь в виду, что, хотя и редко, встречается врожденный спонтанный нистагм, который отличается постоянностью, равномерностью колебаний, отсутствием медленного и быстрого компонентов и независимостью от направления взгляда. В норме нистагм возникает при слежении за быстро движущимися предметами (например: железнодорожный нистагм).
Калорическая проба. Выясняют у обследуемого, не было ли у него заболевания среднего уха. Затем необходимо провести отоскопию. При отсутствии перфорации в барабанной перепонке можно приступить к калорической пробе. Врач набирает в шприц Жане 100 мл воды температурой 25°С (холодовая калоризация по Н. С. Благовещенский). Обследуемый сидит, его голова отклонена назад на 60° (при этом горизонтальный полукружный ка-нал располагается в вертикальной плоскости).
Калорическая проба производится так: за 10 с промывают 100 мл воды указанной температуры наружный слуховой проход, направляя струю по задневерхней его стенке.
Определяют время от конца введения воды в ухо до начала нистагма — латентный период (в норме он равен 25—30 с). При этом обследуемый фиксирует взгляд на пальце врача, установленном слева при промывании правого уха (при промывании левого — справа) на расстоянии 60—70 см от глаз, затем глаза фиксируются прямо и вправо. После определения нистагма в каждом положении глаз фиксируется сила нистагма по степени: если он имеется только при отведении глаз в сторону медленного компонента, то его сила 1-й степени, если нистагм остается и при взгляде в сторону быстрого компонента, то это наибольшая III степень, если же он при этом отведении отсутствует, а при взгляде прямо появляется, то это II степень. Нистагм также характеризуется по плоскости, направлению, амплитуде, быстроте; затем взгляд переводится в сторону быстрого компонента и определяется продолжительность нистагма. В норме продолжительность экспериментального нистагма после указанной калоризации равна 30-60 с.
Тепловая калоризация водой температуры 49° С производится аналогично холодовой калорической пробе. При промывании холодной водой нистагм (его быстрый компонент) направлен в противоположную исследуемому уху сторону. При промывании горячей водой нистагм направлен в ту же сторону.
* Вращательная проба. Обследуемый садится на вращающееся кресло Барани. Спина его должна плотно прилегать к спинке кресла, ноги стоят на подставке, руки лежат на подлокотниках, запорная планка, удерживающая исследуемого от выпадения из кресла, закреплена. Голову обследуемого наклоняют на 30° вперед и вниз и он закрывает глаза. Вращение производят равномерно: 10 оборотов вправо (по часовой стрелке) за 20 с и кресло резко останавливают. После остановки ток эндолимфы в горизонтальных полукружных каналах по инерции будет продолжаться вправо: следовательно, медленный компонент нистагма также будет вправо, а направление нистагма (быстрый компонент) — влево.
Сразу после остановки кресла обследуемый должен быстро поднять голову и фиксировать взгляд на пальце, который врач держит слева спереди на расстоянии 60—70 см от его глаз. Врач определяет нистагм по направлению (вправо, влево, вверх, вниз), плоскости (горизонтальный, ротаторный, вертикальный), силе (I, II, III степе ни), амплитуде (мелкоразмашистый, среднеразмашистый, крупноразмашистый), быстроте (живой, вялый) и продолжительности (в норме 20—30 с).
Пневматическая проба. Исследующий садится напротив обследуемого, который фиксирует взгляд на левой ушной раковине врача. Исследующий слегка смазывает вход в наружный слуховой проход персиковым или другим маслом (или смачивает водой), затем II палый?Ш1евой руки надавливает на козелок (слегка вдавливает его) справа или сгущает воздух в слуховом проходе с помощью баллона. При нормальном состоянии лабиринта нистагма не будет. При наличии фистулы в горизонтальном полукружном канале нистагм будет в ту же сторону, т. е. вправо. При разрежении воздуха в наружном слуховом проходе (при декомпрессии) возникает нистагм в противоположную сторону, т. е. влево. Аналогично проводят пневматическую пробу слева. Отклонение туловища происходит в сторону, противоположную нистагму.
Исследование функции отолитового аппарата (отолитовая проба). Обследуемый садится в кресло Ба-рани, закрывает глаза и наклоняет голову вместе с туловищем на 90°. Врач производит вращение вправо, а затем влево (в каждом случае по 5 оборотов за 10 с) и резко останавливает кресло (рис. 50).
Регистрируются возможные двигательные реакции. Через 5 с после вращения обследуемому предлагают открыть глаза и выпрямиться. По градусам отклонения головы и туловища от средней линии в сторону последнего вращения и вегетативным реакциям следующим образом оценивают состояние функции отолитового аппарата. Соматические реакции после отоли-товой пробы (наклон головы, туловища) бывают трех степеней: I степень (слабая) — отклонение на угол 0—5°, II степень (средней силы) — отклонение на 5-30°, IIIстепень (сильная) — обследуемый теряет равновесие и падает. Вегетативные реакции трех степеней: I степень (слабая) — побледне-ние лица, падение пульса, IIсте день (средней силы) — холодный пот, тошнота, IIIстепень — бурная двигательная реакция, рвота, обморок.