Таблица. Величины нетто-удержаний и совокупная емкость рынка в разрезе видов страхования
Вид страхования
Максимальный объем собственного удержания, тыс. долл.
Совокупная емкость рынка, тыс. долл.
Страхование наземного транспорта
250,0
без ограничений
Страхование воздушного транспорта
2000,0
Страхование водного транспорта
3000,0
Страхование грузов
2500,0
Страхование имущества предприятий
5000,0
Страхование СМР
3000,0
Источник: данные компаний, расчеты "Эксперт РА"
Приведенные в Таблице 11 показатели отражают емкость российского рынка перестрахования с учетом нетто-удержаний прямых страховщиков. Емкость рынка в разрезе специализированных перестраховщиков составляет не более 9 млн. долларов по имущественному риску. Фактически данную емкость обеспечивают несколько перестраховщиков-лидеров, собственные удержания которых сопоставимы с показателями ведущих прямых страховщиков.
Но в политике определения собственных удержаний в перестраховании страховщики, за редким исключением, очень осторожны. Редко кто из них оставляет на собственном удержании риск более 1 млн долларов, предпочитая наполнять емкости западных облигаторных договоров.
Специализированные перестраховщики в своей деятельности стремятся максимизировать величину собственного удержания. Нормативно установленная величина нетто-удержания — 10% от величины собственных средств компании. А значительными собственными средствами на рынке обладают всего 2 компании — "Москва Ре" и "КапиталЪ Ре", которые и предлагают максимальные удержания на рынке. Но "Капитал Ре" нельзя назвать в полной мере рыночной компанией — ее бизнес во многом зависит от стратегии группы. А на открытом рынке среди перестраховщиков максимальную емкость способна предложить "Москва Ре" - 2,5 млн долларов. Остальные компании подобное покрытие не могут предложить просто в силу недостаточности финансовых ресурсов.
Краткий обзор итогов развития страхового рынка РФ в 1 полугодии 2011 года
На рынке продолжается сокращение числа действующих компаний.В Едином
государственном реестре субъектов страхового дела на 30.06.2011 было зарегистрировано 597 страховых организаций, из них 4 не проводили страховые операции и 29 не предоставили отчет о своей деятельности.
Годом ранее на рынке работало 660 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 9,5%, или 63 компании. Количество компаний, которые находятся на страховом рынке, но не собирают страховые
премии (их сборы равны нулю) осталось на прежнем уровне – 39 компаний.
Концентрация страхового бизнеса растет. ТОП-10 компаний в 1 полугодии 2011 года собрали 46,1% всех премий, на рынке добровольного страхования в сумме с ОСАГО (ДС+ОСАГО) – 58,2%. На
рынке ДС+ОСАГО ТОП-10 страховщиков заключили 55,1% от общего количества договоров Количество крупных страховщиков, собирающих более 1% от общего числа премий, сократилосьдо
22 компаний на рынке в целом и до 18 страховщиков на рынке ДС+ОСАГО (см. Табл.2). Количество крупных страховщиков, выплачивающих более 1%, на рынке в целом осталось на прежнем уровне (21 компания), нарынке ДС+ОСАГО сократилось до 19 (см. Табл. 9).
Общий объем собранной премии в 1 полугодии 2011 года составил 623,7 млрд. руб.(рост на 19,7% по
сравнению с 1 полугодием 2010), объем выплат – 423,8 млрд. руб. (рост на 15,4%). Увеличение премий по сравнению с 1 полугодием 2010 года наблюдается во всех видах страхования, кроме страхования ответственности. Выплаты выросли во всех видах, за исключением страхования предпринимательских и финансовых рисков.
Доля обязательных видов страхования в общей премии выросла по сравнению с 1 полугодием 2010
года – с 54,8% до 55,2%.
За счет средств населения в 1 полугодии 2011 г. было собрано 143,1 млрд. руб.(рост на 17,1%),
выплачено – 78,6 млрд. руб. (рост на 2,9%).
В 1 полугодии 2011 года было заключено 62,7 млн. договоров(без учета ОМС) (рост на 5,1%), всего на рынке действовало 85,7 млн. договоров (без учета ОМС) (рост на 20,9%) Количество крупных страховщиков, имеющих долю рынка более 1% от общего числа заключенных
договоров, и их доля по числу договоров выросли – 22 компании, 74% рынка.
В 1 полугодии 2011 91% от числа заключенных договоров приходилось на договоры с физическими лицами.
Среди действующих договоров договоры с физическими лицами занимают 78,6%.
Рассмотрим емкость рынка страхования по отдельным видам страхования.
Рынок добровольного медицинского страхования.
В российской действительности процесс сочетания обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС) медицинского страхования происходит в значительной степени стихийно. В рамках модернизации системы ОМС государство стремится минимизировать объем рынка ДМС, что может негативно сказаться на всей системе здравоохранения:
- в стратегии развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 гг. не прописана ни одна мера по развитию рынка ДМС;
- реформа системы ОМС не уточняет место ДМС в системе финансирования здравоохранения;
- в концепции развития здравоохранения РФ до 2012 г. говорится, что ДМС приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий;
- поручения Президента разработать комплекс мер по стимулированию добровольного спроса на личное страхование и составить стандартные договоры по основным видам личного страхования (итог совещания 30 августа 2010 г.) на данный момент не выполняются.
Страховщики могли бы рассчитывать и на более бурный рост системы медицинского страхования. Однако за популярностью полисов ДМС не успевает техническая база медицинских учреждений. Наконец, рынок очень сегментирован по региональному принципу - самый большой спрос на эту услугу наблюдается в Москве и крупных городах, тогда как в иных регионах России добровольное медицинское страхование по понятным причинам развито еще не очень сильно. На рынке представлена программа поликлинического обслуживания стоимостью от 60 дол. В среднем же сетевое обслуживание без стоматологии и вызова врача на дом может стоить ежегодно 50 - 90 дол. для физических лиц и 21 - 50 дол. для корпоративных клиентов. Объем рынка розничного ДМС за 2010 г. составляет 6,8%. Рентабельность розничного ДМС находится на низком уровне, что приводит к установлению более высоких цен для частных клиентов, чем для корпоративных. Так как спрос отдельных клиентов невелик, то и предложение страховщиков соответствующее.
Концентрация рынка ДМС с каждым годом увеличивается. Если по итогам 2009 г. на 20 крупнейших страховщиков в сегменте ДМС при- ходилось 74% взносов, то по итогам 2010 г. этот показатель увеличился до 77,6%. Количество страховщиков, занимающихся ДМС, сократилось на 36.