Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика профессионализированных способностей



Из серии профессионализированных способностей наиболее часто в практике применяются тесты так называемых конторских способностей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей.

По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно успешности канцелярской работы является тест на скорость восприятия.

Методы диагностики специальных способностей, как правило, применяются на практике в комплексе с другими тестами. Чаще всего они объединяются в батареи тестов, предназначенных для диагностики либо совершенно определенных профессиональных способностей, либо общих способностей. Первая из этих батарей тестов второго типа (DAT)создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей, она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТвключает восемь субтестов.

· Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении

· Числовые (счетные) способности.

· Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.

· Пространственные отношения. Дана развертка геометрического тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки.

· Техническое мышление. Задания, аналогичные тесту Беннета.

· Скорость и точность восприятия (вариант теста конторских способностей).

· Использование языка, правописание. Дается список слов, некоторые из которых написаны с ошибками. Испытуемый должен проверить правильность их написания.

· Использование языка, предложения. Дается предложение, содержащее одну или несколько ошибок в построении или пунктуации, оно разбито на части, от испытуемого требуется выделить все ошибки по частям.

Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает 5 ч, поэтому его рекомендуется разбивать на два этапа. Батарея разработана в двух эквивалентных формах. Коэффициенты надежности отдельных тестов равны 0,90 (в среднем). Взаимокорреляции отдельных субтестов (за исключением субтеста на скорость и точность восприятия клерка) колеблются около 0,50. Тестовая батарея была стандартизована на выборке из более 64000 учащихся. Создатели этой батареи возлагали на нее большие надежды, полагая, что полученные с ее помощью данные помогут осуществлять прогноз более разнообразный и дифференцированный, нежели это делается с помощью тестов интеллекта.

При анализе коэффициентов корреляция между результатами тестирования и школьной успеваемостью оказалось, что некоторые из субтестов имеют высокие коэффициенты почти для всех учебных предметов. Наиболее валидными для всех предметов оказались три субтеста: “Словесное мышление” (коэффициенты корреляции колеблются от 0,39 до 0,50), “Числовые способности” (0,32–0,48), “Предложения” (0,30– 0,52). Опираясь на эти данные, создатели теста сделали вывод о том, что проверяемые субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе. Суммарный показатель тестов “Словесное мышление” и “Числовые способности” рассматривают как индекс способностей к обучению, он коррелирует на уровне 0,70–0,80 со сложным критерием учебных достижений.

Батарей, подобных DAT, насчитывается много, однако дифференциальная валидность их невысока.

Другая очень известная батарея тестов общих способностей GATBбыла разработана в 40-х годах и использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим постам. Создатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для разных профессий, и обнаружили, что они во многом совпадают. Были выделены 9 способностей, которые измерялись во всех анализированных методиках, и именно для них и были подготовлены задания GATB.

Современная форма этой батареи включает 12 субтестов, измеряющих эти 9 способностей.

· Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью, трех субтестов.

· Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов.

· Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление.

· Пространственное восприятие анализируется с помощью заданий, аналогичных 4-му субтесту DAT (геометрические развертки).

· Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы.

· Скорость восприятия клерка представлена парами слов, идентичность которых необходимо установить.

· Моторная координация представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов.

· Ручная ловкость изучается с помощью теста аналогичного тем, с которым мы знакомились, обсуждая проблему тестирования моторных способностей (в батарее этому отведено два субтеста).

· Пальцевая моторика изучается с помощью двух субтестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.

Тестовая батарея была стандартизирована на выборке из 4000 человек. Для каждой профессии установлены необходимые для овладения ею способности и минимальные значения стандартных показателей, которые считаются достаточными для успешного овладения профессией. Коэффициенты надежности колеблются в пределах от 0,80 до 0,90, правда, надежность моторных тестов несколько ниже. По данным Е. Гизелли, средняя валидность всех интеллектуальных тестов, а следовательно, и тестов общих способностей выше по критериям профессионального обучения (0,39), нежели по критериям профессиональной успешности (0,22). Максимальная валидность относительно критериев профессиональной успешности равна 0,46.

Специальное сопоставление двух рассмотренных выше батарей DAT и GATB показало, что между соответствующими данными той и другой отмечены следующие корреляции: по вербальным способностям 0,70, по пространственному восприятию 0,69, по конторским способностям 0,56. Эти корреляции, по мнению многих исследователей, не настолько высоки, чтобы считать эти тесты идентичными.

Таким образом, GATB в большей степени ориентирован на применение в промышленности, а DAT в школе. Следует отметить, что обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы, вопрос лишь в том, для каких конкретных целей они могут быть применены.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.