Из серии профессионализированных способностей наиболее часто в практике применяются тесты так называемых конторских способностей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей.
По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно успешности канцелярской работы является тест на скорость восприятия.
Методы диагностики специальных способностей, как правило, применяются на практике в комплексе с другими тестами. Чаще всего они объединяются в батареи тестов, предназначенных для диагностики либо совершенно определенных профессиональных способностей, либо общих способностей. Первая из этих батарей тестов второго типа (DAT)создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей, она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТвключает восемь субтестов.
· Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении
· Числовые (счетные) способности.
· Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.
· Пространственные отношения. Дана развертка геометрического тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки.
· Скорость и точность восприятия (вариант теста конторских способностей).
· Использование языка, правописание. Дается список слов, некоторые из которых написаны с ошибками. Испытуемый должен проверить правильность их написания.
· Использование языка, предложения. Дается предложение, содержащее одну или несколько ошибок в построении или пунктуации, оно разбито на части, от испытуемого требуется выделить все ошибки по частям.
Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает 5 ч, поэтому его рекомендуется разбивать на два этапа. Батарея разработана в двух эквивалентных формах. Коэффициенты надежности отдельных тестов равны 0,90 (в среднем). Взаимокорреляции отдельных субтестов (за исключением субтеста на скорость и точность восприятия клерка) колеблются около 0,50. Тестовая батарея была стандартизована на выборке из более 64000 учащихся. Создатели этой батареи возлагали на нее большие надежды, полагая, что полученные с ее помощью данные помогут осуществлять прогноз более разнообразный и дифференцированный, нежели это делается с помощью тестов интеллекта.
При анализе коэффициентов корреляция между результатами тестирования и школьной успеваемостью оказалось, что некоторые из субтестов имеют высокие коэффициенты почти для всех учебных предметов. Наиболее валидными для всех предметов оказались три субтеста: “Словесное мышление” (коэффициенты корреляции колеблются от 0,39 до 0,50), “Числовые способности” (0,32–0,48), “Предложения” (0,30– 0,52). Опираясь на эти данные, создатели теста сделали вывод о том, что проверяемые субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе. Суммарный показатель тестов “Словесное мышление” и “Числовые способности” рассматривают как индекс способностей к обучению, он коррелирует на уровне 0,70–0,80 со сложным критерием учебных достижений.
Батарей, подобных DAT, насчитывается много, однако дифференциальная валидность их невысока.
Другая очень известная батарея тестов общих способностей GATBбыла разработана в 40-х годах и использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим постам. Создатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для разных профессий, и обнаружили, что они во многом совпадают. Были выделены 9 способностей, которые измерялись во всех анализированных методиках, и именно для них и были подготовлены задания GATB.
Современная форма этой батареи включает 12 субтестов, измеряющих эти 9 способностей.
· Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью, трех субтестов.
· Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов.
· Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление.
· Пространственное восприятие анализируется с помощью заданий, аналогичных 4-му субтесту DAT (геометрические развертки).
· Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы.
· Скорость восприятия клерка представлена парами слов, идентичность которых необходимо установить.
· Моторная координация представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов.
· Ручная ловкость изучается с помощью теста аналогичного тем, с которым мы знакомились, обсуждая проблему тестирования моторных способностей (в батарее этому отведено два субтеста).
· Пальцевая моторика изучается с помощью двух субтестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.
Тестовая батарея была стандартизирована на выборке из 4000 человек. Для каждой профессии установлены необходимые для овладения ею способности и минимальные значения стандартных показателей, которые считаются достаточными для успешного овладения профессией. Коэффициенты надежности колеблются в пределах от 0,80 до 0,90, правда, надежность моторных тестов несколько ниже. По данным Е. Гизелли, средняя валидность всех интеллектуальных тестов, а следовательно, и тестов общих способностей выше по критериям профессионального обучения (0,39), нежели по критериям профессиональной успешности (0,22). Максимальная валидность относительно критериев профессиональной успешности равна 0,46.
Специальное сопоставление двух рассмотренных выше батарей DAT и GATB показало, что между соответствующими данными той и другой отмечены следующие корреляции: по вербальным способностям 0,70, по пространственному восприятию 0,69, по конторским способностям 0,56. Эти корреляции, по мнению многих исследователей, не настолько высоки, чтобы считать эти тесты идентичными.
Таким образом, GATB в большей степени ориентирован на применение в промышленности, а DAT – в школе. Следует отметить, что обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы, вопрос лишь в том, для каких конкретных целей они могут быть применены.