Моторные тестынаправлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Существуют разнообразные тесты для исследования темпа, ритма, координации движений, тонуса, силы, скорости реакции и т. д. При этом дана и общая схема изучения моторики, в которую включены описание сумм внешних признаков, полученных путем наблюдений и характеризующих состояние всего организма или отдельных его частей в покое и движении (мотоскопия), данные специальных измерений движений (мотометрия) и результаты анализа изображений, оттисков, отпечатков движений (мотография).
Если в первый период изучения моторных способностей исследователи полагали, что существует некий общий фактор, то в дальнейшем благодаря применению факторного анализа было показано, что каждая из выделенных моторных способностей отличается высокой специфичностью, поскольку результаты, полученные по разным тестам, мало связаны. Многочисленные работы Э.А. Флейшмана и его коллег позволило выделить следующие самостоятельные факторы: точность выполнения движений, ответную ориентацию, координацию, время реакции, скорость движения руки, оценку контроля, ручную ловкость, ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев.
Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овладения профессией неодинаков. Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных функций усложняют создание высоконадежных тестов. Надежность моторных тестов колеблется, как правило, от 0,7 до 0,8,. Что касается валидности, то она невелика. При установлении валидности моторных тестов особенно важно выбирать релевантные критерии, которые могут включать лишь отдельные элементы профессионального труда, а не эффективность профессиональной деятельности в целом.
Диагностика сенсорных способностей
Одной из областей применениясенсорных тестовявляется клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств. Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.
Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются а зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на измерение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных тестов можно назвать таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине, тест Орто – Рейтера, тест “Проверка зрения”, “Зрительный тест” и ряд других. Они отличаются друг от друга по охвату разнообразных характеристик зрительного восприятия, способам проведения исследования, методам обработки. Что катается валидности этих тестов, то, по данным А. Анастази, Дж. Тиффина и Маккормика, имеются положительные корреляции между тестовыми данными и эффективностью и качеством труда.
Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, тембра, высоты звуков. Чаще всего испытанию подвергается острота слуха. В качестве раздражителя используется не только чистый звук, но и человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения, поскольку во многих областях деятельности именно различение речи приобретает первостепенное значение.