а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?
Г
Как Вы думаете, кто выберет Вас по пункту а)?
Как Вы думаете, кто выберет Вас по пункту б)?
К - коммуникативный критерий, Г - гностический.
3) Если нет см лимита, то в карточке должно быть достаточно места, чтобы человек мог давать полные ответы.
4) при опросе с ограничением выбора справа чертится столько вертикальных граф, сколько выборов предполагается разрешить. Определение числа выборов для разных по численности групп с заранее заданной величиной P(A) (таблица).
5) ...
Вставка. Ксерокс [с. 100- 107, СМ]
Социометрические индексы как характеристика индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы.
Предлагается также так называемая аксиоматическая система определений, на которую можно опираться при интерпретации результатов социометрического теста [Аванесов В.С.] (для непараметрической процедуры). Отметим некоторые из них, сохранив авторскую нумерацию.
1. ...
4. Полностью сплоченный коллектив: общая сумма числа выборов SВ равна N2-N (N- число членов группы). Это имеет место, когда каждый член группы выбирается всеми другими (редкий случай). симметричным индексу сплоченности в группе является индекс конфликтности число взаимных отрицательных выборов разделить на N(N-1). Сплоченный коллектив: SВ > (N2-N)/2.
5. Признаком сплоченности может обладать не группа целиком, а подгруппа (см. критерии 4., 5.).
6. Если в подгруппе никто не выбирает членов других групп и выполняются условия полной сплоченности, то такая группа - сплоченная и замкнутая (изолированная).
7. Член группы, который имеет максимальное число выборов и является формальным руководителем, называется лидер. Член группы, который имеет максимальное число выборов и является рядовым членом группы - «любимец». И тот, и другой рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе.
11. Если два субъекта принадлежат к разным группам, но выбирают только друг друга, то имеет место замкнутая неформальная группа.
12. Качественным критерием сплоченности группы является количество «изолятов» и «индивидуалистов» в ней. «Индивидуалист» - член группы, который не выбирает никого, «изолят» - тот, кого никто не выбирает. Оба относятся к так называемым периферическим членам группы. Чем меньше "изолятов" и "индивидуалистов", тем более сплоченной является группа.
14. Если j выбирают в своей группе и по меньшей мере еще в одной группе, то назовем его «признанным членом коллектива». Если только в своей - «признанным членом группы».
15. «Центральный член коллектива» - имеет большинство выборов, в том числе от представителей разных групп.
16. Если i никого не выбирает в своей формальной группе, но делает выбор в коллективе - внегрупповой член; если только в своей формальной группе - внутригрупповой член.
17. Если j выбирают члены всех групп - «маргинальный» член группы.
18. Если выборы только в пределах своих групп, то имеет место расслоение коллектива по изолированным группам.
19. Если SВ внутри группы больше SВ вне группы, то группа - устойчива.
22. Если рассматривается коллектив, состоящий из одинаковых по количественному составу групп, то можно сравнить средний по коллективу показатель внутригрупповой сплоченности с показателем межгрупповой сплоченности.
показатель внутригрупповой сплоченности:
показатель межгрупповой сплоченности:
где - сумма выборов внутри группы,
- число групп,
- число членов в каждой группе.
Изложенные определения, условия и оценки оказываются валидными при значениях 15, 7, 100.
Дальнейшая математическая обработка связана с анализом социометрических матриц, как внутригрупповых, так и суперматрицы [Аванесов, с. 187 -193]. Результаты СМ теста могут обрабатываться с помощью матричных, графических, индексных и статистических методов.
Критические замечания по поводу СМ теста в основном касаются интерпретации результатов. Отмечается, что потенциальные (называемые) предпочтения не всегда совпадают с выявляющимися в реальном поведении, поэтому необходимо сочетать СМ с другими методами (например, с наблюдением).
II. Референтометрия.
Это развитие СМ, цель которого – выявление скрытого для внешнего наблюдателя референтного круга лиц, оценки и мнения которых особо значимы для личности.