Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ



Последние 10-15 лет проблеме суицида в нашей стране у деляет-ся все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа са­моубийств в нашей стране, уровень которых возрос в 10 раз по срав­нению с дореволюционным периодом, и мы переместились по этому показателю с одного из последних на одно из первых мест.

Анализ возрастного состава умерших в результате самоубийств в СССР в 1987 г. показывает, что молодые люди до 20 лет составляют 4%, от 20 до 29 -15%, от 30 до 49 - 37%, от 50 и старше - 44%. Таким образом, процент подростковых самоубийств сравнительно невелик, однако, тревожит тот факт, что с каждым годом он возрастает: в 1983 г. на долю молодежи до 20 лет приходилось 3,2%, а в 1987 г. -4%.

Попытки самоубийства в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать. Среди незавершенных попыток у подростков мужского пола 32% при­ходится на 17-летних, 31% - на 16-летних, 21% - 15-летних, 12% - на 14-летних и лишь 4% - на 12-13-летних.

А.Г.Амбрумова (3) считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суици-дом, есть следствие социально-психологической дезадаптации лич­ности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Си­туация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоп­риятного социального окружения; совокупности индивидуальных осо­бенностей личности; таких как личностная тревожность, фрустра­ция, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Все это усугубляет кризисные явления самого подросткового воз­раста: половое созревание, неравномерность психофизиологического развития, формирование самооценки, самосознания и в связи с ними -изменения в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстника­ми.

Под социокультурными особенностями воспитания подразумева­ется культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определя­ют его представления о жизни и смерти.

Наличие неблагоприятного социального окружения - обычно ос­новная причина, побуждающая подростка к совершению суицидаль­ной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин под-

росткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;

2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитар­ной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим стату­сом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношени­ем к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

3. Взаимоотношения со сверстниками - общение с друзьями (на­личие близкого друга, принадлежность к неформальному объедине­нию), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разрабо­тать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стади­ях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотера­певтическую помощь. Такие попытки неоднократно предпринимались.

Несмотря на разнообразие методов диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений пока невоз­можна, так как психологи не могут охватить вниманием всех подро­стков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском обще­нии, провоцирующие суицид.

Процедура тестирования с помощью прожективных тестов (ТАГ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать нео­сознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много време­ни и длительного напряжения от экспериментатора. Поэтому, как пра­вило, она себя не оправдывает. Оказывается, что не менее опреде­ленные данные можно получить с помощью небольших методик. Достоверность результатов повышается при использовании не одной, а комплекса методик. Так, Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавин предлага­ют применять цикл методик, состоящий из 5 последовательно прово­димых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спил-бергера (1970), цветовой тест Люшера (1947), его модификации - цве­товой мозаики (Н.В. Агазаде, Л.М. Кульгавин, 1984), методики оп­ределения агрессивности (В.В.Гульдан, С.А. Сургуладзе, 1983), ме­тодики определения аутоагрессивности (Н.В.Агазаде, 1984).

Кроме перечисленных методик, существуют приемы, которые пси­хологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность прове­денной психотерапевтической работы. Например, В.Франки (12) пред­лагал пациентам расположить значимые события в прошлом и пред-

полагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

Мы, в свою очередь, создали пакет диагностических методик, преимущество которого в простоте проведения и минимальных зат­ратах времени при обработке результатов. Он позволяет также дос­таточно точно выявить индивидуальные особенности, располагаю­щие к суицидальному поведению. Методики рассчитаны на возраст 16-17 лет.

При создании пакета диагностических методик мы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тре­вожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное вос­приятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуа­ции.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Ай-зенка «Самооценка психических состояний личности», адаптирован­ный нами к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные пред­ложения».

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Каждому испытуемому мы предлагали анкету из 40 предложений. К ней прилагалась следующая инструкция: «Напротив каждого ут­верждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит - О».

вопросыанкеты:

1. Часто я не уверен в своих силах.

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.

3. Я часто оставляю за собой последнее слово.

4. Мне трудно менять свои привычки.

5. Я часто из-за пустяков краснею.

6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом.

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.

9. Я часто просыпаюсь ночью.

10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.

11. Меня легко рассердить.

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.

13. Я легко впадаю в уныние.

14. Несчастия и неудачи ничему меня не учат.

15. Мне приходится часто делать замечания другим.

16. В споре меня трудно переубедить.

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности.

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых сле­довало бы избавиться.

21. Меня пугают трудности, с которым мне предстоит встретить­ся в жизни.

22. Нередко я чувствую себя беззащитным.

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха.

24. Я легко сближаюсь с людьми.

25. Я часто копаюсь в своих недостатках.

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.

29. Меня легко убедить.

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.

31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.

32. Нередко я проявляю упрямство.

33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

36. Я неохотно иду на риск.

37. Я с трудом переношу время ожидания.

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.

39. Я мстителен.

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. Ключ.

1. Шкала тревожности: 1, 5, 9,13,17,21,25, 29, 33,37. 2 Шкала фрустрации: 2,6,10,14,18,22,.26,30, 34, .38.

3. Шкала агрессии: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39.

4. Шкала ригидности: 4,8,12,16,20,24,28, 32, 36,40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого ка­чества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют сле­дующие определения:

- личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

- фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

- агрессия - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

- ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъек­том деятельности в условиях, объективно требующих ее перестрой­ки.

На втором этапе работы предполагается использовать метод «Не­законченные предложения», который является проективной методи­кой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемо­го к окружающему и некоторые личностные установки.

Испытуемый должен продолжить следующие предложения:

Завтра я ...

Когда я закончу школу ...

Наступит день, когда ...

Я хочу жить, потому что ...

При обработке результатов следует обращать внимание на осо­бенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

Экспериментальные данные

Для подтверждения валидности созданного пакета методик мы провели сравнительное исследование группы девушек 16-17 лет, пред­принявших 2-3 года назад попытку самоубийства, и девушке такого же возраста, не совершавших суицидальной попытки.

Обработка результатов первой части исследования (модификации опросника Айзенка) проводилась по четырем шкалам:

1.Тревожность. 2.Фрустрация. 3. Агрессия. 4. Ригидность.

В таблицах 1 и 2 приведены баллы, выбранные испытуемым по каждой шкале.

Наибольшие различия между группами получены по шкале тре­вожности. В группе суицидентов средний балл по этому показателю на 2,9 выше, чем в контрольной. Это свидетельствует о том, что су-ициденты характеризуются более низким порогом возникновения ре­акции тревоги, чем подростки из контрольной группы.

По шкале фрустрации также были выявлены значимые различия. В группе суицидентов средний балл на 2, 3 выше, чем в контрольной.

Таблица 1

Группа суицидентов

Тр евожность   Ф рустр ац и я   Агр е с с и я   Р и гй дн о сть  
      1 3  
       
  1 0      
1 2       1 1  
    1 1    
      1 5  
      1 1  
  1 1      
       
      1 4  

Таблица 2

Контрольная группа

Трев о жн о сть   Фрустрация   А гресси я   Ригидность  
1 4     1 1    
1 0   1 1   1 1    
    1 1    
       
       
    1 6    
    1 4    
    1 1    
      1 1  
       

Таблица 3

Сравнение среднебалльных показателей по шкалам

Шкал а   Средний бал   Разница (балл )  
    Групп а суициден тов   К онтро льн ая групп а      
Тр ево жность   11.3   8,4   2,9  
Фрустраци я   10,4   8,1   2,3  
Агресси я   10,9   11,5   -0,6  
Риги дн ость   12,5   11,0   1,5  


 

Таким образом, можно указать на еще одну важную личностную ха­рактеристику суицидентов. В большинстве случаев, у подростков из этой группы в ситуации реальной или воображаемой помехи возника­ет особое психическое состояние, препятствующее достижению цели.

По шкале ригидности показатели в обеих группах повышены, и, следовательно, не могут свидетельствовать в основном о риске со­вершения суицида, так как в возрасте 16-17 лет повышенная ригид­ность свойственная большинству подростков. Тем не менее, нами установлено, что в среднем в группе суицидентов показатели по шкале ригидности выше на 1,5 балла по сравнению с контрольной группой.

По шкале агрессии в контрольной группе средний балл на 0,6 выше, чем в группе суицидентов. Этот факт объясняется тем, что опросник направлен на исследование агрессии по отношению к другим, у суи­цидентов же есть тенденция к формированию аутоагрессии.

Таким образом, наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию. В то же вре­мя, анализируя данные о каждом участнике исследования, мы заме­тили, что данный опросник не позволяет сделать однозначный вывод о предрасположенности подростка к совершению суицида. Так, в груп­пе суицидентов 30% испытуемых по шкале тревожности и 50% по шкале фрустрации не превышают контрольный балл 10. В контрольной группе тоже есть испытуемые, выходящие по некоторым показате­лям за пределы контрольного балла. В этой группе повышенную тре­вожность и повышенную фрустрацию имеют 20% испытуемых. Сле­дует учесть, что контрольная группа набиралась случайным обра­зом, поэтому не исключена возможность наличия в ней подростков, имеющих личностные особенности, которые повышают вероятность совершения суицида.

По результатам проведенного теста можно сделать следующие выводы. Во-первых, опросник как средство изучения индивиду­альных психологических особенностей личности позволил получить данные, характеризующие личность подростка-суицидента. По ним можно судить о том, что наиболее информативными показателями риска совершения суицида в неблагоприятной ситуации являются личностная тревожность и фрустрация. Во-вторых, при анализе ре­зультатов опросника было замечено, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совер­шения суицида.

На следующем этапе исследования той же группе испытуемых (20 человек) было предложено продолжить четыре приведенные выше предложения. Этот этап включал две части: первая направлена на выяснение особенностей планирования подростками собственной жизни (1-3-е предложения), вторая - на выяснение наличия у них осоз-

нанного стремления к жизни (4-е предложение).

Результаты исследования подростков-суицидентов сравнивались с результатами, полученными в контрольной группе.

Относительно планирования своего будущего все испытуемые делятся на три группы:

1. Строят планы на будущее с целью изменить настоящее, которое не устраивает их по тем или иным причинам. Сюда вошли 60% под­ростков-суицидентов. Из них 83% не смогли сформулировать планы достаточно точно и лишь 17% четко показывают пути выхода из не­благоприятной ситуации в будущем. В контрольной группе подобных ответов не было;

II. Строят планы на будущее, не указывая на стремление изме­нить настоящее, 30% подростков-суицидентов и 80% подростков из контрольной группы;

III. Планов на будущее не имеют 10% подростков-суицидентов и 20% подростков из контрольной группы.

Что же лежит за этим сухим математическим материалом? В процессе обследования мы выяснили, что, несмотря на прошедшие 2-3 года после попытки самоубийства, у подростков-суицидентов со­хранилась характерная особенность мировосприятия, негативное от­ношение к окружающему. Большинство из них стремится порвать с настоящим, но при этом не может сформулировать пути достижения выхода из неблагоприятной ситуации. Следовательно, можно гово­рить о том, что адаптация после попытки самоубийства произошла не полностью, и риск суицида по-прежнему существует. В отличие от суицидентов большинство подростков из контрольной группы демон­стрировали оптимистическое восприятие окружающего, и их планы на будущее не отвергали настоящее, а являлись его логическим про­должением.

Данные, полученные при анализе третьей группы ответов, в кото­рой подростки не указывают планы на будущее, на первый взгляд, удивляют, так как в контрольной группе таких подростков больше. Но при более тщательном изучении ответов можно заметить, что половина из 20% подростков в контрольной группе демонстрируют легкомысленное и инфантильное мироощущение, и это не позволяет строить какие-либо точные прогнозы.

Вторая часть исследования направлена на выявление осознанного стремления к жизни: лишь 30% суицидентов смогли продолжить 4-е предложение, в контрольной группе с этой задачей справились все 100% испытуемых.

Анализируя результаты каждой части исследования невозможно точно диагностировать степени риска суицидального поведения. Но на основании двух этапов мы с уверенностью можем строить пред-

положения о наличии у испытуемого психологических особенностей личности, повышающих вероятность совершения суицидальной по­пытки при возникновении неблагоприятной для него ситуации.

Так, подростки-суициденты, которые не обнаруживают повышен­ной тревожности или фрустрации, либо стремятся изменить то, что их окружает, но не имеют представления о том, как они это сделают, либо не способны указать причины, побуждающие их к жизни, а зна­чит, при возникновении кризисной ситуации им трудно будет найти то, что даст силы ее пережить. Подростки из контрольной группы, даже набравшие высокие баллы по шкалам тревожности и фрустрации, демонстрировали позитивное восприятие настоящего, достаточно точно указывали причины, побуждающие их к жизни.

В результате проведенного исследования были получены крите­рии определения суицидальной направленности: повышенная личнос­тная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающе­го, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает там больше, чем ярче выражены перечисленные особенности. В ходе анализа исследова­ния нам удалось подтвердить гипотезу о наличии у суицидентов определенных психологических особенностей личности, облегчающих возникновение соответствующего поведения в ситуации кризиса.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, и на осознание подро­стком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприя­тие окружающего и умение строить планы на будущее и реализовы­вать их.

8. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

9. Розанов П.Г. О самоубийстве. М., 1991.

10. Собчик Е.Ю. Принцип индивидуального психокоррекционного подхода в работе психолога Кабинета социально-психологической помощи подросткам // Комплек­сные исследования в суицидологии. М., 1986.

11. Федотов Д.Д., Чудин АС., Саркисов С.А. О реактивно обусловленных суици­дальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте // Невропа-тол. и психиатр. 1978. Т.78. Вып. 10.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

13. Carson R.S., Butcher I.N., Coleman LL. Abnormal Psyhology and Modem lifi. 1988.

14. Psyhology today. March-april. 1992.

Список литературы

1. Агазаде Н.В. Выявление суицидальных тенденций с помощью экспериментально-психологического обследования. Баку, 1988.

2. Амбрумова А Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследована в суицидологии / Под ред. В.В.Ковалева. М., 1989.

3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В. А Диагностика суицидального поведения. М., 1980.

4. Вроно Е.М. Об особенностях суицидального поведения при депрессивных состо­яниях у детей и подростков //Журнал невропатол. и психиатр. 1978. Т.78. Вып. 1.

5. Вроно Е.М., Ратинова Н.А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного пове­дения у психически здоровых подростков // Сравнительно-возрастные исследо­вания в суицидологии. М., 1989.

6. Жезлова ЛЯ. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения у де­тей и подростков // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1981.

7. Личко АЕ. Подростковая психиатрия. Л., 1985.


 

 

РАЗДЕЛ 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.