Эмоции являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Выступая в качестве регуляторов поведения, они выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности (3, 7, 8, 11). Особенно очевидно влияние эмоций на поведение в условиях аффективной патологии. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.
В подростковый период существенно возрастает обусловленность дезадаптации эмоциональными факторами. Дезадаптивные явления эмоциогенной природы приобретают массовый характер и рассматриваются, как присущие этому возрасту (15, 18, 19). В связи с этим изучение развития эмоций и их нарушений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.
Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости подростка не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.
Социальное поведение часто требует от подростка преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, т.е. требует определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфические подростковые адаптивные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживания. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости подростка от ситуации и ограничивает репертуар его совпадающего поведения.
Подростковый возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления (4, 24). Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений подростка с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями (2, 5,9, 10, 14,16-18,20).
Однако, наряду с позитивными, есть и негативные моменты такой перестройки. Трансформация переживания ведет к эмоциональной
нестабильности подростка. Эмоциональная неустойчивость усиливается происходящими изменениями в социальной ситуации его развития и биологическими изменениями, связанными с процессом полового созревания. Эти факторы увеличивают нагрузку на эмоциональную сферу и могут провоцировать дезадаптационные эмоциональные срывы и кризисы в подростковом возрасте.
В этих условиях возрастают требования к подростку в отношении его способности и умения регулировать свои переживания и эмоциональные реакции. Регуляция переживания является тем фактором, который позволяет компенсировать объективные эмоциональные трудности развития подростка. В целом подростковый возраст отмечается как возраст высокой защитной активности (1.7). Поэтому для понимания причин социальной дезадаптации подростков важно изучение именно механизмов и функций регуляции переживаний и их динамики в подростковый период.
Несмотря на актуальность этой проблемы, до сих пор она остается недостаточно разработанной. Это связано как со сложностью самого предмета исследования, так и дефицитом экспериментальных стратегий и методов диагностики механизмов и функций регуляции переживаний.
К сегодняшнему дню назрела практическая необходимость создания соответствующего инструмента в различных областях психосоциальной работы. Например, в школьной практике и методических центрах по работе с подростками отдельную проблему составляет отбор детей, нуждающихся в психологической помощи. Детям и подросткам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают, а диагностических средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики способности регуляции переживаний могла бы значительно сократить и оптимизировать работу по отбору.
Наличие техники по измерению и моделированию регуляторных процессов переживаний значительно расширило бы возможности психологического воздействия в психокоррекционной и реабилитационной практике. Без нормативных данных о развитии эмоционального контроля и регуляции переживаний и понимая того, что социальная адаптация зависит от зрелости механизмов регуляции эмоций, невозможно добиться положительных результатов в работе по модификации социального поведения.
В клинической практике диагностика способности регуляции переживаний, разработка критериев эмоциональной зрелости может иметь важное значение для выявления аффективных расстройств и их нозологической квалификации.
Воспитание ребенка вне семьи, в неполной семье или в условиях
других форм эмоциональной депривации неизбежно ведет к тому, что к подростковому возрасту он не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. Целенаправленное формирование механизмов эмоционального контроля и защиты у детей и подростков, воспитывающихся в детских домах и интернатах, могло бы в какой-то степени компенсировать эту недостаточность.
Однако, все указанные проблемы и возможности их решения так или иначе связаны с необходимостью создания конкретных техник по измерению и моделированию механизмов и функций регуляции переживаний.
Существует несколько вариантов классификаций защитных механизмов, в основе которых лежат различные критерии их деления, например, тип ситуации тревоги, мотивирующей защитные механизмы (17), их приспособительное значение (27), модальность эмоций, которые регулируются защитными механизмами (25). Такая вариативность в классификациях становится возможной, благодаря тому, что они основываются на феноменальном описании защитных механизмов. Это обуславливает трудности при их конкретном изучении.
Диагностика защитных механизмов опирается не на собственно экспериментальные методы, а на методы опроса и клинического наблюдения. Недостатки этих методов связаны с тем, что они или не позволяют выявить спонтанное использование защитных механизмов в ситуациях эмоционального контроля, или не могут обеспечить ва-лидность изучаемых категорий. В тех исключениях, когда предпринимаются попытки собственно экспериментального изучения защитных механизмов, их толкование сильно отличается от традиционно принятого, в этих случаях необходимо специальное исследование по соотношению выделенных в этих работах феноменов с классическими (26).
В данной работе защитные механизмы понимаются как инт-рапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям.
Переживание имеет сложное опосредствованное строение и в целом может быть представлено как процесс, отдельные звенья которого связаны не жестко (23). Таким образом, возможность регуляции может быть заложена в самом строении переживаний, благодаря опосредствующей роли в них интеллектуальных функций.
На материале собственных исследований и литературных данных нами были выделены три типа защитных механизмов, реализующих специфические функции по отношению к переживанию:
- защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие переживания,
- защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.
Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию. Однако, чем обусловлены различные эффекты защитных механизмов, каков их принцип действия на переживания? Это - важные вопросы при изучении процессов регуляции переживаний. До настоящего времени они не получили своего окончательного ответа. Их решение представляет не только теоретический, но и практический интерес при поиске конкретных путей коррекции и компенсации патогенных переживаний. Ответ на поставленные вопросы означал бы переход от описательной к объяснительной модели изучения защитных механизмов как регуляторов эмоций.
В данной работе предпринимается попытка интерпретации защитных механизмов и функций, которые они реализуют, на основе теории Л.С. Выготского о высших психических функциях и, в частности, положения о том, что овладение собственным поведением это всегда вопрос о средствах, с помощью которых совершается это овладение.
Принимая, что переживание представляет собой опосредствованный процесс и имеет многозвенную структуру, предполагалось:
1) защитный механизм можно представить как процесс преобразования строения переживаний с помощью вспомогательных стимулов-средств;
2) защитные механизмы, реализующие функции регуляции переживаний, различаются по способу, которым вспомогательные стимулы-средства изменяют конкретное строение переживаний.
В подростковый период происходит изменение интеллектуальных процессов, опосредствующих переживания, качественно меняется структура переживаний (13). Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции.
Разработку выдвинутых положений невозможно проводить на основе традиционного метода, основанного лишь на феноменологическом анализе защитных механизмов. Поэтому важна задача изучения не столько самих защитных механизмов, сколько процесса преобразования переживаний посредством защитных механизмов. В соответствии с этим необходимо так построить методику, чтобы она позволяла диагностировать защитные механизмы в соответствии с их функцией.
Методика изучения механизмов регуляции переживаний
При создании методики с учетом поставленных экспериментальных задач необходимо было решить две проблемы: 1) выбрать материал, на основе которого изучались бы интересующие нас процессы; 2) методика должна воспроизводить те операции, с помощью которых осуществляется регуляция переживаний.
Изучение механизмов регуляции переживаний целесообразно проводить на модели стимульной ситуации, которая затрагивает значимые проблемы социальной адаптации подростка и в которой присутствует эмоциональный конфликт. В соответствии с этим в качестве материала использовались карточки методики Розенцвеига (1), на которых представлены различные травмирующие ситуации (2, 8, 10,15,17), провоцирующие определенные переживания: 2 - «Это ужасно! Вы разбили любимую вазу моей матери»; 8 - «Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдешь»; 10 - «Вы лжец! Вы сами это знаете!»; 15 - «Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу»; 17 - «Как нарочно, теперь ты потеряла ключи».
Процедура проведения частично совпадает с той, которая предлагается в методике Розенцвеига. G целью предотвращения неоднозначных оценок и переживаний в указанных ситуациях допускались их уточнения, так, например, для ситуации 10 предлагалось испытуемому допустить, что он говорил неправду, в ситуации 17 - что он, действительно, потерял ключи и т.д. Эти уточнения делались для всех испытуемых и были идентичны.
Испытуемым предлагалось представить себя на месте определенного по методике Розенцвеига персонажа и ответить на вопросы:
- какие чувства, переживания возникли у тебя, если бы ты оказался в подобной ситуации, на месте этого человека? Почему?
- как бы ты ответил, если бы ты оказался в подобной ситуации9
(Условие А).
Мы предполагали, что в силу травмирующего характера ситуаций уже на этом уровне возможна актуализация защитных процессов. Вместе с тем, были введены дополнительные условия, направленные именно на актуализацию процессов эмоционального контроля и защиты. После ответов на вопросы испытуемым предлагались следующие инструкции:
- если бы ты хотел снизить для себя травмирующее значение ситуации, как бы ты ответил в таком случае? (Условие В);
- как бы ты ответил, если бы хотел обернуть ситуацию шуткой? (Условие С).
Данные инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования в случае (В) - снять или ослабить негативный тон переживаний; в случае (С) - эмоциональная реакция предполагает смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемого входит, таким образом, организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.
Следовательно, экспериментальная ситуация строится так, что она выносит новые те операции, с помощью которых осуществляется регуляция переживаний и которые реализуют различные ее функции. Для испытуемого предопределяется стимульная ситуация и направление ее преобразования в соответствии с изменением эмоциональной реакции на нее. Искомым выступает среднее звено - тот вспомогательный стимул-средство, с помощью которого испытуемый преобразует собственное переживание.
Исследование базировалось на качественном анализе ответов испытуемых как психотехнических приемов путем соотнесения их с исходной стимульной ситуацией и предполагаемыми переживаниями испытуемого. Экспериментальное исследование проводилось в общеобразовательной школе г.Москвы. В нем приняли участие 30 подростков среднего школьного возраста (12 лет) (I группа) и 25 -старшего школьного возраста (14-16 лет) (II группа). Опыт проводился индивидуально, с каждым испытуемым.
Классификация защитных механизмов (результаты экспериментального исследования) В результате проведения экспериментального исследования на основе разработанной методики был собран большой массив данных.
Анализ этих данных включал в себя несколько этапов:
- на первом этапе были идентифицированы вербальные операции и действия, которые реализуют различные функции по отношению к переживанию;
- на следующем этапе эти вербальные операции и действия анализировались с точки зрения способа их воздействия на переживания. На основе этого анализа была проведена дальнейшая систематизация защитных механизмов в отношении вариантов воздействия на переживания в рамках каждого из выделенных способов регуляции переживаний.
При отреагировании тех или иных свойств эмоциональных состояний субъект должен учитывать смысл, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, который не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляют регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Именно такие специфические способы отреагирования представляли для нас интерес.
В соответствии с социальной функцией и приспособительным эффектом были выделены три категории процессов отреагирования:
1) прямые формы отреагирования; 2) скрытые; 3) трансформирующие. Различные формы отреагирования рассматриваются на материале агрессивных проявлений, реализующих состояния гнева, злости. Их описание и примеры представлены в табл.1. Выделенные формы отреагирования различаются по уровню сложности. Усложнение процессов отреагирования происходит за счет включения в них неспецифических вербальных компонентов.
В целом результаты экспериментального исследования показывают, что культурные формы отреагирования характеризуются использованием вспомогательных средств, которые направлены на регуляцию социального взаимодействия в процессе общения. При этих формах разрядки аффекта наблюдается модификация специфических экспрессивных компонентов эмоций. По принципу обратной связи она может менять собственное эмоциональное состояние субъекта.
Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления или редукции, в отличие от тех, которые были рассмотрены выше, непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния. Защитные процессы этого типа заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний и предполагают создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний.
Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализация. Необходимо отметить, что в литературе эти термины обозначают конкретные механизмы. В данной работе они имеют более широкое толкование и выступают как родовые понятия, которые объединяют в себе однотипные по способу регуляции защитные механизмы. В случае подавления - вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.
Формула Определение Приспособительное значение
Примеры
Прямое отреа-гиро-вание
Эмоциональная реакция непосредственно выступает в качестве стимульной ситуации для партнера по общению. Существуют специфические вербальные средства, с помощью которых выражается агрессия. По существу, они выражают нарушение социальных запретов или отклонение от принятых форм поведения. Имеет место специфическая экспрессия агрессии.
Вызывает открытую оппозицию в форме наказания, суждения или ответных агрессивных действий.
8 - «Пошел на фиг!» 1 5 «Ну, и сука ты» 15 «Я тебя ненавижу!»
Скрытое отреа-гирова-ние
Скрытое отреагирование можно представить как определенным образом организованное эмоциональное воздействие. Оно предполагает создание и использование вспомогательных стимулов с целью организации эмоционального поведения партнера по общению и актуализации у него определенных эмоциональных реакций. При этой форме отреаги-рования могут наблюдаться неспецифическте для выражаемого состо-
Данная форма отреагирования снимает открытую оппозицию и нейтрализует агрессивные проявления, смягчает негативный эффект и позволяет избежать чувства вины за агрессию.
Насмешка -обида: 15 - «Тебе нужно сесть на диету, ты такой неповоротливый, тебе всегда не хватает време-ни, чтобы успеть!»
Угроза страх, тревога: 15 - «Я с тобой больше не разговариваю и ни о чем не буду договари-вать-ся., чтобы он
яния компоненты эмоциональной экспрессии. Они Они модифицируются в соответствии с используемым вспомогательным приемом. В случае агрессии отреагирова-ние предполагает создание такой ситуации, которая вызывала бы эмоциональный дискомфорт у партнера по общению. При этом могут отсутствовать специфические агрессивные проявления.
испугался, что я с ним не дружу».
Упрек-страх: 15 - «Не надо было обещать. Надо было раньше предупредить».
Трансформирующее отреаги-ро ванне
Трансформирующая форма отре-агирования так же, как и в предыдущем случае, носит опосредствованный характер, т.е. предполагает в процессе отреаги-рования создание специфического вспомогательного стимула. Однако, в отличие от предыдущего типа трансформирующие формы отреа-гирования представляют собой
Обеспечивает позитивный фон отношений независимо от характера отреаги-руемых эмоций.
Отреагирова-ние с использованием смеховой техники: 15 - «Я готов убить тебя!» (преувеличение) 15 - «Чтобы тебя крокодилы слопали» (абсурд) 15 - «Не трави мою душу грешную, неделю мне не звони» (несоответствие между стилем фразы и ее аф-фективным
качественно новый тип.
смыслом)
В данном случае создается несоответствие между содержанием вербальной экспрессии и формой ее проявления. Отреагиро-вание по типу иронии: 15 - «Молодец, я очень за тебя рад» 9 - «Всего хорошего, веселого тебе вечера» 17 - «Очень это, конечно, весело. Веселенькое дельце - придется сидеть на улице». Создается диссоциация между вербальными и невербальными компонентами эмоций или проти-воречие внутри вербальных средств выражения эмоций.
Он характеризуется специфическим строением вспомогательного стимула, который таким об-разом организует процесс отреагирова-ния, что обуславливает прямо противоположную его непосредственному смыслу ответную эмоциональную реакцию. Выделяются два вида трансформирующего отреагирова-ния - с использованием смеховой психотехники и ирония. Имеет место диссоциация между экспрессивными компонентами эмоций и
Подавление
Подавление состоит в элиминировании когнитивной структуры или содержания переживаний. Механизмы, которые реализуют подавление, основаны на торможении вспомогательным стимулом события, инициирующего переживание, и в связи с этим обеспечивают эффект редукции переживаний. При этом создаваемое вспомогательное средство реально может быть не связано с исходным событием или эта связь может носить ситуативный внешний характер. Подавление предполагает когнитивные манипуляции с самими событиями, инициирующими переживание. В этом плане он представляется как достаточно «грубый», примитивный защитный процесс.
Вытеснение. При вытеснении травмирующее событие исключается из сознания путем моделирования нового переживания. Для этого в качестве вспомогательного средства используются события (стимулы), имеющие гораздо более сильный эмоциональный эффект, чем исходное. По принципу доминанты они подавляют переживание исходного события. Связь между исходным событием и вспомогательным средством может носить ассоциативный характер: 17 - «Это еще цветочки; если бы нашу квартиру ограбили, ты бы по-другому запела». Здесь исходное событие - «потеря ключа», а вспомогательное - «ограбление».
Создаваемое вспомогательное событие здесь не существует в действительности, оно предполагаемое, ассоциативно связанное с исходным, но имеющее более сильный эмоциональный эффект.
Отрицание. Отрицание заключается в исключении на речевом уровне некоторого травмирующего содержания, которое инициирует переживание, элиминирует когнитивную структуру переживания. При этом вспомогательным средством служат непосредственные речевые формулы. Отрицание может принимать различные формы:
- травмирующее событие может полностью отрицаться: 8 - «Этого не может быть»; 15 - «Ты боишься, ты мне сегодня не был нужен»; 17 - «Представления не имею».
- частично отрицаются структурные элементы события - собственное участие, роль субъекта в создании ситуации, а также чувства, намерения, связанные с ситуацией, и т.д.: 8 - «Ну и что, я не хочу идти»; 10 - «Ты что-то перепутал, это вообще не я»; 15 - «Ну, если ты не сможешь, то я на тебя не в обиде»; 17 - «Я ничего не потерял».
Этот защитный механизм связан с грубым искажением внешней действительности, которая представлена в переживании, и в связи с этим может иметь выраженный дезадаптивный эффект. Отрицание часто сопровождается особым речевым поведением по его обосно-
ванию и ведет к актуализации механизма фальсификации, тесно связанного с отрицанием.
Фальсификация. Существуют защитные механизмы, целиком основанные на фальсификации действительности. В этом случае травмирующее событие замещается придуманным, ложным или искаженным событием. При этом в отличие от отрицания само событие, его существование может не отрицаться, фальсифицируется его содержание:
8 - «Мам, меня ребята зажали, взяли из кармана ключи»; 2 - «Это не я разбил, собака пробежала, качнула вазу, и она упала».
По механизму своего действия фальсификация представляет процесс элиминирования когнитивной структуры переживания путем ее замещения. Этот вид защиты строится таким образом, чтобы не только снизить собственные переживания, но и обеспечить определенный социальный эффект или выгоду - обеспечить сочувствие и субъекту как пострадавшему, избежать наказания и т.д.
Фальсификация так же, как и отрицание, основана на искажении внешней действительности в процессе регуляции переживаний и может иметь дезадаптивный эффект, но отличается большей гибкостью и носит избирательный характер по отношению к переживаемому событию при его преобразовании.
Процессы вытеснения, отрицания, фальсификации представляют собой преобразования семантической структуры переживаний. В связи с этим они тесным образом связаны с речевыми процессами. Вместе с тем, существуют защитные процессы, которые в процессе преобразования переживаний используют и другие психические функции, например, внимание.
Перцептивная зашита. Явление перцептивной защиты состоит в том, что субъектом игнорируется та часть информации, которая способна причинить ему эмоциональный дискомфорт. Данная форма защиты основана на использовании механизмов, которые позволяют сместить фокус внимания с травмирующего события. При этом могут использоваться дополнительные приемы, облегчающие переключение внимания. Так, в условиях межперсонального общения перцептивная защита может осуществляться посредством идентификации испытуемого с партнером по общению, при этом из сознания исключается та сторона стимульной ситуации, которая затрагивает непосредственно переживания испытуемого:
15 - «Я понимаю тебя».
Таким образом, результаты исследования доказывают, что механизмы подавления как регуляторы переживаний заключаются в элиминировании когнитивной структуры или содержания переживаний.
Они могут осуществляться с помощью различных интеллектуальных функций - могут использоваться речевые, ассоциативные процессы, механизмы внимания, а в ряде случаев указывается и забывание.
Механизмы подавления в большинстве случаев связаны с искажением внешней действительности, представленной в переживании. В связи с этим их использование может иметь дезадаптивный эффект, так как при этом в эмоциональном поведении не учитывается ряд признаков, явлений внешней действительности или оно строится на основе их неадекватной презентации. Можно ожидать, что при усилении интенсивности переживаний возникают трудности применения этих механизмов. Недостатки регуляции переживаний посредством подавления преодолеваются использованием защитных механизмов по типу интеллектуализации.
Интеллектуализация
Интеллектуализация представляет собой защитный процесс, который в отличие от подавления не элиминирует когнитивную структуру переживания, а определенным образом преобразует ее. Это преобразование заключается в изменении места события, инициирующего переживание, в системе его связей с другими жизненными явлениями. Оно предполагает создание или использование вспомогательных средств на основе отражения связей события или взаимодействия его структурных элементов.
Интеллектуализация - более тонкий механизм регуляции по сравнению с подавлением. Он основан на преобразовании не самих событий, а отношений и связей между ними и требует участия более сложных интеллектуальных процессов. Качественный анализ конкретных операций по преобразованию когнитивной структуры переживаний показал, что они предполагают участие операционального, а в ряде случаев и формально-логического мышления. Интеллектуализацию можно представить как процесс переосмысления событий, в связи с этим он ведет не только к редукции или ослаблению эмоционального ощущения, но и обуславливает появление субъективно новых свойств переживаний.
Результаты исследования позволяют выделить различные виды интеллектуализации - обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.
Обесценивание представляет собой преобразование когнитивной структуры переживаний путем формирования амбивалентных отношений или связей к травмирующему элементу ситуации или событию: 2 - «Я думал - это ваза ненужная, там уже было много трещин,
она едва-едва стояла. В нее уже нельзя ничего наливать и класть».
Существует также вариант обесценивания по типу функциональной замены, он предполагает установление новых связей ситуации или события:
15 - «Ну, что ты нервничаешь, мой друг может достать билеты на этот же концерт на любой день». При этом в ситуации могут вводиться новые элементы или события.
Дезактуализация представляет собой такое преобразование когнитивной структуры переживаний, при котором травмирующее событие или его структурные элементы изолируются, т.е. происходит элиминирование связей между событиями или их элементами:
- элиминирование связей может происходить на конкретно-ситуативном уровне: 2 - «Главное, что это не Ваша ваза»; 8 - «Она мне не подруга».
- элиминирование связей на обобщенном уровне: 8 - «Если она тебя пригласила на танцы - это не имеет дела к нашей дружбе».
- элиминирование связей может осуществляться путем переноса события во времени, в прошлое или будущее: 15 - «Ты перепутал числа, конференция будет через две недели».
В последних двух случаях преобразование сопряжено с изменением объема ситуации, в нее привносятся новые элементы.
Возможен также вариант дезактуализации, когда связи не элиминируются, а подчеркивается отсутствие связи, при наличии которой могла бы усилиться травмотогенность ситуации или события: 2 - «Ваза разбилась, но девушка не пострадала»; 17 - «У меня ключи в кошельке лежали, я вовремя оттуда деньги вынул». Этот способ защиты также опирается на привнесение новых элементов, определенным образом связанных с исходной ситуацией, и изменение ее объема.
Рационализация представляет собой такое преобразование когнитивной структуры переживаний, при котором также формируются и устанавливаются новые связи между событиями. Но в данном случае они возникают на основе обобщения событий: 17 - «Это может случиться с каждым, каждый может потерять»; 10 - «Но ложь иногда бывает нужнее правды».
Рационализация часто предполагает попытки найти причину травмирующего события и включает его обоснование: 10 - «Да ты извини меня, пожалуйста, это было; чтобы не огорчать тебя, мне пришлось соврать»; 8 -»Пусть идет, для разнообразия можно сходить с кем-нибудь другим».
юз
Данный тип защитных механизмов имеет место преимущественно в старшей подростковой группе.
Таким образом, процессы интеллектуализации переживаний предполагают изменение или установление новых связей на основе:
1) выявления функциональных отношений между событиями;
2) обобщения событий. В связи с этим они требуют участия интеллектуальных процессов определенного типа.
Результаты экспериментального исследования доказывают, что подавление и интеллектуализация представляют собой качественно различные защитные механизмы не только по способу преобразования переживаний, но и по тем интеллектуальным механизмам, с помощью которых они реализуются. В конечном итоге они имеют различный адаптивный эффект.
Вместе с тем, необходимо отметить, что эти защитные процессы имеют ряд общих моментов: они направлены на ослабление или редукцию переживаний; их использование зависит от строения переживаний; они могут в различной степени искажать реальную действительность в процессе преобразования переживаний. Отмеченные особенности существенным образом отличают эти защитные механизмы от тех, которые будут рассмотрены ниже и которые предполагают произвольное искажение внешней действительности в процессе преобразования переживаний.
Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. В данной работе процессы трансформации рассматриваются на модели юмора.
Юмор как форма поведения имеет сложное опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. И в этом плане он представляет собой как бы уже готовую форму, способ исследования процессов регуляции переживаний.
Построение юмористического ответа можно интерпретировать как создание на основе исходной ситуации вспомогательного искусственного стимула, определенным образом связанного с исходной ситуацией, но не конгруэнтного ей. С введением вспомогательного стимула собственно достигается комический эффект как реакция на несоответствие между этим стимулом и исходной ситуацией.
Построение юмора на основе травмирующей ситуации придает ему защитные свойства, поскольку в данном случае его можно рассматривать как отклонение от непосредственной эмоциональной реакции
на травмирующую ситуацию.
Изучение юмора как способа преобразования переживаний на основе разработанной методики предполагает анализ семантической структуры вербальных шуток, которые продуцировали испытуемые. Он проводился на основе метода, который был предложен Журинс-ким при анализе семантической структуры загадок (6). Этот метод основан на выявлении несоответствия между исходной ситуацией (ИС) и преобразованной (ПС), т.е. той, которая представлена в шутке. Анализ экспериментальных результатов с помощью этого метода позволил выделить два принципиальных типа несоответствий между ИС и ПС, которые возникают при синтезе шутки испытуемых: 1) несоответствия, при которых сохраняются изоморфные отношения между ИС и ПС; 2) несоответствия, которые предполагают нарушение изоморфизма между ИС и ПС.
Изоморфные шутки.
К изоморфным относятся такие преобразования, которые ничем не осложнены, т.е. при переходе от ИС и ПС параметры ситуации (тип связи между элементами, соотношение их по величине и т.п.) не изменяются или изменяются слабо (6, С. 17). Полученные результаты позволили выделить несколько видов изоморфных преобразований:
- преобразования, которые используют метафорические конструкции, аллегории и аналогии: 10 - «Я такой же лжец, как Вы испанский летчик». Такие преобразования служат для уточнения структуры исходной ситуации. Они используют средства, которые позволяют в предельном виде представить исходную структуру ситуации;
- преобразования, которые предполагают замену одного из элементов или части ситуации; при этом структура ситуации так же, как и в предыдущем случае, остается неизменной: 2 - «Это не я - это домовой скинул ее. Домовому она не понравилась, он ее скинул, а я не трогал». В этих шутках замены таковы, что они создают абсурдные или невозможные ситуации, что и служит источником комического эффекта;
- преобразования, которые можно обозначить как «розыгрыш»: 15 -«Тогда я сам к тебе приду. В чем заключается шутка? он знает, что я не смогу приехать, примет это за шутку». Можно предположить, что шутки, в основе которых лежат указанные преобразования, вызывают комический эффект за счет нарушения ожиданий.
В целом при построении изоморфных шуток используется структура исходной ситуации. Если применить условную запись, то первое
и второе изоморфные преобразования можно представить в виде: А
- X, третье - А - А, где А - элементы или событие ИС, X - соответствующие им элементы или событие в ПС.
Таким образом, отличительной чертой шуток, в основе которых лежат изоморфные преобразования, является отсутствие структурных изменений при переходе от ИС к ПС. С точки зрения комического эффекта шутки, имеющие изоморфное строение, воспринимаются достаточно нейтрально. Они имели место, главным образом, в младшей возрастной группе, хотя изредка наблюдались и в старшей. Однако, если младшие подростки имели тенденцию использовать шутки по типу «розыгрыш» или шутки, основанные на замене элементов ситуации, то старшие подростки использовали метафорические или шутки по аналогии.
Шутки, связанные с нарушением изоморфизма между ИС и ПС
1. ИЗМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИТУАЦИИ (ИС) И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ ПРИ СИНТЕЗЕ ШУТКИ. Исходные ситуации так, как они представлены на экспериментальном материале (карточки Розенцвейга), включают в себя субъект - субъектные или субъект
- объектные отношения, поэтому при описании преобразований ИС при синтезе шуток имеет смысл разделить элементы ситуации на активные (А) (человек) и пассивные (i) (ваза, ключ, дом и т.д.).
1.1. Преобразования по типу преувеличения, которое можно обозначить как переход А-А+ или А, а - А, а+, где А - субъект, а -свойства субъекта, части его тела. При построении шуток могут иметь место преувеличение величины или значимости объекта, его свойств, активности и т.д.:
а) преувеличение величины или значимости элемента А: 15 - «Ах, да! Ты же у нас занят, как премьер-министр Новой Зеландии»;
б) преувеличение свойств А, в данном случае негативных:
10 - «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя».
1.2. Отчуждение от объекта А его части, действий, свойств:
2 - «Это не я разбила, это моя рука».
1.3. Изменение роли элементов в действии; при этом типе преобразований элемент А теряет роль деятеля и контакт с i . Элемент i (ваза, ключи) из зависимого в движении превращается в активно действующего. В примерах, приводимых ниже, А просто присутствует в ПС. Данный вид преобразований связан с одушевлением предмета: 2 - «Она упала без моего разрешения»; 17 - «А может, они сами убежали, я их не терял»,
Данный тип преобразований может быть обозначен как A/i A...1 (свертывание с разрывом контакта между А и i).
1.4. Уравнивание элементов - преобразование, при котором различным элементам ИС соответствуют одинаковые или равнозначные элементы в ПС:
10 - «Давай вместе быть лжецами». Здесь преобразования могут быть обозначены как а - В - а - а.
Возможен и обратный механизм изменения отношений между элементами, когда осуществляется преобразование, при котором равным элементом в ИС соответствуют неравные элементы в ПС: 15 -«Езжай с Богом, золотая рыбка!» Преобразования в этом случае могут быть обозначены как А - А - А - в.
1.5. Изменение контакта между элементами - одной из форм преобразования связи между элементами ИС является ее усиление:
17 - «Теперь убей меня за то, что я ключи потерял».
2. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ИС ПРИ СИНТЕЗЕ ШУТКИ может иметь несколько видов - это сужение или расширение объема ИС, а также развертывание.
2.1. Сужение объема ситуации по типу аннулирования представляет собой такое преобразование, при котором происходит пропуск отдельных элементов ИС или их части. Аннулирование элемента ИС означает, что он находится в окружении других, но подвергается пропуску, т.е. он не просто не видим, скрыт или не входит в поле зрения, а его как бы нет: 2 - «Точно, она разбилась?».
2.2. Расширение объема ИС представляет собой противоположное предыдущему типу преобразование и заключается в расширении элементной базы или связей ИС. К ИС присоединяются новые элементы, которые, действительно, с ней могут быть связаны. При этом в ПС создаются абсурдные или невозможные ситуации: 17 - «Прекрасно! Будем жить на лестничной площадке»; 17 - «Ничего страшного, позвони, собака откроет». Они основаны на преувеличении или установлении взаимодействия там, где его нет.
2.3. Развертывание ПС отличается от предыдущего, несмотря на некоторое внешнее сходство. В данном случае также привносятся новые элементы. Однако, эти привнесения подчиняются непосредственно логике производимых преобразований, а не логике естественных связей ИС. Другими словами, пусть совершается некоторый переход А - X, где А - элемент ИС, X - соответствующий ему элемент в ПС. Если X естественно связан с каким-либо У (например, временные фазы события, определенным образом связанные), то У также вводится в ПС независимо от того, есть ли ему соответствующий элемент в ИС и какое место в ИС он занимает. Элемент У, появив-
шийся в результате такого развертывания ПС, обозначается как привнесенный: 17 - «Я специально их потеряла (1), чтобы мы могли с тобой погулять подольше (2)». Здесь переход от «потеряла» (ИС) к «специально потеряла» (ПС) влечет за собой актуализацию элементов (2), которые логически связаны с частью (1) ПС по типу «средство - цель».
Интересно, что привнесенные элементы в ИС могут быть разно-направленными во времени, и ПС в целом может включать все временные фазы события - прошлое (2), настоящее (1), будущее (3): 17 - «Это тебе дом мстит за то (1), что ты сделала пожар (2), не пускает тебя на концерт (3)»; где исходное событие - «потеря ключа». Шутки, построенные на основе развертывания, в интеллектуальном плане имеют достаточно сложное строение. Они встречаются только в старшей возрастной группе.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показывают, что несоответствие между исходной и преобразованной ситуациями, или вспомогательным стимулом, может достигаться различными способами. Данные качественного анализа также подтверждают, что создание вспомогательного стимула при синтезе шутки строится на основе исходной ситуации. Основная задача при построении этого стимула заключается в искажении исходной сти-мульной ситуации и формировании на этой основе отношений неконгруэнтности между ИС и ПС. Юмор можно уподобить очкам, которые инвертируют зрение; он трансформирует внешнюю действительность в переживании. Изоморфный юмор, по существу, оставляет структуру ситуации неизменной. В этом состоит его главное отличие как защитного процесса.
С точки зрения интеллектуальных механизмов юмор также имеет неоднородное строение. Можно говорить о юморе, который строится на ассоциативном уровне; примером могут служить шутки, связанные с одушевлением, персонификацией, метафорические шутки. Он также может строиться на операциональном уровне - это шутки, основанные на изменении связей между элементами в ходе преобразования ИС, а также шутки, возникающие при посредстве расширения объема ситуации. Однако, необходимо отметить, что шутки часть комбинируют в себе различные стратегии. Так, разрыв связи между элементами ситуации может одновременно сочетаться с их одушевлением, то же самое происходит при отчуждении отдельных частей тела и т.д.
Особый интерес в плане интеллектуальных механизмов представляют шутки по типу развертывания. При их построении в качестве вспомогательных стимулов используются определенные логические структуры. Вспомогательный стимул формируется на основе
обобщения новой интерпретации события, исходной ситуации и привнесенных событий, которые фактически могут быть не связаны между собой. Эти обобщения строятся на основе единого признака. Они так же, как и в других случаях, предполагают искажение реальных связей исходной ситуации.
В заключение можно сказать, что юмор как защитный процесс трансформирует переживания, различные по своим интеллектуальным механизмам и строению. Это обеспечивает более широкие возможности использования юмора при регуляции переживаний по сравнению с другими типами защитных механизмов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Экспериментальные результаты показывают, что при сохранении в целом неизменного соотношения трех форм регуляции переживаний при переходе от одной возрастной группы к другой меняются механизмы реализации этих функций, т.е. изменения происходят в пределах той или иной функции (табл.2).
Таблица 2
Возрастная динамика форм регуляции переживаний у подростков
Функции регуля-
Тип защитного
1 группа
П группа
ции переживании
механизма
Отреагирование
отреагирование:
70,1
58,4
прямое скрытое
28,4
24,2
трансформирующее
1,8
17,4
Ослабление или
Подавление
82,1
59,9
редукция
Интеллектуализация
17,9
40,1
Трансформация
изоморфный юмор
57,6
25,6
юмор с нарушением изоморфизма
42,4
74,4
Количественный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- возрастные изменения в отреагировании переживаний связаны с резким увеличением трансформирующих способов отреагирования в старшей возрастной группе (17,4 против 1,8%), в то время как скрытые формы отреагирования находятся приблизительно на одном и том же уровне в обеих группах. С возрастом имеет место снижение прямых способов отреагирования. Различия между группами имеют статистически значимый характер (X = 23,2 при L = 0,05);
- при реализации функции ослабления при редукции переживаний в обеих возрастных группах имеет место преобладание механизмов подавления. Однако, в старшей группе вероятность его использования снижается в пользу увеличения механизмов интеллектуализации. Различия между группами являются статистически значимыми (X = 18,5 при L = 0,05);
- при переходе от младшей к старшей возрастной группе имеет место снижение изоморфных шуток и резкое увеличение шуток, в основе которых лежит нарушение изоморфизма. Различия между группами являются статистически значимыми (X = 8,0 при L = 0,1).
Таким образом, подростки младшего и старшего возраста в эмоциональных ситуациях используют различные формы регуляции переживаний. В обеих возрастных группах обнаруживается сфор-мированность функций эмоционального контроля и защиты по типу отреагирования и редукции или ослабления переживаний. Различия между группами имеют место в отношении регуляции переживания по типу трансформации. Младшие подростки обнаруживают недостаточную сформированность этой функции. Главные различия при переходе от младшей к старшей подростковой группе связаны с изменением механизмов, реализующих отдельные функции регуляции переживаний (отреагирования, редукции или ослабления, трансформации).
Результаты экспериментального исследования подтверждают сформулированные предположения о существовании различных функций регуляции переживаний, а также их механизме, связанном с интеллектуальным опосредствованием переживания в различных его звеньях. Качественным опосредствованием переживания в различных его звеньях. Качественный анализ защитных процессов показал, что регуляция переживаний осуществляется на основе создания и использования вспомогательных стимулов - средств, которые изменяют конкретное строение переживаний. В связи с этим защитные свойства механизмов регуляции переживаний или их эффекты могут быть объяснены на основе теории Л.С.Выготского о высших психических функциях.
Выделяются два направления или пути преобразования пережива-
ний - через звено интеллектуального опосредствования, которое собственно инициирует переживание, и через звено отреагирования переживания. В первом случае преобразование переживаний предполагает изменение его когнитивной структуры, в последнем преобразуются экспрессивные характеристики эмоции. Однако, и в том, и в другом случае использование защитных механизмов обуславливает изменение эмоционального состояния - если в первом случае непосредственно, то во втором - по принципу обратной связи экспрессии с эмоциональным состоянием (22).
Анализ возрастных сдвигов в регуляции переживаний показывает, что они состоят в переходе от процессов подавления к интеллектуализации. Эти изменения свидетельствуют, что с возрастом происходит усложнение интеллектуальных процессов, с помощью которых преобразуются переживания.
Наряду с указанными сдвигами в старшей подростковой группе наблюдается также резкое увеличение специфических форм интеллектуализации и возникновение качественно новых форм юмора с нарушением изоморфизма (см. «рационализация», «развертывание»). Эти защитные механизмы в процессе преобразования когнитивной структуры переживаний предполагают использование процессов понятийного мышления.
В случае интеллектуализации формируется специфический тип связи между исходным событием и вспомогательным. Он определяется обобщением этих событий, что, по-видимому, позволяет выделить этот тип защитных процессов в самостоятельный способ преобразований переживаний.
Новая защитная стратегия отражает общие изменения строения переживаний, происходящих в подростковый период, и связана со становлением понятийного мышления. Именно ее возникновением обусловлено повышение регулярных возможностей подростков старшего возраста, поскольку она в меньшей степени, чем все другие стратегии, опирается на личный опыт подростка и в меньшей степени зависит от характера ситуации и актуализируемых ею чувств.
Обобщая результаты экспериментального исследования, можно заключить, что эмоциональное развитие в подростковом возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке.
К старшему подростковому возрасту в эмоциональной адаптации обнаруживается диссоциация различных сторон или звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, т.е. то, что воспринимается,
не совпадает с тем, что переживается. Содержание переживаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения.
Вместе с тем, наблюдается диссоциация между собственно переживанием и его отреагированием - так переживание может иметь в своей основе негативное эмоциональное состояние, а на выходе при отреагировании трансформироваться в позитивное. Кроме этого, существует возможность произвольного изменения интенсивности и знака эмоционального возбуждения при переживании. В этом плане возникает возможность диссоциации между степенью объективного значения события и характером его субъективного переживания. Такая подвижность отдельных звеньев эмоционального процесса в сочетании с использованием механизмов регуляции переживаний обеспечивает гибкость эмоционального реагирования, что повышает адаптивные возможности подростков в социальном взаимодействии.
Использование методики в целях диагностики защитных механизмов
В практических целях при диагностике защитных механизмов бывает важно определение трех показателей - сформированности функций регуляции переживаний (специфических форм отреагирова-ния, редукции или ослабления переживаний, а также трансформации); ведущего типа (функции) регуляции переживаний; степени зрелости защитных механизмов. Каждый из показателей предполагает возможность количественной оценки. Она осуществляется в несколько этапов, которые включают:
- качественный анализ ответов испытуемых на основе разработанной классификации защитных механизмов и их идентификации в соответствии с выделенными в классификации категориями. При этом следует учитывать, что существует три уровня категориального анализа: а) идентификация защитных механизмов по способу преобразования переживаний или функции регуляции; б) по типу защитных механизмов; в) по разновидности техник, которые встречаются в рамках того или иного типа защитных механизмов. Категории, соответствующие разным уровням анализа, строятся по принципу включения элементарных в более общие. Результаты качественного анализа могут быть сведены в таблицу, аналогичную таблице 2. Использование такой таблицы значительно облегчит и упростит вычисление количественных показателей регуляции переживаний;
- подсчет числа ответов, попавших в ту или иную категорию для каждой из экспериментальных ситуаций (2, 8, 10, 15, 17). Следует учитывать, что на каждую ситуацию испытуемым дается три ответа в соответствии с тремя экспериментальными условиями, данные по ситуации суммируются;
- дальнейший подсчет, который в зависимости от диагностических целей производится дифференцирование по уровням категориального анализа защитных механизмов.
При определении показателей сформированности функций регуляции переживаний и выявлении среди них ведущей необходимо вычислить процентную долю ответов по каждой функции в общей сумме ответов по всем функциям.
Степень зрелости защитных механизмов подростка определяется по каждой функции регуляции переживаний отдельно. При этом подсчитывается процентная доля различных типов защитных механизмов в общей сумме ответов по рассматриваемой категории, определяется их соотношение. Например, в случае отреагирования выявляется процентное соотношение прямого, скрытого и трансформирующего типов; при редукции переживаний - соотношение механизмов подавления и интеллектуализации; при трансформации - соотношение изоморфного юмора и юмора с нарушением изоморфизма. При оценке зрелости защитных механизмов следует учитывать их естественную динамику развития в подростковом возрасте (табл.2), а также то, что более зрелые механизмы являются более интеллектуальными.
Использование методики в психокоррекционной работе
Существует прямая связь между развитием переживаний, динамикой их строения и становлением механизмов их регуляции (13). В соответствии с этим отклонения в функционировании и развитии защитных механизмов могут указывать на неблагополучие в эмоциональной сфере и иметь прогностическое значение для оценки социальной адаптации подростка. Выделяются следующие признаки защитной активности подростка, которые могут иметь в этом плане дифференциально-диагностическое значение.
Использование подростком преимущественно примитивных защитных механизмов, соответствующих более раннему периоду развития (отрицание, фальсификация, изоморфный юмор), отсутствие их инволюции в процессе развития могут свидетельствовать об инфантилизме подростка, незрелости эмоционально-волевой сферы и социального поведения.
Низкий процент (по сравнению с нормой) защитных механизмов по типу редукции и трансформации переживаний или несформирован-ность этих функций в соответствии с высокой частотой использования непосредственного прямого отреагирования, наличие стереотипов в защитной активности, которые используются без учета ситуации, могут свидетельствовать о трудностях произвольной регуляции эмоций вообще. В случае, если эти симптомы сочетаются с призна-
ками дефицитарности аффективной системы (сенсорный голод, моторная расторможенность, элементы полового поведения, аффективная возбудимость), то они могут указывать на нарушение эмоционально-смысловой регуляции поведения подростка.
Повышение защитной активности подростка по сравнению с нормой в сочетании со снижением вероятности или отсутствием ответов по типу непосредственного прямого отреагирования может свидетельствовать об аффективной напряженности подростка, отсутствии спонтанности в социальном поведении.
В предлагаемой методике диагностика защитных механизмов проводится на модели ситуаций активного социального взаимодействия. В соответствии с этим разработанный метод позволяет не только диагностировать используемые подростками защитные механизмы, но и выявить то, как они интегрируются в паттернах социального взаимодействия. Фактически, тот или иной тип защитных механизмов, функции регуляции переживаний обуславливают определенную эффективность социального поведения, задают его стиль. Это создает дополнительные возможности использования данной методики как психотехнического средства при модификации социального поведения.
Разработанная на основе экспериментальных данных классификация защитных механизмов дает представление о способах воздействия на переживание, и в этом плане может использоваться в пси-коррекционной работе по перестройке и компенсации травмирующих переживаний.
Практически психологи могут использовать результаты методики при решении вопроса, каким подросткам нужна психокоррекционная помощь. Данные обследования защитных механизмов с помощью предлагаемой техники помогут также выбрать направление этой помощи.
Следует подчеркнуть, что при решении в клинике тех или иных дифференциально-диагностических вопросов разработанную методику целесообразно использовать в комплексе с другими диагностическими средствами.
Список литературы
1. Богомолов Ю.П., Воронкин АИ., Куст В.П., Соколов В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-биологических тестов// Вопросы адаптации. Новосибирск, 1974. С.30-35.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984. Т.4. С.5-242.
5. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психо-
логии. 1972. № 2. С.25-37.
6..ffia9siiB9§AH. Семантическая структура загадки. М., 1989.
7. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка//Избр. психол. тр. М., 1986. С.258-284.
8. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
9. Кон И.С. Дружба. 1970.
10. Кон И.С. Психология старшеклассников. М., 1982.
11. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
12. Туревская Р. А К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте//Вестн.Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. № 4. С.57-64.
13. Туревская Р.А, Эмоциональное развитие подростков с явлениями школьной де-задаптации: /Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1991.
14. Douvan E., Adelson I. The Adolescent experience. N.Y., 1966.
15.English O.S., Pearson H.LG. Emotional problems of living. N.Y., 1963.
16. Erikson E. Childhood and society. N.Y., 1963.
17. Freud A The ego and the mechanism of defense. // The writing of Anna Freud. N. Y. 1977, vol. 2, p. 195. (Originally published).
18. Freud A Adolescence // Psychoanalytic study of the child. 1958. Vol. XVI. P. 225-278.
19. Gallagher L, Harris H. I. Emotional problems of adolescence. N.Y. 1964.
20. Kiell N. The universal experience of adolescence. N.Y. 1964.
21. Kellerman H. A structural model of emotion personality and sociological
implications. // Plutchik R., Kellerman H. (eds.) Emotion: theory, research and experience. N.Y., 1980. Vol. 1. P. 349-384.
22. La Zetta S.T. et. Al. Effects on nonverbal dissimulation on emotional experience and autonomic arousal //1 of personality and social psychology. 1976. Vol. 33. P. 354-370.
23. Lewis M., Michalson L. Children's emotions and moods developmental theory and measurement. N.Y., London, 1983.
24. Piaget I. The relation of affectivity to intelligence in the mental development of the child. // Harrison S., Me Dermott I. (Eds). Childhood psychopatology. N.Y, 1972. P. 167-175.
25. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions. // Izard C.E. (Ed.). Emotions in personality and psychopatology. N.Y, 1979. P. 227-257.
26. Smith G.V.W., Danielson A. Anxiety and defensive strategies in childhood and adolescence. N.Y, 192. # 52.
27. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms. // Archives of General Psychiatry. 1971. Vol. 24. P. 107-118.
28. Vaillant G.E. Natural history of male psychological health: the relation of choice of ego mechanism of defense to adult adjustment. // Archives of General Psychiatry. 1976. Vol. 33. P. 535-545.