Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация и методы исследования



Исследование с целью определения психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности на примере педагогической деятельности было проведено в ноябре 2008 года. В исследовании приняли участие 22 студента БГПУ им. М. Танка, факультета психологии, из них 20 девушек и двое юношей. Исследование проводилось в 5 этапов:

Этап Содержание этапа Методы Участники  
Подготовительный этап - определение общего исследовательского замысла, -формулирование проблемы и основной исследовательской цели; - определение базы исследования;      
Теоретический этап - осуществление поиска и качественного анализа научных источников по исследуемой проблеме; - определение и научное обоснование методологической базы исследования процесса формирования волевых качеств личности в деятельности; - выявление и анализ сущностных характеристик воли как психологического феномена и научной категории; Теоретико-библиографический анализ проблемы    
Экспериментально-подготовительный этап - определение принципов и научное обоснование перспективы организации и осуществления исследовательской работы по развитию волевых качеств личности в деятельности;      
Исследовательский этап осуществление констатирующего исследования первоначального состояния сформированности волевых качеств личности у педагогов. - опросник для самооценки терпеливости Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; - опросник для оценки своего упорства Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; - опросник для оценки своей настойчивости Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; - методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильин (теппинг-тест) Студенты ф-та психо-логии  
Описательно-аналитический этап оформление результатов осуществленного исследования в текстовой форме, в контексте необходимых требований.      
   

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень, стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека. Однако, по мнению психологов, лень - свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.

Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой «сила - слабость». Существенное, если не решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Для диагностики профессионально важных качеств, а именно волевых были использованы следующие диагностические методики. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильин (теппинг-тест)

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на шесть типов:

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

- ровный тип: максимальный темп удерживается при­мерно на одном уровне в течение всего. времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 6-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;

- подвижный тип: темп работы в течение первых 10-15 сек снижается, затем нарастает, и опять снижается. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему слабой силы;

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.

Для исследования терпеливости был использован опросник предложенный Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [5, с. 231]. Эта методика предполагала самостоятельные ответы испытуемых на соответствующие утверждения (всего было 18 утверждений). Если студент был согласен с данным утверждением, то отвечать нужно было «да», если не согласен, то «нет».

Исследование упорства мы проводили на основе методики, предложенной Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [5, с. 231]. В данной методике испытуемым предлагался рад ситуаций. Им было необходимо представить себя в этих ситуациях и оценить, насколько подобные ситуации для них характерны.

Настойчивость студентов была измеряна на основе методики тех же авторов - Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко [5, с. 232-233]. Принцип организации работы был тот же, что и в предыдущих методиках - учащимся предлагались определённые утверждения, а им нужно было либо согласиться с ними, либо нет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.