Исследование с целью определения психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности на примере педагогической деятельности было проведено в ноябре 2008 года. В исследовании приняли участие 22 студента БГПУ им. М. Танка, факультета психологии, из них 20 девушек и двое юношей. Исследование проводилось в 5 этапов:
Этап
Содержание этапа
Методы
Участники
Подготовительный этап
- определение общего исследовательского замысла,
-формулирование проблемы и основной исследовательской цели;
- определение базы исследования;
Теоретический этап
- осуществление поиска и качественного анализа научных источников по исследуемой проблеме;
- определение и научное обоснование методологической базы исследования процесса формирования волевых качеств личности в деятельности;
- выявление и анализ сущностных характеристик воли как психологического феномена и научной категории;
Теоретико-библиографический анализ проблемы
Экспериментально-подготовительный этап
- определение принципов и научное обоснование перспективы организации и осуществления исследовательской работы по развитию волевых качеств личности в деятельности;
Исследовательский этап
осуществление констатирующего исследования первоначального состояния сформированности волевых качеств личности у педагогов.
- опросник для самооценки терпеливости Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко;
- опросник для оценки своего упорства Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко;
- опросник для оценки своей настойчивости Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко;
- методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильин (теппинг-тест)
Студенты ф-та психо-логии
Описательно-аналитический этап
оформление результатов осуществленного исследования в текстовой форме, в контексте необходимых требований.
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень, стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека. Однако, по мнению психологов, лень - свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен.
Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.
Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой «сила - слабость». Существенное, если не решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Для диагностики профессионально важных качеств, а именно волевых были использованы следующие диагностические методики. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильин (теппинг-тест)
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на шесть типов:
- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего. времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 6-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- подвижный тип: темп работы в течение первых 10-15 сек снижается, затем нарастает, и опять снижается. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему слабой силы;
- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.
Для исследования терпеливости был использован опросник предложенный Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [5, с. 231]. Эта методика предполагала самостоятельные ответы испытуемых на соответствующие утверждения (всего было 18 утверждений). Если студент был согласен с данным утверждением, то отвечать нужно было «да», если не согласен, то «нет».
Исследование упорства мы проводили на основе методики, предложенной Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [5, с. 231]. В данной методике испытуемым предлагался рад ситуаций. Им было необходимо представить себя в этих ситуациях и оценить, насколько подобные ситуации для них характерны.
Настойчивость студентов была измеряна на основе методики тех же авторов - Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко [5, с. 232-233]. Принцип организации работы был тот же, что и в предыдущих методиках - учащимся предлагались определённые утверждения, а им нужно было либо согласиться с ними, либо нет.