Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Волевые качества личности и условия их развития



Воля человека характеризуется определенными качествами. Существуют различные классификации волевых качеств личности. Проблемой определения этих качеств занимались Р. Ассаждиоли, М. Брихцин, В.В. Никандров, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Е.П. Щербаков и др.

С.Л. Рубинштейн выделяет различные волевые качества в соответствии со сложностью волевой деятельности.

Инициативность. Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Прямая противоположность - инертность. Характеризует начальный этап волевого действия.

Самостоятельность и независимость. Их прямая противоположность - внушаемость и подверженность чужим влияниям.. Подлинная самостоятельность воли предполагает ее сознательную мотивированность и обоснованность, т.к. сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.

Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности.

Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего здесь играет роль энергия, т. е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.

Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон, говорят о сильной воле, то обычно имеют в виду именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это, в сущности, два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т. е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т. е. неумение бороться за исполнение принятого решения.

Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем [16].

Проявление воли в различных специфических ситуациях и в различных видах деятельности позволяет говорить о волевых качествах личности. При всём этом само понятие «волевые качества», по мнению Е.П. Ильина, как и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределёнными. В различных источниках предлагается различное понимание волевых качеств личности: волевые качества как проявление воли, как способность человека, как умения преодолевать различные трудности и управлять собой.

Так, Е.П. Ильин понимает волевые качества личности, как феноптическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врождённого и приобретённого [6,с. 117]. В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Волевые качества, связанные с целеустремлённостью. Под целеустремлённостью в психологии понимается сознательная направленность личности на достижение более или менее отдалённой по времени цели.

Терпеливость понимается в психологии как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном - физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию или чувство голода, жажды, боль. Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем сильнее потребность и чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение.

Упорство и упрямство. Упорство понимается психологами как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (т.н., оперативной) цели, например, когда ученик пытается решить трудную математическую задачу, или когда юный музыкант разучивает гаммы, или когда спортсмен осваивает новый элемент техники спортивного упражнения и т.п. Про упорство говорят тогда, когда у ученика что-то не получается и он пытается это сделать ещё и ещё раз, но, как говорится, за один присест. Упорство часто характеризует волевые усилия при решении интеллектуальных задач, а не только двигательных. Упрямство как волевое проявление имеет скорее негативную направленность или кажется таковым (но не с точки зрения самого субъекта). Причины проявления упрямства могут быть разными. Так, в детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребёнка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.

Настойчивость, по определению известного учёного В.К. Калина, - эмоционально-волевое качество, в котором эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному. При проявлении настойчивости имеет место выраженная сосредоточенность усилий человека на объекте, сознание обращено к предметному плану деятельности, который имеет отчётливую жизненную значимость. В поведении человека проявляется эмоциональная привязанность к цели деятельности. Е.П. Ильин понимает настойчивость, как систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдалённой по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности [,с. 150]. Проявление настойчивости в значительной мере зависит от степени уверенности человека в достижимости цели, от мотивации достижения и от наличия волевых установок на преодоление трудностей.

Волевые качества личности, характеризующие её самообладание. Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и решительность, т.е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения.

Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т.е. подавлять сильные влечения и желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость. По сути, в этом качестве проявляется тормозная функция воли. Несдержанность является поведением, свидетельствующем об отсутствии у человека выдержки. Проявляется несдержанность в агрессивном поведении.

Качество смелости в психологии зачастую определяется различными синонимами: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, доблесть и т.д. П.А. Рудик определяет смелость как способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжёлых последствий, например, получение травмы. По В.К. Калину, смелость - это способность при возникновении опасной ситуации сохранять устойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутствии снижения качества деятельности. Противоположностью смелости является трусость, которая понимается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия, и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям.

Сложные морально-волевые качества. Реальное поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных. Поэтому при характеристике волевого поведения и развития личности школьника, при характеристике влиянии волевого развития на различные виды деятельности (в том числе и на учебную) появляются синтетические качества личности, которые напрямую к волевым нельзя отнести. Такие качества в психологии называют морально-волевыми качествами.

Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность определяется как способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за поступки других. Самостоятельность как волевая черта присуща уже дошкольниками, однако мотивы её проявления у детей разного возраста различные. Инициативность проявляется в таких действиях школьников или их групп, которые послужили началом нового движения или изменения форм деятельности. В моральном плане инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за совершаемое действие.

Дисциплинированность и организованность. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведённого порядка, организованность, выдержанность. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять своё поведение необходимости. Организованность определяется психологами как самостоятельное волевое качество, которое заключается в умении школьника подчинять свою деятельность определённым принципам, вносить порядок в свои желания. В.К. Калин определяет организованность как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности.

Старательность - это стремление выполнить какую-либо работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание школьника выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т.п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: школьник сосредотачивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности. Подобное происходит с первоклассником, который старательно пишет палочки, крючки и т.п.: от старания у него возникает мышечное напряжение, которое подчас принимает генерализованный характер, свидетельством чему может быть, например, высунутый язык.

Энергичность определяется, как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого.

Героизм и мужество. Единого понимания этих волевых качеств личности нет. В современной психологии героизм (и его действенное проявление - подвиг) является преодолением особо сложных препятствий, требующим от человека предельного напряжения воли. Мужество можно рассматривать как обобщённое понятие, характеризующее такое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и в назидание. Мужество имеет различные формы проявления в виде храбрости, героизма, стойкости, выдержки, самоотверженности, самопожертвования.

Самоотверженность определяется как моральное качество, характеризующееся такими действиями, которые представляют собой акт самопожертвования - добровольного принесения в жертву своих интересов. Проявляется это качество в исключительных (экстремальных) обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в повседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми.

Принципиальность является свойством личности, которое представляется отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твёрдо (строго) и осознанно придерживающийся каких-либо принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения. Базой для такой твёрдости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного порядка. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов угрожает человеку неприятностями и осложнениями.

Все вышеперечисленные волевые качества являются обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором бывает трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств.

Классификация А.Г. Маклакова представляет собой дальнейшее развитие классификации С.Л. Рубинштейна. Он выделяет отдельными категориями выдержку и самообладание, целеустремленность и настойчивость, инициативность и самостоятельность, решительность и импульсивность, однако категорию самоконтроля добавляет последовательностью и самооценкой. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий очень тесно связана с самооценкой и самоконтролем.

А.Г. Маклаков выделяет силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое приходиться преодолевать, тем сильнее воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, Человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой -- некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. В первые годы жизни ребёнка (до 3 лет) развитие воли связано с постепенным овладением произвольными движениями и элементарными самостоятельными действиями с предметами (в процессе еды, одевания и раздевания, умывания, игры), что составляет предпосылку волевых действий. Примерно с 3 лет у ребёнка проявляется стремление к более сложным самостоятельным действиям, он овладевает умением ставить перед собой цели (сначала лишь самые близкие), достижение которых связано с преодолением известных трудностей. С этого возраста постепенно вырабатывается умение подчинять свои действия не только привлекательными целям и непосредственными желаниям, но и необходимости (убирать на место игрушки и т. п.), т.е. в известных пределах ограничивать самого себя. Примерно к 6 годам дети становятся уже в определённой степени способными к «тормозному контролю» над своим поведением. Важнейшее значение имеют требования к ребёнку и побуждения его к соответствующим действиям со стороны взрослых. Труд выступает действенным средством воспитания воли. В дошкольном возрасте у ребёнка должны быть элементарные обязанности, в частности, по самообслуживанию. Полезно привлекать детей к посильным видам практического труда. Участвуя в разнообразных видах деятельности, ребёнок приучается преодолевать трудности, действовать не только в своих интересах, но и в интересах других людей. Важная роль в развитии воли дошкольников принадлежит играм, особенно коллективным сюжетным играм с правилами. Строгое выполнение правил игры и принятых на себя ролей и обязанностей, подчинение логике игры приучают ребёнка организовывать своё поведение, ограничивать желания, действовать в общих интересах, доводить начатое дело до конца.

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребёнка. В школе ребёнок сталкивается с рядом правил и серьёзных обязанностей, перед ним возникает необходимость подчинять свою деятельность требованиям школы и учителя. Строгий распорядок жизни приучает его активно и разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности, нередко подчиняя им личные желания и потребности. Успех работы школы по формированию воли у учащихся зависит от организации, методов и приёмов учебно-воспитательной работы: чёткая организация учебных и трудовых занятий, разумная требовательность к учащимся, повседневный контроль за их деятельностью и выполнением правил поведения.

Заметное развитие воли наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит значительный, рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ, порядка (чувство долга, ответственности). К самостоятельности подростка предъявляются более высокие требования, ослабляется непосредственная опека над ним, что ставит его перед необходимостью целесообразно организовывать своё поведение. Однако при слабой постановке воспитательной работы активность подростка нередко принимает отрицательные формы (упрямство, лихачество, импульсивность).

В юношеском возрасте в связи с активным формированием мировоззрения мотивы обществ, порядка (при правильном воспитании) постепенно начинают играть ведущую роль.

Воспитание воли ребёнка и в школе, и в семье осуществляется через организацию его волевого поведения. Только в процессе организованной деятельности он приобретает опыт преодоления трудностей. Необходимо, чтобы игры, учебная и особенно трудовая деятельность детей включали в себя элементы волевого усилия, направленного на достижение поставленных целей, имеющих не только личное, но и определённое обществ, значение. Разумеется, в самом раннем возрасте (2-3 года) ребёнок ещё не способен ясно отдать себе отчёт в общественном значении тех или иных действий или поступков. Путь воспитания воли в этом возрасте идёт главным образом через непосредственную организацию взрослыми поведения ребёнка, через выработку правильного режима жизни, правильных привычек. Общественный же смысл поведения становится доступным пониманию ребёнка уже в более старшем возрасте.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Зачастую достаточно высокий уровень развития волевых качеств наблюдается у людей творческого типа, увлеченных какой-либо деятельностью. Это происходит потому, что увлеченность каким-нибудь занятием всегда сопровождается систематическим трудом и, следовательно, способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.

Таким образом, в психологии воля понимается как самодетерминация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. В настоящее время существуют различные теории воли, в рамках которых рассматриваются соответствующие формы поведения личности (теории бихевиоризма), личные конфликты и способы их преодоления (психологии мотивации), волевые характеристики личности (психологии личности).

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем, что делает человек, во всех его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.