Классификация методов анализа рентабельности представлена на рис.10.
Методы анализа
Факторный По схеме форми- По классам рен-
рования табельности
По слага- По рента- Функ- На основе В связи с ис-
емым бельнос- циональ- прибыли пользова-
формулы ти отдель- ный нием произ-
ных изде- водствен-
лий ных активов
на основе
потоков
наличных
денежных
средств
Рис.10. Классификация методов анализа рентабельности.
Анализ рентабельности по слагаемым ее формулы состоит в последовательной замене уровней показателей и определении тем самым воздействия на рентабельность, прибыли, стоимости ОПФ и величины оборотных средств.
Функциональный анализ рентабельности основан на построении индексных систем и представлении рентабельности как функции сомножителей - показателей, экономически связанных с рентабельностью. Например,
(3.35)
где: Р - рентабельность производства; К - коэффициент, учитывающий изменение прибыли под влиянием непромышленной деятельности; РП - рентабельность продукции; Ф - фондоотдача продукции по полной себестоимости.
Анализ рентабельности производства по схеме ее формирования (его содержание и последовательность) показаны на рис.11.
Рентабельность фирмы
=
Рентабельность Оборачиваемость
продукции активов
= =
Чистая : Выручка от Выручка от : Активы
прибыль реализации реализации
Выручка от Затраты Постоянные Текущие
реализации активы активы
Зарплата + Материалы + Амортиза- + Прочие
ция расходы
Платежные + Запасы + Дебиторс-
средства кая задол-
женность
Рис.11. Анализ рентабельности по схеме ее формирования.
Анализ рентабельности по ее классам базируется на подразделении деятельности фирм, принятом в мировой практике:
- операционная деятельность (основная);
- инвестиционная деятельность (вложение средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения и т.д.);
- финансовая деятельность (учет полученных и уплаченных дивидендов, процентов и т.п.).
Приведем примеры показателей каждого класса.
По первому классу - коэффициент предельного уровня прибыли от основной деятельности:
, (3.36)
где: OPR - сумма прибыли, получаемая от основной деятельности; NSAL - чистый объем продаж (объем реализации плюс платежные обязательства).
По второму классу - коэффициент отдачи на всю сумму производственных активов:
, (3.37)
где: NINS - сумма чистой прибыли после выплаты процентных сумм по долговым обязательствам и уплаты налогов; ASST - среднегодовая величина всех производственных активов фирмы.
По третьему классу - коэффициент рентабельности оборота:
, (3.38)
где: NCF - чистый приток денежной наличности (разность поступлений и расходов, учтенных по статьям наличных средств).
Рассмотрение этих и других показателей рентабельности производится в динамике и во взаимосвязи друг с другом.
Оценка влияния рентабельности отдельных видов продукции на рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) проводят в следующей последовательности:
1) определяют удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации;
2) рассчитывают рентабельность отдельных видов продукции;
3) определяют влияние рентабельности отдельных видов изделий на рентабельность реализованной продукции (умножение индивидуальной рентабельности на долю изделия в общем объеме реализации);
4) определяют влияние изменения индивидуальной рентабельности изделий (умножение разности рентабельности отчетного и базисного периодов на долю изделия в отчетном периоде);
5) определяют влияние изменения структуры реализации (умножение рентабельности изделий базисного периода на разность удельных весов изделия отчетного и базисного периодов).