Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения, специальности «Экономика и управление на предприятии машиностроения». Оно содержит основные разделы курса экономического анализа, в которых представлены важнейшие сведения по данной дисциплине. Особое внимание обращено на имитационное моделирование экономики предприятия, на анализ прибыли и рентабельности и на обобщенную оценку результатов работы предприятия. Материалы пособия позволяют студентам самостоятельно выполнить курсовую работу.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Предмет, содержание и методика анализа.
Предметом экономического анализа может быть экономика объектов от страны в целом и до отдельного рабочего места. Чаще всего предметом такого анализа является экономика отдельного предприятия, фирмы.
Содержание экономического анализа:
- исследование экономических процессов, факторов и причин из обуславливающих и количественная оценка проявляющихся здесь закономерностей;
- объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности;
- ее оптимизация по принятому критерию и выявление на этой основе возможных внутрихозяйственных резервов.
Методика экономического анализа включает в себя: сравнения, сводку и группировку данных, средние величины, временные ряды, индексы (в том числе цепные подстановки), балансовый метод, методы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, математического программирования, исследования операций, эвристические методы.
Виды и организация экономического анализа.
Экономический анализ классифицируют по ряду признаков, в числе которых: цель анализа, объект анализа, субъект анализа, характер анализа.
Целью анализа может быть: оперативное регулирование производства, выявление существующих внутрипроизводственных резервов, конкурентоспособность производимой продукции и услуг, общая оценка результатов производства и др.
Объекты анализа многообразны и охватывают все уровни экономики страны.
Субъектами анализа, то есть, кто анализирует, могут быть как внутренние подразделения фирмы, так и внешние по отношению к ней организации (банки, аудиторские фирмы, налоговые органы, страховые компании, научно-исследовательские учреждения).
По характеру экономический анализ может быть комплексным (оценивает результаты деятельности предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости всех его показателей), тематическим, или локальным (рассматривает отдельные показатели производства, например, себестоимость продукции, рентабельность производства и пр.) и анализом отдельных видов продукции (услуг).
Объектом и субъектом анализа во многом определяется вид и объем необходимой для анализа информации. Так, например, для промышленного предприятия это может быть информация по конструкторской и технологической подготовке производства, нормативная информация, сведения оперативного и статистического учетов, различного вида отчетность. Переход к рыночным отношениям существенно повлиял на информационную базу анализа. Это, прежде всего, относится к финансовой документации фирмы.
При экономическом анализе, производимом внешней по отношению к предприятию организацией, используется, как правило, информация финансового характера и сведения, не составляющие коммерческой тайны фирмы. Когда анализ производится собственными силами и по собственной инициативе предприятия, рассмотрению могут подвергнуться показатели всех уровней хозяйственной деятельности.
Выделяют следующие основные этапы проведения экономического анализа:
- составление программы анализа (здесь согласно цели анализа составляется календарный график, определяется состав участников и распределяются обязанности);
- отбор и проверка информации (проверяется наличие реквизитов, проводится счетная проверка и проверка взаимосвязи отдельных источников);
- выбор и расчет показателей (обосновывается набор показателей анализа и методы их расчета);
- аналитическая обработка и сопоставление показателей;
- обобщение результатов анализа и контроль их реализации.