2.1. Расположите детектор в том месте, где Вы хотите провести оценку мощности экспозиционной дозы. Если это рабочее место, то положите детектор на стол. Если предполагаемым источником загрязнения являются продукты питания, косметика и т.п., то приблизьте детектор к объекту обследования на расстояние 5-10 мм правой боковой стороной (с прорезями). При оценке степени радиоактивного загрязнения жидких объектов расположите детектор над поверхностью жидкости. Следите за тем, чтобы жидкость или капли жидкости не попадали внутрь детектора.
Проводя измерения, записывайте данные в таблицу 8.
2.2. Детектор позволяет проводить поиск радиационно загрязнённых объектов. Для этого необходимо медленно перемещать включённый детектор над поверхностью исследуемого объекта или поворачивая детектор. Направление на загрязнённый объект или загрязнённый участок можно выявить, ориентируясь на увеличение частоты звуковых сигналов. По мере приближения к источнику частота звуковых сигналов возрастает, и, соответственно частота звуковых сигналов убывает по мере удаления от объекта.
Таблица 8
Измерение мощности экспозиционной дозы
№ изм.
2.3. По измеренным данным рассчитайте среднее арифметическое значение мощности гамма-излучения:
. (1)
2.4. Для доверительной вероятности 0,95 по методу Стьюдента рассчитайте случайные ошибки , где
, , (2)
а - коэффициент Стьюдента (для n=10 и W=0,95 =2,4).
Примечание: Естественный фон гамма-излучения на территории стран СНГ изменяется в широких пределах и, как правило, составляет от 5 до 25 мкР/ч (1 Р= 0,87 Зв).
2.5. Выписать ответ в стандартной форме:
.
2.6. Исходя из измеренного значения мощности экспозиционной дозы, рассчитайте эквивалентную дозу, получаемую человеком в течение одного года, и сравните её с приведённым во введении к данной работе средним значением мощности эквивалентной дозы (используйте коэффициенты перевода рентгена в грей для биологической ткани и грей в зиверт для гамма-излучения).
Контрольные вопросы
1. Назовите основные типы ионизирующего излучения.
2. Какие величины характеризуют меру воздействия излучения на вещество, в каких единицах они измеряются?
3. Для чего вводится понятие коэффициента качества излучения?
4. Что характеризуют активность и объемная активность вещества? В каких единицах они измеряются?
5. Каковы предельно допустимые дозы излучений для различных групп населения?
6. Какие материалы используются для защиты от различных видов излучений?
7. Расскажите об устройстве и принципе действия дозиметров.
Литература
1. В. В. Поленов. Дозиметрические приборы для населения./М.:Энергоатомиздат. 1991.—64 с.100
2. Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87 и Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72./М.: Энергоатомиздат, 1988.
3. Н. С. Бабаев, В. А. Демин и др. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда./М.: Энергоатомиздат, 1984.
4. Радиация. Дозы, эффекты, риск: пер. с англ./М.: Мир, 1990.
5. Практикум по ядерной физике./М.: Изд-во МГУ, 1988.
6. Дж. X. Холл. Радиация и жизнь/М.: Медицина, 1989.
Учебно-методическое издание
Пауткина Анна Владимировна,
Ильин Станислав Иванович
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
по дисциплине
"ФИЗИКА"
Работа 88
Под общей редакцией доц. А.П.Прунцева
________________________________________________________Подписано к печати
Формат Усл.печ.л.
Тираж экз. Изд.N Заказ N
Цена
________________________________________________________ 127994 Москва, ул.Образцова, 15.
Типография МИИТа
[1] Студентам выдаются дозиметры с уже установленным питанием.