Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ



1. Понятие о дидактике и ее исследование в педа­
гогике.

2. Сущность образования как отражение единства
развивающей и воспитательно-формирующей функ­
ций обучения.

3. Основные проблемы, которые разрабатывает
дидактика.

4. Выделение из дидактики частных методик и ее
влияние на их развитие.


1. Понятие о дидактике и ее исследование в педаго­
гике. В главе о сущности и общих закономерностях вос­
питания показано, что важнейшим его аспектом явля­
ется овладение личностью той стороной общественного
опыта, которая включает в себя знания, практические
умения и навыки, а также способы творческой деятель­
ности.
Указанная задача решается в процессе обучения.
В этой связи перед педагогикой встают вопросы: каким
должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять
и использовать для развития и формирования личности?
Теоретическая разработка этих вопросов обусловила
развитие особой научной дисциплины — дидактики.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos - поучающий и didasko - изучающий. Счита­ется, что этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571—1635). Под дидактикой он понимал научную дис­циплину, которая занимается исследованием теорети­ческих и методических основ обучения. Фундаменталь­ную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский. В 1632 году он написал на чешском языке "Великую дидактику", в 1633—1638 гг. перевел ее на латинский язык, а в 1657 году она была издана в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал "все­общее искусство учить всех всему". Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет определенное научное значение до настоящего времени. Большой вклад в разра­ботку дидактики внесли такие известные педагоги, как Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидак-тами Н.П.Груздевым, М.А.Даниловым, Б.П.Есиповым, Л.В.Занковым, М.Н.Скаткиным, Н.А.Менчинской, Ю.К.Бабанским и др.

2. Сущность образования как отражение единства
развивающей и воспитательно-формирующей функций
обучения. Для понимания роли обучения как средства
развития и формирования личности и разработки его те­
оретических основ большое значение имеет то, что этот
процесс не сводится только к овладению обучающимися
знаниями, выработке практических умений и навыков,
а также способов творческой деятельности. Обучение ока­
зывает более широкое развивающее и формирующее вли­
яние на личность.


Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим ма­териалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззрен-ческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззрен­ческие и нравственно-эстетические идеи).

Естественно, что при правильно поставленном обуче­нии учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию (поня­тия, правила, законы, выводы), вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубоко осмыс­ливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. В результате одновременно и в неразрывном един­стве происходит обогащение личности научными знани­ями, развитие ее интеллектуальных и творческих спо­собностей, а также формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает этот про­цесс весьма важным средством воспитания.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновенрте в педагогике особого понятия, обозначающего этот про­цесс. Таким понятием явилось образование. Упомянутое впервые в XVIII веке в педагогических статьях известно­го русского просветителя-демократа Н.И.Новикова, по­нятие образование продолжительное время не имело спе­циального терминологического содержания и вплоть до середины XIX века употреблялось как синоним воспита­ния. Потом оно стало приобретать специфическое терми­нологическое значение и связываться с обучением, обозначая его формирующее влияние на личность. Та­ким образом, понятие образование обозначает и обуче­ние, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности. Именно так понимал его Н.Г.Чернышевский:

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы чело­век был образованным в полном смысле слова.

Все это позволяет сделать вывод: под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и на­выков и связанный с ними тот или иной уровень разви-


тия ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической куль­туры, которые в своей совокупности определяют ее со­циальный облик и индивидуальное своеобразие.

В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процес­се учебно-воспитательной работы. Именно этот смысл вкладывают в него, когда говорят: он имеет неполное среднее, среднее или высшее образование.

Но это понятие может иметь и иной смысл и обозна­чать образовательный процесс, процесс получения обра­зования. Например, когда говорят об образовании в школе или вузе, о его осуществлении, то как раз и имеют в виду то, как происходит этот процесс, как его совершенство­вать. В этом случае понятия "образование" и "обучение" совпадают и выступают как синонимы. Главное, однако, заключается в том, что в любом случае образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого про­цесса на личность, олицетворяя их единство и органи­ческую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз опре­деляют как теорию обучения и образования, то тем са­мым хотят подчеркнуть, что она исследует как теорети­ческие основы процесса обучения, так и его воспитатель­но-формирующее влияние на умственное, мировоззрен­ческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Подобная трактовка дидактики имеет не формальное значение. Из нее вытекает, что при разработке теорети­ческих основ обучения она не может ограничиваться толь­ко раскрытием процессуальной стороны вооружения обу­чающихся знаниями, практическими умениями и навы­ками; она должна глубоко исследовать те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающе-формирующего потенциала обучения, то есть образова­нию учащихся.

3. Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика. Как теория обучения и образования дидак­тика исследует следующие проблемы:

во-первых, определяет педагогические основы содер­жания образования;

во-вторых, исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;


в-третьих, изучает закономерности учебно-познава­тельной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

в-четвертых, разрабатывает систему общепедагогичес­ких методов обучения и условия их наиболее эффектив­ного применения;

в-пятых, определяет и совершенствует организацион­ные формы учебной работы в образовательно-воспита­тельных учреждениях.

4. Выделение из дидактики частныхметодик и ее влияние на их развитие.Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовав­шей теорию и методику обучения. Но впоследствии выявилось, что она не в состоянии раскрывать специфи­ку учебной работы по каждому предмету, так как эта специфика является весьма существенной. Так, обуче­ние математике, физике и химии имеет много различий по сравнению с учебной работой по таким предметам, как история и литература. Еще более специфичным явля­ется обучение пению или проведение учебных занятий по физической культуре и труду. Это привело к тому, что из дидактики стали выделяться и формироваться особые педагогические дисциплины, которые стали на­зываться частными методиками, или частными дидак­тиками. В результате этого разграничились и области их исследования. За дидактикой осталась разработка об­щетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, ис­следуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и частные мето­дики развиваются в тесной связи между собой и обога­щают друг друга.

В связи с острой необходимостью совершенствования работы школы и других учебно-воспитательных учреж­дений роль дидактики как общей теории обучения и об­разования существенно возрастает. Она призвана более эффективно помогать учителям и руководителям школ в улучшении процесса обучения, в повышении качества успеваемости и воспитания учащихся. В ее задачу входят также развитие инновационных форм и методов учеб­ной работы, обогащение и распространение передового опыта обучения, стимулирование научно-педагогичес­кой пытливости и творчества работников школы.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте роль и специфику обучения во всестороннем развитии
личности.

2. Что следует понимать под образованием? В каких двух значе­
ниях употребляется это понятие?

3. Как обосновывается положение о том, что понятие образование
выражает единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Какое зна­
чение имеет это положение для теории и школьной практики?

4. Дайте определение дидактики как особой педагогической дис­
циплины и назовите проблемы, которые она исследует.

5. Раскройте специфику и взаимосвязь дидактики и частных мето­
дик.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: Пособие для учи­телей. М., 1969.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических иссле­дований. М., 1982.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. М., 1986.

Марев М. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.

Метельский Н.В. Дидактика математики: Лекции по общим воп­росам. Мн., 1975.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.

Глава 8

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.