Прекрасное дело — превозносить похвалами целомудрие, но еще прекраснее самому обладать им. Для того и благоугодно было Богу прославить добродетели святых в Священных Писаниях, чтобы все люди стремились подражать им и соблюдать целомудрие. Вот целомудреннейший Иосиф призывает нас подражать ему. Будем же ликовать вместе с этим прекрасным юношей духовным ликованием, прославляя его целомудрие не словами только, но и подражанием в делах. Он был поистине ревностным хранителем целомудрия, тогда как мог бы управлять самой царицей. Он помнил, что богатство, власть и слава проходят с настоящей жизнью и что одна только добродетель не имеет конца, и потому удерживал греховные пожелания, словно какой-нибудь уздой — страхом Божиим, а все остальное презрел, считая страдания в темнице приятнее всяких великолепных жилищ. Красотой души он затмил красоту тела, уподобившись по телесной красоте некоторой прекрасной звезде, а по душевной доблести — Ангелам. Мы должны удивляться не только целомудрию этого юноши, но и тому, какие он претерпел опасности за это, считая угождение плоти страшнее самой смерти. Стоит только вспомнить время, в какое он сохранил душу свою чистой. Это было прежде, нежели явился на землю Господь Иисус Христос. Поэтому Иосиф может сказать нам, христианам: если я, который жил прежде Рождества Христова и не слышал верховного апостола Павла, взывающего, «что телеса наши суть члены Христовы» (1 Кор. 6; 15), однако был убежден, что рабам Божиим должно преодолевать похоть, то тем более вам, христианам, подобает со страхом и трепетом вести жизнь целомудренную, чтобы вы, члены Христовы, не сделались членами блудницы!
Эти слова могут обуздать самые пламенные пожелания. Не так легко дождь, падающий на огонь, погашает пламень, как эта речь, проникнув в душу, истребляет порочные похоти.
Те же слова может сказать нам и великий Иов, который «положил завет очам» своим, чтобы они не смотрели на лицо девицы, чтобы красота, ослепляя ум его, как-нибудь не увлекла его (Иов. 31; 1). Кто не удивился и не изумился бы, видя, что тот муж, который как лев боролся с самим диаволом и побеждал все козни лукавого, избегал лица девицы и не допускал глазам своим смотреть на красивую отроковицу? Он знал, что в борьбе против бесов нужен мужественный и смелый дух, а в соблюдении целомудрия победа приобретается не обращением с девицами, а удалением от них.
Итак, кто дает обет девства, тот пусть примет советы целомудреннейшего из всех людей, который был таким блюстителем целомудрия еще прежде Рождества Христова. Всевышний Бог для того и принял наш образ, чтобы низвести к нам с неба Ангельскую святость. Если же люди и после такой чести предаются страстям, но невозможно выразить великости безумия, когда члены Христовы, делаясь членами блудницы, оскорбляют милость Господа и делают ее тщетной. Бесы слушают и трепещут, потому что Богу неугодно, чтобы они входили в общение с Ним; а нас Он принимает в общение с Собою, и после этого некоторые из верующих дерзают отделяться от Христа и соединяться с блудницами. Не столь велико зло — упасть с неба в грязь, сколь велико зло — сделавшемуся членом Христовым отвергать эту Божественную честь и делаться членом блудницы.
Итак, когда порочное желание воспламеняет твою душу, тотчас вспомни о Христе, представь, что пред тобой стоит Павел, взывающий и говорящий: «не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть? Взем ли убо уды Христовы, сотвориши уды блудничи?» (1 Кор. 6; 15). Ничего не может быть страшнее этих слов. Не сказал: «взем ли убо уды Христовы», соединю их с блудницей, но что? «Сотворю уды блудничи2. Такое выражение гораздо разительнее. Бегайте, говорит, «блудодеяния.» Не сказал: воздерживайтесь, но бегайте, тщательно старайтесь удаляться от этого порока. Несте, говорит, свои. Как можешь ты, говорит, делать, что тебе вздумается? Ты не властен над собой: «куплени бо есте ценою» (ст. 19; 20). Апостол напоминает о величии благодеяния и образе нашего спасения, показывая, что мы искуплены тогда, когда были Ему чуждыми, и не просто, но ценой. «Прославите убо», говорит, являйте Бога и в теле вашем, и духе. Внушает не только телом не совершать прелюбодеяния, но и в духе и в душе не помышлять ничего порочного и лишать себя благодати. «Яже суть Божия», говорит Апостол. Божиими назвал их не только потому, что Бог сотворил их, но и потому, что, когда они сделались чуждыми Богу, Он вторично приобрел их ценой крови Сына Своего. Смотри, как он относит все ко Христу, как возводит нас на небо. Вы, говорит, члены Христовы, вы —храм Духа Святого; не будьте же членами блудницы; вы бесчестите не свое тело, ибо тело ваше — не ваше, а Христово.
Представляй это и будь целомудрен. Ты не имеешь власти над плотью на удовлетворение порочных пожеланий, а только на исполнение заповедей Божиих. Потому умоляю вас: бегайте блуда. Если от блуда и родится дитя, тебе же позор, и оно по твоей же вине будет страдать, как незаконнорожденное и не имеющее имени. Хотя бы ты оставил ему великое богатство, все же будет оно бесчестно в доме, бесчестно в городе, бесчестно перед судом. Бесчестен будешь и ты сам, как в жизни, так и по смерти. Ибо когда и умрешь, останутся после тебя памятники твоего позора. Зачем же тебе все осрамлять?
Блажен, кто не испытал этого отвратительного греха. Но если кто когда-нибудь пал, то пусть прилагает врачевства для очищения от этого греха. Что же это за врачевство? Горячие источники слез, исходящие из глубины сердца воздыхания, постоянное сокрушение, усердные молитвы, милостыни, осуждение сделанного, решимость больше не делать таких дел: так грех смывается, так очищается нечистота души.
Когда увидишь ты красивую женщину, не о том помышляй, как бы удовлетворить своему желанию, но как бы освободиться от этого желания. Как же это, скажешь, можно? Это не от меня зависит. А от кого же? От наветов диавола. Обвиняй же в этом диавола, борись же с диаволом и противься страсти. Но посмотри: не виновны ли и сами мы?
Действительно, эта страсть не есть только навет и обольщение диавола, но мы сами первые виновники ее. Она ни от чего так легко не рождается, как от праздности, беспечности и от того, что человек вовсе не занимается даже необходимыми для него делами. Как рассеянного мальчика, который бродит по улицам, легко увлекают злые люди, так и душа беспечного и рассеянного легко пленяется страстью. Как незасеянная земля и сама собой производит траву, так и душа, не упражняемая в добрых делах, по необходимости предается злым делам. И как глаза, не могущие не смотреть, необходимо смотрят на худое, когда не имеют перед собой хорошего, так и помыслы, не занимаемые ничем полезным и необходимым, по нужде останавливаются на бесполезном и вредном.
Итак, если ты при взгляде на красивую женщину почувствуешь страсть к ней, то больше не смотри на нее — и освободишься от страсти. Да я не мог, скажешь, не смотреть на нее, меня тянет к ней страсть. Займись полезными предметами: читай хорошие книги, заботься о своих нуждах, ходатайствуй, защищай обидимых, молись, размышляй о будущем: вот к чему устремляй душу твою. Поступай так — и ты освободишься не только от новой раны, но легко можешь излечить отвердевшую и застаревшую. Лишь бы ты сам захотел этого. Но если мы все будем обращаться и беседовать с теми, которые поражают нас стрелами этой страсти, и, даже когда их нет налицо, говорить о них сами и слушать рассказы других, то не сами ли мы питаем страсть и усиливаем болезнь свою? Как ты хочешь погасить огонь, каждый день раздувая пламень? А больше всего нужен в этом случае страх Божий, память о муке вечной и желание Небесного Царствия. Имей постоянно перед глазами лучезарный крест Христов — и ты останешься чистым от греха. Как столп облачный — образ нашего креста—ограждал народ еврейский, чтобы ему не потерпеть зла от египтян, так крест, зримый перед глазами, тотчас отгоняет всякое порочное желание. Он есть спасение для души и целительное врачевство против нечистых пожеланий.
Итак, просим и умоляем тех, которые согрешили и еще служат похотям плоти, исправиться и образумиться, чтобы им не быть совершенно побежденными от страстей, чтобы добровольно не подвергнуться тяжкому рабству, но чтобы выступали на борьбу, укрепляли себя страхом Христовым, чтобы, истребив всякую нечистоту, мы могли со святой и неповрежденной душой приступить к Божественным и Страшным Таинам великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. (Сл. к новокрещ; 18 беседа на 1 Кор.; 24 на Рим. 7 на 2 Кор.).