Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами: скажи мне, что тебя столь оскорбляет — самый умысел оскорбителя или только то, что он может на деле исполнить свой умысел? Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое вместе. На это скажу тебе, что ни злой умысел, ни приведение его в исполнение не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение без власти ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а привести злое намерение в исполнение никто не может без попущения Божия, то есть без воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть — от Бога; зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе только попущенное ему Богом? Ведь иначе бы он и не мог тебя оскорбить, если Бог ему не попустил это.
Скажешь: противник мой нанес мне величайшую обиду. Спрошу: какую? За грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя —и ты считаешь себя обиженным? Скажешь: этого лукавого человека и его злобную волю я ненавижу. Но ты все обращаешь свое внимание на дела других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести. Хотя воля человеческая и зла, и нечестива, но что же она могла тебе сделать? Ты вот досадуешь на то, что твой противник повредил тебе, но подумай: почему он мог повредить тебе? Не по власти ли и по воле Божией? А если по власти и по воле Божией, то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни, или обрати жалобы свои к Божественному попущению и запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам не повредишь себе же самому. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?
Прекрасно сказал блаженный Августин: "Не бойся врага: он не силен повредить тебе больше того, насколько получил власти от Бога. Бойся Бога, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все справедливо. А если что-нибудь, по мнению нашему, казалось бы несправедливым, то веруй, что если оно произошло по воле Божией, то несомненно, что оно есть справедливо и истинно".
Спросишь: если бы кто убил невинного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Спросишь опять: почему же Бог допустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты допустил это? Намерения Божии о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить, потому что премудрость Божию нельзя всю обнять умом человеческим; но утверждаю только, что и убивший неповинного человека действовал несправедливо, и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие — праведно и премудро по причине праведной, но сокрытой до времени от нас.
Подобным образом рассматривает блаженный Августин дело об убиении Христа нашего Спасителя. Он говорит: "Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы — все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако же Бог Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его, попустил убить Его за спасение всех нас": вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, — причина, в то время не объяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны, то есть законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение, и рассмотри: что сделал тебе нечестивый, что — Праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, Этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы нечестивого воля погибла, а праведное попущение прославилось бы. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, усвойся Ему, — для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени.
Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения, и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников — за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысл Божий и всего доброго ожидали от Бога.
Бесконечная благость Божия никогда бы не попустила быть на земле таким беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращала бы во спасение. Бог попустил умножиться братней зависти против невинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства еврейского? Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила Пророка, но для чего? Для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы.
Но зачем мне рассказывать о многочисленных событиях ветхозаветной истории, когда через попущение Божие завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины еврейские по зависти предали на распятие Единородного Сына Божия Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого?
Таким образом, от каждого попущения открываются нам величайшие богатства славы Божией и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божия, милосердие Его, всемогущество, величество, предведение и Промысл; высочайшая мудрость Его осиявает нас, тем самым побуждая весьма многих внимательных людей к умножению многотрудных, но славных подвигов, награждаемых и в нынешней жизни, и в будущей.
О, как дивно и величественно проявляет себя промышление Божественное в Своих повседневных попущениях! Неважно от добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в добро. Есть поговорка: на спокойном море всяк может быть кормчим. Невелика мудрость, когда ветер попутный, корабль крепок, море не волнуется, матросы корабля знают свое дело, а пристань видна, — направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу, или когда ночь темная, ничего не видно, разбойники окружили корабль, матросов мало и они плохо вооружены, и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности, — вот это удивительное дело: капитан делом доказал свою мудрость и опытность.
Подобное замечаем мы и в мироправлении Божием: нам кажется, что Бог попустил зло не к добру; а Бог приводит это к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Но должно помнить, что грех против ближнего, учиненный по попущению Божиему, через это не заслуживает еще ни малейшего смягчения вины грешника, потому что намерение у согрешившего было злое и осталось злым, а Бог обратил зло его в добро только по богатству Божественной благости Своей. Например, если бы какой злодей по злобе сжег хижину бедняка, а другой добрый и достаточный человек из сожаления к бедняку выстроил ему не в пример лучший домик вместо истребленного пожаром, то и в таком случае не могли бы служить облегчающими вину поджигателя ни малоценность подожженной хижины, ни то добро, какое было оказано бедняку по случаю пожара.
(Из книги "Илиотропион " святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского)