Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Храм Святого Гроба в Старом Иерусалиме



 

Никакой храм в мире не привлекает к себе столько богомольцев со всех стран света, как Иерусалимский храм святого Гроба Господня. Он заключает в себе величайшие святыни христианского мира: святую гору Голгофу и живоносный Гроб Господень. Построенный равноапостольным Царем Константином и его святой матерью, равноапостольной Еленой, этот храм много раз подвергался опустошению, особенно пострадал он от страшного пожара в 1808 году, когда обрушились его главные своды и погибли в пламени все украшения, но основание и большая часть стен уцелели от времен Царя Константина доныне.

В храм ведут двойные входные врата из них одни закладены, а другие запираются на ночь турками, которые и в течение дня неотлучно сидят в церкви, у самых дверей, для охранения порядка. Первая святыня, которую видят поклонники при входе во храм, прямо против дверей, в нескольких шагах от оных, — это камень помазания, на котором Иосиф и Никодим повили пеленами и умастили ароматами пречистое тело Господа Иисуса, по снятии Его со Креста. Камень этот покрыт ныне мраморной плитой розового цвета; над ним балдахин на четырех столбах, под стеной которого висит много неугасимых лампад, а по углам стоят большие подсвечники. Отсюда поклонников ведут налево, в западную часть храма, которая представляет собой величественную ротонду, то есть круг, из 18 пилястр (или четыреугольных столбов), соединенных арками, в два этажа. На этих пилястрах покоится огромный купол, а посреди ротонды стоит небольшая часовня из желтого мрамора, называемая кувуклия. Эта часовня и вмещает в себе неоцененное сокровище — Гроб Господень, или ту пещеру, в которой был погребен Спаситель наш Иисус Христос. От живоносного Гроба проходят на святую Голгофу, мимо Камня помазания (описание и изображение Голгофы смотри в особом листке № 415), а оттуда сходят вниз, за алтарь главного храма Воскресения. Тут, в темной полукруглой галерее, находится несколько малых приделов и сход в подземные церкви. Первый от Голгофы придел принадлежит грекам; он называется "Приделом поругания и тернового венца". В этом алтаре, под престолом, находится часть столпа из серого мрамора, на котором сидел Господь наш, когда воины поругались над Ним в претории Пилата. Тут же в стене, за стеклом и за решеткой, сохраняется часть тернового венца; две неугасимые лампады освещают таинственный мрак этого придела.

Рядом с сим приделом — дверь в подземную церковь святых Константина и Елены, куда спускаются по 33 ступеням. Эта церковь ископана в природной скале в то время, когда Царица Елена искала здесь животворящий Крест Господень. Место обширное, шагов 30 в длину и столько же в ширину. Купол поддерживают четыре толстых колонны. Владеют сей церковью армяне. По правую сторону алтаря есть каменное седалище, где, по преданию, находилась святая Царица в то время, когда отыскивали Крест. Тут же сходят еще 13-ю ступенями в пещеру, где закопан был Святой Крест в продолжение 300 лет. Здесь-то и найдены были три креста: один — Господень, а два — разбойников, распятых со Христом. Надпись лежала особо, почему нельзя было различить Креста Господня от других двух. Тогда по совету Патриарха Иерусалимского Макария стали возлагать кресты на умершую женщину, и вот, когда возложен был на нее животворящий Крест Господень, то она воскресла... Самое место обретения Креста принадлежит православным; оно выложено разноцветным мрамором; посредине — изображение Креста. По выходе отсюда опять в галерею, окружающую алтарь Воскресения, поклонники вступают в придел Разделения риз, принадлежащий православным. Далее — придел Лонгина сотника, принадлежащий армянам. По армянскому преданию, Лонгин был родом из Армении; он пронзил копьем Пречистые ребра Распятого Спасителя, но потом уверовал в Него и приходил сюда оплакивать свой поступок. Он умер мученически в Каппадокии. — Еще далее под престолом, за решеткой, видны узы Христовы, или две пробоины в камне, в которые были забиты ноги Божественного Страдальца, когда Он заключен был в темнице до утра, пред отведением Его к Пилату. —Недалеко от уз, влево, находится место, называемое темница Христова, где, по преданию, Господь был удержан, пока были окончены приготовления к Его распятию, и где потом Матерь Божия, когда повели на Голгофу Ее Божественного Сына, рыдая от скорби, опустилась на землю, поддерживаемая благочестивыми женами. Это трогательное событие изображено на запрестольном образе. Престол во имя Успения Богоматери, а по левую сторону престол в память того, когда Господа нашего били привязанного у столба, по повелению Пилата. Обойдя таким образом главный алтарь, поклонники идут северной стороной храма к западу. Тут, против северной стороны часовни Гроба Господня —латинская церковь на месте, где, по преданию, Спаситель явился по воскресении Своей Пречистой Матери. По сторонам главного престола — два меньшие: справа — придел святого Креста, слева — бичевания, где, на престоле за железной решеткой часть столба, к коему был привязан Господь во время бичевания. Между церковью явления и часовней святого Гроба на полу два мраморные круга означают место, где, по преданию, Спаситель явился Марии Магдалине во образе Вертоградаря. Тут же неподалеку латинский престол в память сего явления, а за престолом картина изображает и самое событие. — В самой западной части храма, в галерее, позади Гроба Господня находится погребальная пещера праведного Иосифа Аримафейского, который уступил свой новый гроб для Спасителя; здесь же погребен был и его друг, праведный Никодим. Отсюда, обойдя часовню Гроба Господня, поклонники вступают в главную церковь Воскресения Христова, принадлежащую грекам. Она занимает всю средину храма святого Гроба, и имеет в длину до царских врат 40, а в ширину 20 шагов. Главный иконостас мраморный, в 4 яруса. Местные иконы — хорошего русского письма. Царские двери резные, вызолоченные, увенчаны двуглавым орлом. Позади иконостаса — в алтаре — хоры в несколько рядов. Над престолом мраморный балдахин. Посреди храма висят три большие паникадила, по 50 свечей — все дар наших православных царей. Кроме того повсюду множество лампад, так что в праздники зажигается их более 400 и до 150 свечей. Кто видел этот храм и часовню Гроба Господня в ночь Светлого Воскресения, тот никогда не забудет этого дивного зрелища. — Таков храм святого Гроба в Старом Иерусалиме. Утешительно напомнить, что для тех, кто не имеет возможности посетить Старый Иерусалим, есть у нас в России, в 57 верстах от Москвы, точное подобие сего храма в монастыре, именуемом Новый Иерусалим. Сей храм построен приснопамятным святителем нашим Патриархом Никоном. Обходя святые места в сем храме, невольно переносишься мыслью и сердцем к заветным святыням Старого Иерусалима...

 

Святая Голгофа

 

Есть ли на земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, — гора, обагренная пречистой кровью Господа нашего Иисуса Христа? Это — гора, на которой Он, Единородный Сын Божий, пострадал и умер яко человек за всех нас, грешных сынов Адамовых, — заклан был на кресте яко агнец непорочный, взявший на Себя грехи всего мира... На Голгофе совершилось величайшее чудо любви Божией к роду человеческому: без Креста Христова, без Его спасительных страданий никто из людей не мог бы войти в рай, — все погибли бы... Вот почему святая гора Голгофа есть открытая дверь в дом Отца Небесного, — дверь, чрез которую первый вошел благоразумный разбойник, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. После сего с каким трепетным благоговением должен восходить на эту гору Божию каждый грешник — каждый человек! Воистину «да молчит здесь всякая плоть человеча!...»

Святая гора Голгофа занимает юго-восточную часть храма Гроба Господня. Эта священная скала во времена Спасителя находилась за стеной городской, о чем говорит и Апостол: «вне врат пострадати изволил» Господь. Около скалы Голгофской расположен был и сад Иосифа Аримафейского: «бе же на месте, идеже распятся, вертоград», как сказано в Евангелии от Иоанна, «и в вертограде гроб нов»; посему теперь и Гроб Господень, и скала Голгофская находятся в одном и том же храме Воскресения. Скала обложена камнем, на нее восходят по 28 ступеням. На верху Голгофы — церковь, разделенная на две половины, как бы две церкви. Первая от входа половина, северная, покрывает место, где был водружен Крест Господень; свет проникает сюда с запада, изнутри храма; эта часть принадлежит грекам. Другая половина, южная, есть место, где Господь наш Иисус Христос был пригвожден ко Кресту. Здесь служат латины. Престол греческий из белого мрамора, он стоит открыто; в передней стороне сделана выемка, так что человек, став на колени, может легко наклониться под престол, где и находится то самое отверстие, в которое утвержден был животворящий Крест Господень. При пении священных песней: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос, Царь славы, волею руце распростер... Днесь пророческое исполнися слово, се бо покланяемся на место, идеже стоясте нози Твои, Господи..», благочестивые поклонники восходят на Голгофу, со страхом и любовью припадают к сему священному отверстию, и с горячими слезами сокрушения сердечного лобызают края священной скалы, обложенные серебром, с чеканным изображением страстей Господних... И сколько этих сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия Креста Господня, в течение многих веков! Сколько грешных сердец облегчилось, сколько сердечных ран исцелилось, сколько раз в глубине совести грешной повторилось таинственное, всепрощающее слово Любви небесной: «отпущаются тебе греси... со Мною будеши в раи!..» И как счастливы мы, православные, что имеем великое утешение поклоняться животворящему Кресту Господню и, если не телом, то сердцем и душой припадать к священному месту страстей Его спасительных! Нет, не могут иметь сего утешения все те, которые своим мудрованием отделились от Церкви Божией, которые не хотят почитать Креста Христова; не знают они, бедные, что за счастье, что за радость — плакать о грехах своих на том самом месте, где пролита была бесценная Кровь нашего Спасителя за эти самые грехи!..

За престолом, на возвышенном мраморном помосте, стоит величественное, во весь рост, Распятие Господне; животворящая кровь как бы струится из пречистых язв Господа на Голгофу; Кресту предстоят, пораженные глубокой скорбью, Пречистая Матерь Его и возлюбленный ученик Иоанн... За Крестом к стене прислонен иконостас, с изображением страстей Господних, а сверху висит множество неугасимых лампад, возжженных от усердия благочестивых христиан из всех стран и народов земных... А вот, направо и налево от Креста Господня, немного позади его, на мраморе видны два черных круга: это места, где были водружены кресты распятых со Христом разбойников. По преданию, распятый Спаситель был обращен лицем на запад, так что крест распятого одесную Его благоразумного разбойника находился на северной стороне, а между им и Крестом Господним стояла наша Заступница и Ходатаица за всех грешников, Пресвятая Богородица. "Вот, — говорит святой Димитрий Ростовский, — причина внезапной перемены в сердце разбойника! Она-то, Матерь Божия, стоящи между Господом и сим грешником, тайно исходатайствовала у Господа для грешника особенную благодать исправления. Разбойник не покаялся прежде, пока не стала между ним и Господом Матерь Господня". Воистину, много может Ее молитва Матерняя ко благосердию Владыки! В правой стороне от престола Голгофского видна глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясения, когда Господь испустил дух Свой на кресте. Эта трещина проходит сквозь всю скалу Голгофскую и замечательна тем, что камень расселся не по слоям скалы, а поперек их, чего никогда не бывает при обычном землетрясении. Ясно, что землетрясение во время смерти Спасителя не было обыкновенным действием природы, но особенным чудом Божиим для вразумления жестокосердых иудеев. Но и солнце померкло, и земля содрогнулась, и камни распались, и гробы отверзлись, и мертвецы пробудились от вековечного сна, а сердца гордых начальников иудейских не смягчились, не тронулись, а, казалось, еще больше ожесточились во зле!.. До такого ужасного состояния может дойти человек!

Под Голгофой есть небольшой пещерный храм; здесь, по преданию, был погребен Иерусалимский царь — Мельхиседек, ветхозаветный священник Бога Вышняго. Во глубине сей пещеры стоит престол во имя Предтечи Господня и нашего праотца Адама; за престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимой лампады видна все та же расселина скалы; тут, по древнему преданию, сохранившемуся в писаниях многих святых Отцов, была погребена глава Адамова; отчего и самая скала получила название Голгофа, что значит: лобное место. И вот, говорит предание, когда воин ударил копьем в пречистое ребро второго Адама — Господа нашего, то святая кровь и вода, истекшие из ребра, прошли сквозь трещину Голгофской скалы и омыли главу первозданного Адама. Согласно с этим преданием в нашей Православной Церкви, при изображении Распятия Господня, всегда под Крестом изображается и череп человеческий, лежащий на двух крестообразно сложенных костях. Сие изображение говорит нам: «якоже о Адаме ecu умирают, тако и о Христе ecu оживут». Господь Иисус Христос есть жизнь и воскресение самого Адама и всего рода человеческого. Из Его пречистого ребра не для Адама только, но и для всех людей струится источник жизни: приидите, все грешные сыны Адамовы, приидите, сего источника бессмертного вкусите! Господь наш для того и пострадал, для того и умер на Кресте, чтобы напитать нас телом Своим, напоить нас кровью Своей, дабы мы были кость от костей Его и плоть от плоти Его, дабы, соединяясь с Ним в таинстве святого Причащения, удостоились соцарствовать Ему в невечернем дни Царствия Небесного... О неизреченного милосердия Твоего, Владыко наш Господи! Чего не соделал Ты для спасения нашего?.. А мы грешные только и знаем, что грехами своими Тебя прогневляем!.. Сокруши окаменение сердцем наших, уязви нас любовью к Тебе, да текут от сокрушенных сердец наших источники слез, омывающие наши греховные скверны!..

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.