Куда грядешь несомый, сладчайший Иисусе! Куда грядешь от нас, надежда и прибежище наше! Куда заходишь от очей наших, Свете наш! Как познаваешь запад свой, Незаходимое солнце!
Станьте носящие Того, Кто держит весь мир дланию! Станьте носящие Того, Кто понес греховное бремя всего рода человеческого! Станьте носящие Того, ради Кого остановились солнце и луна в течении своем, когда увидели Его на Кресте! «Не браните» нам, детям, «приходити» к Отцу, хотя уже и умершему, не возбраняйте чадам поплакать об общем для всех Родителе, Который породил нас Кровью Своею: дайте пролить хотя малые слезы из очей над Тем, Кто источил для нас из всего тела обильные потоки Крови Своей, а из ребра воду с Кровью!
О, что се вижу я, — видение страшное и ужасное! Что се вижу? Вижу то, чего от века не видали очи праотцев. Ибо кто, когда видел Бога обнаженного, биенного, тернием увенчанного, оцтом с желчью напоенного, гвоздями и копьем насквозь уязвленного и умершего? Ужаснися о сем, бояйся небо, и да подвижатся основания земли!.. Что это вижу? Вижу Бога бездыханным, Жизнодавца мертвым, свет померкшим, сладость огорченной, «краснейшаго добротою паче сынов человеческих вижу не имущем вида ниже доброты, но вид Его безчестен, умилен паче сынов человеческих!» Вижу Пречистое, Преблагословенное, от Пречистой Преблагословенной Девы неизреченно рожденное тело Христа моего все окровавленным, все изъязвленным, истерзанным, как вретище, от ног до головы не имеющим целости! Изъязвлена Пречистая глава, — глава, которая изобрела дивные средства для спасения человека, не имевшего никакой надежды к спасению, эта глава изъязвлена колючим тернием до мозга... Ныне видим сбытие слов Божиих, древле сказанных человеку: «проклята земля в делех твоих, терние и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3; 17, 18). Вот и возрастила земля окаянная терние на голову моего Иисуса!..
Потемнели очи, — очи, которые милосердно на всех призирали, любезно на всех смотрели, очи, от светлого взгляда которых радовались любящие Его, утешались печальные, обращались к покаянию грешные, эти очи теперь залиты кровью и слезами, закрыты смертностью! Потемнело лицо, — лицо пречистое, пресветлое или, лучше, Боговидное, которое на Фаворе сияло как солнце, когда просияла на Нем слава Божества: это лицо теперь приняло бесчестие, оплевание, крепкие удары рукой и все посинело... Сокрылась красота Твоя, о прекрасный, о прелюбезный! Смолкли пресладкие уста, исполненные горечи оцта и желчи, — уста, из которых изливались потоками небесной сладости слова, сладчайше меда и сота; умолк богоглаголивый язык; умолкла гортань Божественного гласа; на Слово Божие наложено молчание. Кто же утешит плачущих? Кто словом исцелит больных, воскресит мертвых? Кто скажет грешнице: «отпущаются ти греси твои мнози?» Изъязвлены руки, — руки, от прикосновения которых содрогалась смерть; руки, которые были целебным пластырем для всяких недугов; руки, в которых немного хлебов умножилось с избытком для насыщения многих тысяч народа, — эти руки насквозь изъязвлены острыми, железными, длинными гвоздями, от уз посинели; руки, создавшие человека, от человека же бесчеловечно измучены! — Изъявлены ноги, —ноги, ходившие по водам, как по суше; ноги, которые омыла слезами явная грешница и отерла волосами головы своей, и за то получила отпущение многим грехам своим; ноги, у которых кто удостоился бы быть подножием, тот был бы высшим во всем мире. И эти ноги также насквозь прободены железными, острыми, длинными гвоздями, «яко да омочится нога Его в крови!» — Прободены живоносные ребра Тому, Кто от ребра создал помощницу праотцу нашему, Адаму. Этот Небесный Жених зиждет ныне от ребра Своего возлюбленную Себе невесту, а нам любезную Матерь, — Церковь Свою Святую, искупленную Кровью Его, «да породит многие чада водой и Духом...» Два источника Господь источил от пречистых ребер Своих, — источник крови и воды: вода —для омовения нашего, кровь —для освящения нашего; вода — для утоления нашей жажды, кровь — для нашего исцеления. Жаждущие, грядите на воду, болящие душами и телами, приступите к спасительной Крови непорочного Агнца —Христа! Ибо не славой Его, «а язвой Его мы вси исцелехом...» Перед очами моими зрю Бога моего, язвами Своими как бы устами ко мне говорящего: "Я возлюбил тебя, возлюби и ты Меня. Ничего другого от тебя не требую, только любви, любви твоей ищу. Я ради тебя родился, ради тебя от юности был в трудах, ради тебя алкал, жаждал, постился, ради тебя пострадал, оцта и желчи вкусил, ради тебя распялся, принял сии язвы и умер. За все это я ничего не желаю получить от тебя, только да любиши Мя!" — «Возлюблю Тя Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое и прибежище мое!»
Итак, иду и я вслед Тебя вместе со всеми, о Иисусе — любовь, всякое желание побеждающая! Ты телом, а мы сердцами нашими да погребемся вместе с Тобою. Гробом Пречистому телу Твоему да будет гроб, а сердцам нашим да будут гробом и погребением Пречистые язвы Твои. Знаем, что Ты в третий день изыдешь из гроба, но сердца наши да будут неразлучны с Пречистыми Твоими язвами, пока мы не вселимся в гроб наш. Ибо что может быть вожделеннее для сердец наших, что любезнее, что сладостнее Пречистых язв Твоих, которые мы слезными очами созерцаем, устами, хотя и недостойными, любезно прикасаемся, сердцами сладко лобызаем?
(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)