Одним из основных требований к КАВ современного самолета является обеспечение АБК тактической гибкости действия.
Суть этого свойства состоит в достижении максимума боевой эффективности ЛА при действии по любому объекту в сложившихся допустимых условиях атаки. (Так, перечень ОД современного штурмовика, фронтового бомбардировщика и многоцелевого истребителя насчитывает 30-40 наименований в зависимости от ТВД. Характеристики уязвимости и потребные степени поражения этих объектов существенно отличаются друг от друга. Кроме того, эти ЛА в соответствии с предназначением должны выполнять боевые задачи в широком диапазоне условий).
– высокая эффективность АСП при действии по назначенным целям;
– широкой номенклатурой АО в составе КАВ ЛА и внедрения значительного количества управляемого оружия (авиационных управляемых ракет и корректируемых авиабомб) и подвижного артиллерийского оружия. (Так, в составе КАВ современного фронтового бомбардировщика и многоцелевого истребителя насчитывается до 60 и более разновидностей авиационного оружия, среди которых более 10 видов управляемых АСП);
– высокой боевой нагрузкой ЛА и большим количеством точек подвески оружия. (Боевая нагрузка современного штурмовика, многоцелевого истребителя и фронтового бомбардировщика достигает 20-25 процентов от взлетного веса, а количества точек подвески доходят до тринадцати-пятнадцати. Максимальное количество одновременно подвешиваемых АСП, например, типа ОФАБ-100-120, на указанных ЛА составляет 20-40 штук);
– как следствие, второй и третий пункты обуславливают большое количество вариантов вооружения ЛА и вариантов применения АСП. (Количество вариантов вооружения современного фронтового бомбардировщика превышает 80-100, среди которых значительное место занимают смешанные варианты. Количество предусмотренных на таком ЛА вариантов применения АСП достигает 250-300 штук);
– постоянное значительное усложнение структуры и конструкции составных частей УАВ и, особенно, такой разновидности установок, как РБУ. Прежде всего, происходит расширение номенклатуры и количества агрегатов подвески АСП: бомбодержателей, авиационных пусковых и катапультных устройств и других. (В составе РБУ самолета-штурмовика, многоцелевого истребителя и фронтового бомбардировщика номенклатура указанных агрегатов подвески насчитывает более 15 наименований, а количество в расчете на один ЛА превышает 40 единиц. По своей конструкции и условиям функционирования эти агрегаты являются сложными механическими системами, относящимися к категории робототехнических устройств);
– обеспечение катапультного способа старта АСП, в том числе с предварительным переводом их перед пуском или сбрасыванием в так называемое боевое положение в целях обеспечения безопасного их старта.
– внутрифюзеляжное или конформное (полуутопленное) размещение элементов установок и АСП на ЛА. (Такое размещение, очевидно, усложняет проблемы предстартовой подготовки и безопасного и надежного старта АСП, но оказывает гораздо меньшее влияние на летно-технические характеристики (максимальную скорость, дальность полета, маневренные возможности) и радиолокационную заметность ЛА);
– использование на многоцелевых истребителях и фронтовых бомбардировщиках подвижных ААУ. (Такие ААУ позволяют производить наводку оружия на цель так, чтобы обеспечить требуемое распределение снарядов, вести стрельбу, не заходя в зону действия объектов ПВО, и практически не ограничивают маневренные возможности атакующего ЛА);
– существенное развитие и усложнение структуры и математического обеспечения АПрС;
– наличие в составе АПрС сложных информационно-навигационных, визирно-прицельных и вычислительно-коммутационных подсистем, работающих на различных физических принципах. Это позволяет улучшить временные характеристики процессов обнаружения, распознавания цели, определения и прогнозирование ее параметров ее движения и поведения, а так же оптимизировать варианты тактики действия самого ЛА;
– реализация в АПрС сложных алгоритмов прицеливания, учитывающих реальные условия боевого применения и реальные характеристики средств поражения;
– развитая система управления авиационным вооружением как составная часть КАВ ЛА, обеспечивающая оптимальное функционировании КАВ на всех тапах его подготовки и боевого применения;
– максимальная согласованность всех элементов КАВ (их структуры и характеристик) с возможностями ЛА, условиями атаки и характеристиками объектов действия АБК.
Кроме этого основными характеристиками современного КАВ являются:
– безопасность ЛА;
– надежность функционирования;
– прочность систем вооружения во всех условиях боевого применения;
– отсутствие ограничение со стороны КАВ на тактические характеристики ЛА.
КАВ современных АБК в сочетании с высокими летно-техническими характеристиками ЛА обеспечивают решение боевых задач с высокой эффективностью. Благодаря этому в настоящее время, например, для самолетов-штурмовиков, многоцелевых истребителей, фронтовых бомбардировщиков и боевых вертолетов не существует понятия трудноуязвимой цели в тактической, ближайшей оперативной и всей оперативной глубинах обороны противника. Каждый из названных типов ЛА в своей области действия способен осуществлять атаку цели наилучшим в данных условиях способом, выполнить прицеливание и реализовать рациональный, то есть дающий максимум боевой эффективности, вариант применения АСП.
Основным направлениями развития КАВ являются:
– обеспечение повышение эффективности комплекса в целом, в том числе за счет синергетического эффекта;
– повышение эффективности отдельных составляющих элементов КАВ при решении возложенных на них задач;
– максимальное использование характеристик ЛА (в том числе за счет внутрифюзеляжного размещения АСП);
– расширение условий боевого применения АБК;
– снятие ограничений, обусловленных функционированием элементов КАВ;