Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие авиационного боевого комплекса. Структура АБК



Лекция №1

Тема 1. Авиационный боевой комплекс. Основные понятия, назначение и состав комплекса авиационного вооружения, системные требования к КАВ, состояние и перспективы развития

 

Понятие авиационного боевого комплекса. Структура АБК

Авиационный боевой комплекс (АБК) - это летательный аппа­рат (самолет, вертолет или беспилотный летательный аппарат), оснащенный авиационным вооружением и бортовыми системами в соответствии с его предназначением, средства обслуживания и эксплуатации, а также системы обеспече­ния, привлекаемые при решении летательным аппаратом боевых и специальных задач.

Среди задач, решаемых АБК, важнейшими являются:

– пораже­ние наземных и морских объектов в тактической, ближайшей опера­тивной и оперативной глубинах обороны противника, глубоком тылу и океанских просторах;

– поражение пилотируемых и беспилотных средств в воздухе и на стоянках и огневых позициях;

– воздушная разведка, транс­портировка и десантирование войск и грузов и другие.

В соответст­вии с решаемыми задачами АБК подразделяются на ударные (АУК), истребительные (АИК), истребительно-ударные (АИУК), разведыва­тельные (АРК), транспортно-десантные (АТДК) и т.д.

К ударным принято относить авиационные комплексы на базе самолетов-штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков, дальних бомбардировщиков-ракетоносцев, боевых вертолетов, а также и самолетов, и вертолетов авиации ВМФ.

Ударные АБК предназначены для поражения наземных и морских объектов про­тивника в соответствующих областях боевых действий, в широком диапазоне условий боевого применения.

Авиационные истребительные комплексы строятся на базе са­молетов-истребителей (истребителей-перехватчиков). Их основное предназначение состоит в поражении пилотируемых и беспилотных средств противника в воздухе путем перехвата и ведения ближнего и в том числе маневренного воздушного боя.

Кроме основного, для АУК и АИК предусматривается допол­нительное предназначение. Так, АУК на базе самолетов фронтовой авиации и боевых вертолетов могут решать задачи по поражению пилотируемых и беспилотных средств противника в воздухе, а АИК - задачи по поражению наземных объектов.

Особое место среди АБК занимают комплексы, построенные на базе многоцелевых истребителей так называемые АИУК. Они предназначены для поражения пилотируемых и беспилотных средств противника в воздухе, на аэродромах базирования и огневых позициях, а также для действия по важным, малоразмерным, под­вижным и главным образом, вновь выявленным наземным объектам в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны против­ника. Т.е в соответствии с своим предназначением АИУК способны решать боевые задачи, характерные для АИК и АУК. АУИК строятся на базе самолетов-штурмовиков и, отчасти, фронтовых бомбардировщиков.

Для АРК и АТДК основное предназначение определяется со­ответственно как выполнение воздушной разведки и транспортиров­ка и десантирование войск и грузов. Эти задачи выполняются, как правило, в условиях огневого и помехового воздействия наземного и воздушного противника. В связи с этим АРК и АТДК должны обла­дать способностью поражать подобные источники воздействия или противодействовать им.

Кроме того, АТДК и особенно АРК в ряде случаев могут иг­рать роль АУК и АИК и решать свойственные для последних боевые задачи.

Решение боевых и специальных за­дач практически всеми видами АБК в соответствии с их предназна­чением возможно при соблюдении определенных условий. К ним относятся:

– во-первых, летательный аппарат (ЛА), являющийся базовой составляющей АБК, должен быть оснащен авиационным вооружением, способным вы­полнять задачи по поражению объектов противника путем огневого воздействия;

– во-вторых, предназначение и задачи вооружения ЛА должны быть адаптивны предназначению и задачам соответствующего АБК;

– в-третьих, структура, характери­стики и условия функционирования вооружения ЛА должны быть строго согласованы с областями и способами боевых действий, спо­собами и условиями боевого применения ЛА. Критерием подобного согласования должно служить достижение максимума показателя эффективности решения боевой задачи соответствующим АБК.

В структуру современного АБК входит непосредственно ЛА, комплекс авиационного вооружения (КАВ), бортовые системы в соответствии с его предназначением, средства обслуживания и эксплуатации, а также системы обеспече­ния, привлекаемые при решении летательным аппаратом боевых и специальных задач.

АБК является сложной автоматической (или автоматизированной системой). Анализ и синтез таких систем производится методами теории автоматического управления, теории сложных систем (системотехнике) и другими разделами со­временной науки.

Вооружение ЛА в свою очередь представляет совокупность значительного количества функционально связанных друг с другом технических средств, устройств и систем. Этой совокупности харак­терны общие для всех составляющих предназначение и задачи. При этом предназначение и задачи указанной совокупности совпадают с предназначением и задачами самого ЛА и, следовательно, соответст­вующего АБК.

Следовательно, комплекс авиационного вооружения (КАВ) ЛА, обладая всеми перечисленными свойствами, представляет основу соответствующего АБК.

Основные понятия, назначение и состав комплекса авиационного вооружения, общая характеристика его составных частей

 

По структуре и условиям функционирования вооружение лета­тельного аппарата представляет сложный комплекс, состоящий из разнообразных по назначению, устройству и принципам действия образцов авиационного оружия, широкой номенклатуры установок авиационного вооружения, разви­той авиационной прицельной системы, многофункциональной сис­темы управления авиационным вооружением и соответствующих средств технического обслуживания и эксплуатации.

Признаком, объединяющим перечисленные объекты вооружения в единое целое и придающим им свойства комплекса в составе ЛА, служит боевая задача по поражению объектов противника за счет огневого воздей­ствия - стрельбы, пуска ракет и сбрасывания бомб.

Эта задача выте­кает из предназначения, способов и областей боевых действий ЛА и является общей как для ЛА, так и для его комплекса авиационного вооружения (КАВ).

Дадим определение КАВ.

Комплекс авиационного вооружения – это совокупность функционально связанных друг с другом технических средств, устройств и систем, обеспечивающих решение летательным аппаратом боевых задач по поражению объектов противника путем огнево­го воздействия.

Основу КАВ ЛА составляют:

– авиационное оружие (АО);

– уста­новки авиационного вооружения (УАВ);

– авиационная прицельная система (АПрС);

– система управления авиационным вооружением (СУАВ);

– средства технического обслужи­вания и эксплуатации (СТОЭ).

Авиационное оружие представляет собой совокупность техни­ческих средств, предназначенных для непосредственного воздейст­вия на объекты противника с целью их уничтожения, вывода из строя или подавления.

К авиационному оружию относятся:

– авиационное артиллерийское оружие (ААО)

– авиационные средства поражения (АСП).

В свою очередь АСП подразделяются на:

– авиационные бомбардировочные средства поражения (АБСП);

– авиационные ракетные средства поражения (АРСП);

– авиа­ционные артиллерийские боеприпасы (ААБП).

Часто АБПС называют авиационным бомбардировочным (АБО), а АРСП - авиационным ракетным оружием (АРО).

К АБСП (АБО) относятся:

– авиационные бомбы различного на­значения и взрыватели к ним;

– авиационные мины;

– зажигательные баки;

– разовые бомбо­вые кассеты (РБК);

– разовые бомбовые связки (РБС);

– другие средст­ва поражения, не имеющие в своем составе так называемого марше­вого двигателя.

В составе АРСП (АРО) выделяют:

– управляемые авиационные ракеты класса «воздух-воздух»;

– управляемые авиационные ракеты класса «воздух-поверхность»;

– неуправляемые авиационные ракеты.

Установки авиационного вооружения - совокупность меха­низмов, агрегатов и систем, предназначенных для:

– размещения и удерживания АО на ЛА;

– обеспечения необходимых условий транс­портировки АСП на ЛА;

– перевода АСП перед пуском или сбрасыва­нием из транспортировочного в боевое положение;

– питания ААО патронами и наводки его на цель;

– обеспечения безопасной и надежной стрельбы, пуска ракет и сбрасывания бомб.

В зависимости от вида применяемого оружия УАВ подразделяются на:

– авиационные артиллерийские (ААУ);

– ракетно-бомбардировочные (РБУ) установ­ки.

Авиационная прицельная система является совокупностью подсистем, предназначенных для решения следующих задач:

– обнаружения и опознавания объек­та действия;

– определения параметров относительного движения собственного ЛА и объекта действия (ОД);

– формирования команд управления ЛА в процессе атаки;

– выдачи информации об объекте действия и усло­виях атаки в СУАВ;

– решения задачи прицеливания в соот­ветствии с выбранными для применения в атаке видом оружия и ре­жимами огня.

В соответствии с предназначением в составе типовой АПрС предусматриваются:

– информационно-навигационная подсистема,

– визирно-прицельная подсистема,

– вычислительно-коммутационная подсистема.

Информационно-навигационная подсистема обеспечивает формирование информации о пара­метрах движения собственного ЛА. В современных АПрС в качестве формирователей указанной информации могут использоваться аэро­метрические, инерциальные, радиотехнические и астрономические средства.

Визирно-прицельная подсистема АПрС формирует инфор­мацию о параметрах движения цели. Для этого в ее состав могут входить оптические, оптико-электронные, лазерные и радиолокаци­онные визирные устройства.

Вычислительно-коммутационная под­система АПрС является по существу специализированной цифровой вычислительной системой, реализующей алгоритмы прицельных задач.

Система управления авиационным вооружением включает в себя ряд подсистем, обеспечивающих:

– связь и взаимодействие со­ставных частей КАВ ЛА друг с другом бортовыми системами ЛА;

– подготовку объектов вооружения к боевому применению;

– выдачу информации о наличии и состоянии оружия, выбранном варианте применения АСП в АПрС;

– управления стрельбой, пуском ракет и сбрасыванием бомб в режимах, позволяющих решить задачу поражения ОД с максимальной эффективностью.

СУАВ осуществляет:

– управление загрузкой АСП на ЛА;

– встроенный контроль объектов вооружения ЛА;

– управление условиями транспортировки АСП на ЛА;

– перевод АСП перед пуском или сбрасыванием в боевое положение;

– навод­ку ААО на цель;

– предстартовую подготовку бортовых систем (авто­матики) АСП в соответствии с характером ОД и условиями атаки;

– организацию и ведение огня при решении боевых задач по поражению объектов противника;

– управление аварийным отделе­нием АСП от ЛА.

Для выполнения перечисленных функций в составе СУАВ предусматриваются соответствующие подсистемы. Степень развития этих подсистем зависит от типа ЛА и наиболее полно они пред­ставлены в составе СУАВ дальних бомбардировщиков-ракетоносцев.

В составе СУАВ современных истребителей, штурмо­виков, фронтовых бомбардировщиков и боевых вертолетов в основ­ном присутствуют такие подсистемы, как:

– система предстартовой подготовки АСП;

– система организации ведения огня;

– система управления аварийным отделением АСП от ЛА.

При этом часть сис­темы предстартовой подготовки АСП - блоки программ, система организации ведения огня и система управления аварийным отделе­нием АСП объединены в единую под названием систему управления оружием (СУО).

Средства технического обслуживания и эксплуатации служат для:

– осуществления всех видов подготовок КАВ ЛА в целом и его составных частей в отдельности;

– контроля исправности и готовности объектов вооружения;

– целевых осмотров и выполнения войскового ремонта элементов КАВ ЛА.

На современных ЛА СТОЭ частично или полностью могут находиться непосредственно в составе УАВ, АПрС и СУАВ.

Общая структура КАВ ЛА типа истребителя, штурмовика, фронтового бомбардировщика и боевого вертолета представлена на слайде.

Составы АО, УАВ, а иногда и АПрС и СУАВ, размещаемые на ЛА в конкретном полете, зависят от характера решаемой боевой за­дачи. Эта особенность описывается с помощью такого понятия, как вариант вооружения ЛА.

Вариант вооружения - это структура составных частей КАВ ЛА, реализованная в конкретном полете в соответствии с характером предстоящей боевой задачи и условия­ми атаки.

Чаще всего под вариантом вооружения понимаются номенклатура и количество одновременно размещаемого на ЛА оружия с указанием мест креп­ления (точек подвески) на ЛА и используемых элементов УАВ.

Принято различать однородные и смешанные варианты вооружения ЛА. Однородные ВВ включают в себя один вид оружия, а в смешанных ВВ на ЛА размещается несколько видов оружия.

Кроме варианта вооружения, на практике используют термин вари­ант применения АСП, под которым понимается вид (виды) приме­няемого в атаке оружия и соответствующие режимы огня.

Варианты применения (ВП) АСП подразделяют на простые и сложные. В простых вариантах применения реализуется один вид оружия, а в сложных, как правило, - два вида оружия без дополнительных переключений органов управления вооружением и с одного прицеливания.

Номенклатуры предусмотренных на ЛА вариантов вооружения и вариантов применения АСП харак­теризуют боевые возможности КАВ ЛА в целом.

Общая структура КАВ практически не зависит от типа ЛА. В составе КАВ любого боевого самолета или вертолета, предназначен­ного для поражения объектов противника путем огневого воздейст­вия, имеются рассмотренные выше составные части - АО, УАВ, АПрС, СУАВ и СТОЭ. В то же время структура, условия функцио­нирования и основные тактико-технические характеристики состав­ных частей КАВ различных типов ЛА могут существенно отличаться друг от друга. Так, номенклатура АО в составе КАВ истребителя-перехватчика иная, чем в составе КАВ самолета-штурмовика или дальнего (стратегического) бомбардировщика-ракетоносца. Подоб­ные отличия характерны также для других составных частей КАВ - УАВ, АПрС, СУАВ и СТОЭ и для других типов ЛА.

Отличия составных частей КАВ различных типов ЛА объяс­няются оперативно-тактическими концепциями боевого применения соответствующих родов авиации. Они обусловлены различием пред­назначений, решаемых боевых задач, способов и областей действий, а также способов и условий атак, характерных для каждого рода авиации. Из сказанного следует, что каж­дый тип ЛА оснащается своим КАВ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.