Место дисциплины в структуре ООП.Данный курс является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Менеджмент» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).
Освоение дисциплины основывается на знаниях, приобретенных при изучении теории менеджмента, стратегического менеджмента, математической статистики, управления человеческими ресурсами. Студенты должны иметь базовые представления о статистических методах в менеджменте, деловом общении. Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении дисциплин «Управление проектами», «Управление изменениями», «Антикризисное управление», профильных дисциплин.
Цель освоения дисциплины— научить обучающихся системному подходу к решению проблем конкурентоспособности организации, методологии разработки систем качества и практическому применению полученных знаний.
Основные задачи курса:сформировать у студентов представление о качестве и управлении качеством; ознакомить с отечественным и зарубежным опытом управления качеством; сформировать у студентов знания и умения оценивать конкурентоспособность фирмы и ее продукции на основе предлагаемых подходов и методик, разрабатывать организационно-управленческие мероприятия по обеспечению требуемой конкурентоспособности фирмы в целом и ее продукции, выявлять и обеспечивать конкурентные преимущества; дать основы методологии разработки систем качества в соответствии с требованиями международных стандартов; ознакомить с основными схемами сертификации продукции, услуг исистем качества; представить основные методы квали-метрии и области ее практического применения;
Программа курса состоит из6 тем ине предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии срабочей программой и тематическим планом изучение' дисциплины проходит в виде ау- диторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу:
эволюция подходов к управлению качеством, обобщение концепций управления качеством в международных стандартах на системы качества; словарь менеджмента качества; общие требования к системе менеджмента качества и ответственность руководства; менеджмент ресурсов при управлении качеством; управление основными процессами выпуска продукции и/или оказания услуги; процессы измерения, мониторинга, анализа и улучшения качества; формирование команды проекта разработки и внедрения системы менеджмента качества; управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества; стандартизация и сертификация в управлении качеством; организационно-методические основы метрологир; * измерение показателей качества. Сущность конкурентоспособности предприятия. Конкурентный потенциал предприятия и его составляющие элементы.
Модели конкурентоспособных систем управления предприятием. Оценка уровня качества системы управления предприятием. Понятие конкурентоспособности производства и факторы, его определяющие. Конкурентная сбытовая политика предприятия.
Роль персонала в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятия. Структура конкурентной среды. Анализ деятельности конкурентов. Конкурентная карта рынка. Конкурентные преимущества предприятия, необходимость и целесообразность их исследования при формировании конкурентной стратегии предприятия.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: Структура и содержание требований к системе менеджмента качества. Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества, аудит системы менеджмента ка чества. Оценка уровня качества системы управления предприятием, конкурентоспособности производства и факторов, его определяющих. Анализ деятельности конкурентов и конкурентной стратегии предприятия.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: отечественный изарубежный опыт управления качеством; основоположники концепций качества; обобщение международного опыта в стандартах на системы управления качеством ИСО серии 9000;показатели оценки качества продукции; модель процесса; взаимодействия процессов; природные, финансовые ресурсы; календарное планирование работ; планирование процессов; производственные нормы и инструкции; проверка закупаемой продукции; выбор поставщиков; взаимодействие с поставщиками; планирование этапов разработки и сроков реализации проекта; оценка финансовой осуществимости проекта; экспертные методы; диаграммы Исикавы; производственный и потребительский допуски; классификация резервов конкурентоспособности предприятия; аналитическая разведка с использованием средств интернета; значение нематериальных ресурсов в достижении стратегического успеха предприятия и обеспечении его конкурентоспособности; анализ тенденций развития конкурентных ситуаций; классификация конкурентных стратегий предприятия.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент»,должны:
знать принципы и основы методологии разработки и внедрения систем управления качеством, основные схемы сертификации; принципы развития и закономерности функционирования конкурентоспособной организации;
уметь планировать и организовывать разработку и внедрение системы качества, анализировать внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентоспособности предприятия, возможности использования резервов конкурентоспособности на предприятиях;
выявлять составляющие элементы конкурентного потенциала предприятия и оценивать их влияние на обеспечение конкурентоспособности предприятия;
иметь навыки подготовки документации на систему качества;
освоить основные методы и приемы квалиметрии;
владеть системным подходом к управлению качеством и конкурентоспособностью предприятия.
Процесс изучения дисциплины «Управление качеством и конкурентоспособностью» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):
- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4); , «.
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью под готовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
- владеть знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23).
Изучение данной дисциплины не предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов
Семестр
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет
Семинары (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы
Под контролем преподавателя решение задач, выполнение практических занятий
Вид промежуточной аттестации Зачет
+
+
Общая трудоемкость, час. Зачетные единицы
72 2
72 2
Тематический план (типовой)
№
Наименование темы
Количество часов по учебному плану
Количество аудиторных часов
Из них, час
Самостоятельная работа
Формируемые компетенции
лекции
практические занятия
Качество как объект управления
ПК-23
Структура и основное содержание требований к системе менеджмента качества
6*
ПК-4, 8,9,18,23
Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества
12 6
уф
6*
Стандартизация, сертификация и квалиметрия в управлении качеством
2*
Оценка конкурентного потенциала предприятия
2*
Конкурентная среда предприятия и экономическое поведение предприятия по обеспечению конкурентоспособности
Зачет
2*
Итого
в т.ч. в интерактивной форме
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Качество как объект управления
Актуальность проблемы управления качеством. Качество и конкурентоспособность предприятия. Наличие сертифицированной системы качества - важнейшее условие выживаемости и эффективности отечественных предприятий и организаций.
Эволюция подходов к управлению качеством. Становление и развитие менеджмента качества. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством*. Основные методы управления качеством. Специфика стратегий управления качеством. Сравнительный анализ стратегий. Всеобщее управление качеством. Сферы приложения методов управления качеством.
Основоположники концепций качества*.
Международная организация по стандартизации (ИСО). Стандартизация требований к качеству. Обобщение международного опыта в стандартах на системы управления качеством ИСО серии 9000*. Периодичность пересмотра системы стандартов и современное состояние вопроса. Основные принципы менеджмента качества, положенные в основу стандартов ИСО серии 9000.
Международный словарь менеджмента качества. Основные понятия и определения: качество, управление качеством, система менеджмента качества. Сущность качества и управления им. Свойства, характеристики, показатели. Показатели оценки качества продукции.
Тема 2. Структура и основное содержание требований к системе менеджмента качества
Общие требования к системе менеджмента качества и ответственность руководства. «Процессный подход» в системе менеджмента качества. Процессы, необходимые для системы менеджмента качества. Модель процесса*. Взаимодействия процессов*. Управление процессами. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.
Изучаются самостоятельно.
Решающая роль руководства при разработке и поддержании в рабочем состоянии эффективной и результативной системы менеджмента качества. Удовлетворение требований потребителей. Разработка политики и целей в области качества*. Планирование качества. Организационная структура системы менеджмента качества.
Документирование системы качества. Руководство по качеству. Управление документацией системы качества. Управление регистрацией данных.
Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства. Основные методы управления качеством.
Менеджмент ресурсов при управлении качеством. Обеспечение ресурсами системы управления качеством. Назначение персонала, компетентность, подготовка, квалификация и осведомленность. Обеспечение заинтересованности персонала в улучшении качества. Инфраструктура предприятия, производственная среда. Информация как источник развития базы знаний предприятия и/или организации. Поставщики и партнерство. Природные ресурсы*. Финансовые ресурсы*.
Управление основными процессами выпуска продукции и/или оказания услуги. Определение состава действующих в организации бизнес-процессов. Схема организационно-технического взаимодействия исполнителей при реализации бизнес-процессов. Календарное планирование работ*. Утверждение и изменение планов.
Общие требования к процессам, необходимым для выпуска требуемой продукции и/или услуги. Планирование процессов*. Входы и выходы процесса. Планирование, анализ, утверждение и изменение процесса.
Процессы проектирования и разработки. Управление процессами проектирования и разработки: планирование, требования к входным и выходным данным, анализ, проверка, утверждение проекта и разработки, внесение изменений.
Процессы производства и обслуживания продукции и/или услуги. Управление процессами производства. Производственные нормы и инструкции*. Информация о качестве продукции, работоспособности оборудования, использовании средств измерения и контроля.
Идентификация и прослеживаемость продукции и/или услуги.
Обеспечение сохранности собственности потребителя, включенной в производственный процесс.
Процессы, связанные с потребителями продукции и/или услуги: определение требований потребителей, анализ требований к продукции при заключении контрактов, взаимодействие с потребителями.
Процессы, связанные с закупками. Классификация процессов закупок. Информация по закупкам. Проверка закупаемой продукции*. Поставщики продукции. Выбор поставщиков, взаимодействие с поставщиками*.
Управление качеством измерений, которые используются с целью подтверждения соответствия продукции и/или услуги установленным „ требованиям. Проверка измерительного оборудования.
Процессы измерения, мониторинга, анализа и улучшения качества. Цели процессов, планирование и внедрение процессов. Измерение и мониторинг работы системы. Измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей, сбор и анализ данных, оценка соответствия требованиям. Внутренние проверки системы качества для оценки сильных и слабых сторон действующей системы качества. Стандарты ИСО 10011по проверкам систем качества. Измерение и мониторинг процессов. Основные показатели работы процесса. Проблемы включения измерений в процесс выпуска продукции. Измерение и мониторинг продукции и/или услуги. Записи по проверке качества продукции. Управление несоответствующей требованиям продукцией с целью предотвращения ее незапланированного использования или поставки. Регистрация несоответствий. Улучшение системы менеджмента качества: общие требования к процессу, корректирующие действия для устранения причин несоответствий, предупреждающие действия. Планирование улучшений. Применение циклов улучшения.
Тема 3. Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества
Формирование команды проекта разработки и внедрения системы менеджмента качества. Организационная структура команды проекта. Требования к членам команды. Распределение обязанностей и ответственности.
Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества. Обследование предприятия и подготовка материалов обследования. Планирование этапов разработки и сроков реализации проекта*.
Оценка финансовой осуществимости проекта*. Контроль и корректировка планов реализации.