Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре ООП.Данный курс является дисциплиной вариативной части профессио­нального цикла учебного плана по направлению подго­товки «Менеджмент» и преподается студентам в 5-м се­местре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение дисциплины основывается на знаниях, приобретенных при изучении теории менеджмента, стратегического менеджмента, математической стати­стики, управления человеческими ресурсами. Студенты должны иметь базовые представления о статистических методах в менеджменте, деловом общении. Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении дисциплин «Управление проектами», «Управление изменениями», «Антикризисное управле­ние», профильных дисциплин.

Цель освоения дисциплины— научить обучающихся системному подходу к решению проблем конкурентоспо­собности организации, методологии разработки систем качества и практическому применению полученных зна­ний.

Основные задачи курса:сформировать у студентов представление о качестве и управлении качеством; озна­комить с отечественным и зарубежным опытом управле­ния качеством; сформировать у студентов знания и уме­ния оценивать конкурентоспособность фирмы и ее про­дукции на основе предлагаемых подходов и методик, разрабатывать организационно-управленческие меро­приятия по обеспечению требуемой конкурентоспособно­сти фирмы в целом и ее продукции, выявлять и обеспе­чивать конкурентные преимущества; дать основы мето­дологии разработки систем качества в соответствии с требованиями международных стандартов; ознакомить с основными схемами сертификации продукции, услуг исистем качества; представить основные методы квали-метрии и области ее практического применения;

Программа курса состоит из6 тем ине предусматри­вает написание курсовой работы.

В соответствии срабочей программой и тематиче­ским планом изучение' дисциплины проходит в виде ау- диторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу:

эволюция подходов к управлению качеством, обоб­щение концепций управления качеством в международ­ных стандартах на системы качества; словарь менедж­мента качества; общие требования к системе менедж­мента качества и ответственность руководства; менедж­мент ресурсов при управлении качеством; управление основными процессами выпуска продукции и/или ока­зания услуги; процессы измерения, мониторинга, анали­за и улучшения качества; формирование команды про­екта разработки и внедрения системы менеджмента ка­чества; управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества; стандартизация и сер­тификация в управлении качеством; организационно-методические основы метрологир; * измерение показате­лей качества. Сущность конкурентоспособности пред­приятия. Конкурентный потенциал предприятия и его составляющие элементы.

Модели конкурентоспособных систем управления предприятием. Оценка уровня качества системы управ­ления предприятием. Понятие конкурентоспособности производства и факторы, его определяющие. Конкурент­ная сбытовая политика предприятия.

Роль персонала в обеспечении конкурентоспособно­сти предприятия. Методы государственного регулирова­ния конкурентоспособности предприятия. Структура конкурентной среды. Анализ деятельности конкурентов. Конкурентная карта рынка. Конкурентные преимущест­ва предприятия, необходимость и целесообразность их исследования при формировании конкурентной страте­гии предприятия.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практи­ческих умений и навыков. Таких, как: Структура и со­держание требований к системе менеджмента качества. Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества, аудит системы менеджмента ка чества. Оценка уровня качества системы управления предприятием, конкурентоспособности производства и факторов, его определяющих. Анализ деятельности кон­курентов и конкурентной стратегии предприятия.

Самостоятельная работа студентов направлена на са­мостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабо­чей программы. Таких, как: отечественный изарубеж­ный опыт управления качеством; основоположники кон­цепций качества; обобщение международного опыта в стандартах на системы управления качеством ИСО серии 9000;показатели оценки качества продукции; модель процесса; взаимодействия процессов; природные, финан­совые ресурсы; календарное планирование работ; плани­рование процессов; производственные нормы и инструк­ции; проверка закупаемой продукции; выбор поставщи­ков; взаимодействие с поставщиками; планирование эта­пов разработки и сроков реализации проекта; оценка финансовой осуществимости проекта; экспертные мето­ды; диаграммы Исикавы; производственный и потреби­тельский допуски; классификация резервов конкуренто­способности предприятия; аналитическая разведка с ис­пользованием средств интернета; значение нематериаль­ных ресурсов в достижении стратегического успеха предприятия и обеспечении его конкурентоспособности; анализ тенденций развития конкурентных ситуаций; классификация конкурентных стратегий предприятия.

Формой итогового контроля знаний студентов явля­ется зачет, в ходе которого оценивается уровень теоре­тических знаний и навыки решения практических за­дач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент»,должны:

знать принципы и основы методологии разработки и внедрения систем управления качеством, основные схе­мы сертификации; принципы развития и закономерно­сти функционирования конкурентоспособной организа­ции;

уметь планировать и организовывать разработку и внедрение системы качества, анализировать внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентоспособ­ности предприятия, возможности использования резер­вов конкурентоспособности на предприятиях;

выявлять составляющие элементы конкурентного потенциала предприятия и оценивать их влияние на обеспечение конкурентоспособности предприятия;

иметь навыки подготовки документации на систему качества;

освоить основные методы и приемы квалиметрии;

владеть системным подходом к управлению качест­вом и конкурентоспособностью предприятия.

Процесс изучения дисциплины «Управление качест­вом и конкурентоспособностью» направлен на формиро­вание у студентов направления подготовки «Менедж­мент» следующих общекультурных (ОК) и профессио­нальных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

- способность использовать основные теории мотива­ции, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4); , «.

- способность оценивать условия и последствия при­нимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способность анализировать взаимосвязи между
функциональными стратегиями компаний с целью под­
готовки сбалансированных управленческих решений
(ПК-9);

- владеть методами принятия стратегических, такти­ческих и оперативных решений в управлении операци­онной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

- владеть знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23).

Изучение данной дисциплины не предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 за­четные единицы (72 часа).

Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет
Семинары (СЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной ра­боты
Под контролем преподавателя реше­ние задач, выполнение практиче­ских занятий
Вид промежуточной аттестации Зачет + +
Общая трудоемкость, час. Зачетные единицы 72 2 72 2

 

Тематический план (типовой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компе­тенции
лекции практические занятия
Качество как объект управления   ПК-23
Структура и основное содержание требований к системе менеджмента качества 6* ПК-4, 8,9,18,23
Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества 12 6 уф 6*
Стандартизация, серти­фикация и квалиметрия в управлении качеством 2*
Оценка конкурентного потенциала предприятия 2*
Конкурентная среда предприятия и экономи­ческое поведение пред­приятия по обеспечению конкурентоспособности  
  Зачет   2*    
  Итого  

в т.ч. в интерактивной форме

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Качество как объект управления

Актуальность проблемы управления качеством. Ка­чество и конкурентоспособность предприятия. Наличие сертифицированной системы качества - важнейшее ус­ловие выживаемости и эффективности отечественных предприятий и организаций.

Эволюция подходов к управлению качеством. Ста­новление и развитие менеджмента качества. Отечествен­ный и зарубежный опыт управления качеством*. Основ­ные методы управления качеством. Специфика страте­гий управления качеством. Сравнительный анализ стра­тегий. Всеобщее управление качеством. Сферы прило­жения методов управления качеством.

Основоположники концепций качества*.

Международная организация по стандартизации (ИСО). Стандартизация требований к качеству. Обобще­ние международного опыта в стандартах на системы управления качеством ИСО серии 9000*. Периодичность пересмотра системы стандартов и современное состояние вопроса. Основные принципы менеджмента качества, положенные в основу стандартов ИСО серии 9000.

Международный словарь менеджмента качества. Ос­новные понятия и определения: качество, управление качеством, система менеджмента качества. Сущность качества и управления им. Свойства, характеристики, показатели. Показатели оценки качества продукции.

Тема 2. Структура и основное содержание требований к системе менеджмента качества

Общие требования к системе менеджмента качества и ответственность руководства. «Процессный подход» в системе менеджмента качества. Процессы, необходимые для системы менеджмента качества. Модель процесса*. Взаимодействия процессов*. Управление процессами. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

Изучаются самостоятельно.

Решающая роль руководства при разработке и под­держании в рабочем состоянии эффективной и результа­тивной системы менеджмента качества. Удовлетворение требований потребителей. Разработка политики и целей в области качества*. Планирование качества. Организа­ционная структура системы менеджмента качества.

Документирование системы качества. Руководство по качеству. Управление документацией системы качества. Управление регистрацией данных.

Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства. Основные методы управления качеством.

Менеджмент ресурсов при управлении качеством. Обеспечение ресурсами системы управления качеством. Назначение персонала, компетентность, подготовка, квалификация и осведомленность. Обеспечение заинте­ресованности персонала в улучшении качества. Инфра­структура предприятия, производственная среда. Ин­формация как источник развития базы знаний предпри­ятия и/или организации. Поставщики и партнерство. Природные ресурсы*. Финансовые ресурсы*.

Управление основными процессами выпуска продук­ции и/или оказания услуги. Определение состава дейст­вующих в организации бизнес-процессов. Схема органи­зационно-технического взаимодействия исполнителей при реализации бизнес-процессов. Календарное плани­рование работ*. Утверждение и изменение планов.

Общие требования к процессам, необходимым для выпуска требуемой продукции и/или услуги. Планиро­вание процессов*. Входы и выходы процесса. Пла­нирование, анализ, утверждение и изменение про­цесса.

Процессы проектирования и разработки. Управление процессами проектирования и разработки: планирова­ние, требования к входным и выходным данным, ана­лиз, проверка, утверждение проекта и разработки, вне­сение изменений.

Процессы производства и обслуживания продукции и/или услуги. Управление процессами производства. Производственные нормы и инструкции*. Информация о качестве продукции, работоспособности оборудования, использовании средств измерения и контроля.

Идентификация и прослеживаемость продукции и/или услуги.

Обеспечение сохранности собственности потребителя, включенной в производственный процесс.

Процессы, связанные с потребителями продукции и/или услуги: определение требований потребителей, анализ требований к продукции при заключении кон­трактов, взаимодействие с потребителями.

Процессы, связанные с закупками. Классификация процессов закупок. Информация по закупкам. Проверка закупаемой продукции*. Поставщики продукции. Выбор поставщиков, взаимодействие с поставщиками*.

Управление качеством измерений, которые исполь­зуются с целью подтверждения соответствия продукции и/или услуги установленным „ требованиям. Проверка измерительного оборудования.

Процессы измерения, мониторинга, анализа и улуч­шения качества. Цели процессов, планирование и вне­дрение процессов. Измерение и мониторинг работы сис­темы. Измерение и мониторинг удовлетворенности по­требителей, сбор и анализ данных, оценка соответствия требованиям. Внутренние проверки системы качества для оценки сильных и слабых сторон действующей сис­темы качества. Стандарты ИСО 10011по проверкам сис­тем качества. Измерение и мониторинг процессов. Ос­новные показатели работы процесса. Проблемы включе­ния измерений в процесс выпуска продукции. Измере­ние и мониторинг продукции и/или услуги. Записи по проверке качества продукции. Управление несоответст­вующей требованиям продукцией с целью предотвраще­ния ее незапланированного использования или поставки. Регистрация несоответствий. Улучшение системы ме­неджмента качества: общие требования к процессу, кор­ректирующие действия для устранения причин несоот­ветствий, предупреждающие действия. Планирование улучшений. Применение циклов улучшения.

Тема 3. Управление проектом разработки и внедрения системы менеджмента качества

Формирование команды проекта разработки и вне­дрения системы менеджмента качества. Организацион­ная структура команды проекта. Требования к членам команды. Распределение обязанностей и ответственно­сти.

Управление проектом разработки и внедрения систе­мы менеджмента качества. Обследование предприятия и подготовка материалов обследования. Планирование этапов разработки и сроков реализации проекта*.

Оценка финансовой осуществимости проекта*. Кон­троль и корректировка планов реализации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.