Л.Р. Кабо– известная в Москве журналистка, писательница, педагог.
Все, кому посчастливилось учиться у Л.Р. Кабо, хвастаются этим всю жизнь – перед детьми, коллегами, учениками. Еще бы! Ведь каждый, кто был на ее замечательных уроках, твердо усвоил: он, ученик, – умный, яркий, интересный, ему есть что сказать, и надо только понять, как это делается.
Что такое сочинение для учеников Любови Рафаиловны? Один из удобных и вполне естественных способов высказать себя.
А обучить этому жанру – так считает Любовь Рафаиловна – не бином Ньютона.
Мы сегодня печатаем памятку «Как писать сочинение».
Эта памятка должна быть предпослана книжке Любови Рафаиловны о русской литературе, изучаемой в школе.
Эта книжка – не учебник и на учебник не похожа. Эта книжка – разговор умного, вдумчивого учителя с умным, вдумчивым учеником.
Первая ее часть – о русской литературе XIX века («Наедине с другом») – вышла давно, в 1985 г.,
вторая – об очень непростом XX веке – в печати, еще не появилась.
I
Памятку
«Как писать сочинение»
мне хотелось бы начать не совсем обычно.
Есть в вашем доме какое-никакое зеркало?
Будьте добры, подойдите к нему. Вглядитесь в себя: глаза живые, умные, в лице характер, есть уважение к себе, есть чувство достоинства. Маловато характера? Еще наживете. Не будем шутить – перед нами человек XXI века!.. Приглядитесь к своим товарищам: все разные, каждый на свой лад, и это прекрасно, что все разные. Потому и жить интересно, что двух одинаковых людей на свете нет.
А теперь вчитайтесь мысленно в пачки сочинений, что ложатся в день экзаменов на преподавательский стол. Ведь одно и то же – до тошноты: «Катерина – луч света в темном царстве», «больше всего Толстой любил мысль народную», «поэт крестьянской бедноты Некрасов»... Вы экзаменаторов пожалейте, они тоже люди: одно и то же из года в год, из раза в раз!.. Ведь у них, у бедных, глаза загораются, когда они чувствуют собственную, вашу, только что рожденную мысль, они такое сочинение, разом оживившись, друг другу из рук в руки передают: наконец-то!.. А уж как им хочется вам помочь отметку подтянуть повыше, если есть такая нужда! Помните, как Сатин говорит о Луке: «Старик – он умница, он на все смотрит своими глазами»... Вот и о вас они будут говорить: умница!
Чего вы боитесь, бледные от страха, потные от изнурения, выпускники и абитуриенты? Собственных слов? Обкладываетесь шпаргалками – заведомо не свое, – запасаетесь книгами, которыми услужливо завален рынок, – «100 лучших сочинений», – так ведь не своих же!..
Я вовсе не на моральные темы веду беседу – дескать, списывать нехорошо. Ну, нехорошо, только я-то не о том: списывать – глупо. Есть слова свежие, есть – с душком, а вы
Так и тянетесь к слову заезженному, стереотипному, залежалому на дальних полках позавчерашнего спроса.
Вот так и запишем в первый пункт нашей памятки:
1. писать надо самостоятельно. Вовсе не оригинальничать ради оригинальничанья, это всегда видно и всегда противно, писать просто и серьезно и, главное, самостоятельно – изложить то, что вы сами думаете о данном предмете.
Снова напоминаю: вы гражданин XXI века, перед вами лист чистой бумаги, – ни один человек не напишет на нем того, что напишете вы. Потому что двух одинаковых людей, слава Богу, на свете нет.
Итак, первый пункт нашей памятки: абсолютная самостоятельность каждой мысли, внутренняя раскованность и свобода.
II
Вы скажете: это какой же работы потребует, какого тренажа! Да. Жизнь – она ведь вообще этого требует: и тренажа, и работы. Не последний вы день на свете живете: сдать экзамен – и умереть! Вам еще самой прекрасной девушке надо в любви признаться, и так признаться, чтоб она, кроме вас, ни на кого и глядеть не могла; и, не дай Бог, за товарища придется заступиться, и так заступиться, чтоб все поняли: ни в чем он не виноват; и собственный проект защищать придется, и со временем, глядишь, – только не думайте на ночь! – собственную диссертацию... Есть такая русская пословица: «Дурак говорит все, что знает»... Надо научиться говорить по делу.
Вернемся к нашим сочинениям. Вы пришли писать сочинение – и испуганно вглядываетесь в то, какие вам предлагают темы. Толстой? Нет, не буду писать о Толстом, я его не повторил хорошо. «Мертвые души»? И «Мертвые души» не хочу. О, Лермонтов! Буду писать о Лермонтове: «Лермонтов родился в 1814 году...». Стоп! Никто вас не спрашивает, когда он родился, спрашивают вроде бы совсем о другом – о романе «Герой нашего времени». «Роман Лермонтова “Герой нашего времени” говорит о...». Стоп! Еще раз повторяю: читайте заголовок! «Композиция и художественные особенности романа “Герой нашего времени”». Вот о чем, оказывается, надо писать. Не о чем он написан, а как написан!..
Мне случилось недавно читать сочинение одной медалистки. Великолепное! Жизнь Андрея Болконского была в нем прослежена от появления в салоне Анны Павловны Шерер до последнего его дыхания. Экзаменаторы только что не рыдали: все было хорошо, кроме одного. Сочинение было не на тему. Тема звучала так: «Приемы характеристики героев в романе “Война и мир”». И писать надо было об этих приемах, и эпизоды, связанные с жизнью князя Андрея, приводить только как пример того или иного приема, а не прослеживать хронологию его жизни. Сочинение было не на тему, девочке грозила двойка.
Итак, второй пункт нашей памятки говорит:
2. прежде чем начинать писать, внимательно вникните в поставленную перед вами задачу, прочтите самую тему сочинения, заголовок его.
III
Видите, раньше чем писать, надо думать и думать. Вот теперь и подумайте, внимательно прочтя заголовок: а какую идею, собственно, вы будете защищать? Ну, хорошо, в сочинении «Приемы характеристики Толстого» главная идея уже по определению ясна: Толстой показывает разносторонние связи героя с миром и предельную правду его характера, – и на отношениях героя к другим людям, и к войне, точнее, к двум разным войнам, к природе, которая сопутствует ему всюду... Тут все ясно. Ну а если тема будет, предположим, «Евгений Базаров» – какую мысль вы будете защищать? Чем вам симпатичен, чем антипатичен этот герой, в какой мере созвучен нашему времени? Придется каким-то уголком сознания отметить и это: какова основная мысль вашего сочинения, к какому заключению вы хотите ваше сочинение привести?
Вот вам и третий пункт памятки:
3. прежде чем начать писать, определите, какова же основная идея вашего сочинения.
IV
Мы все думаем и думаем и никак не начнем писать. Ничего, при известной тренировке весь этот процесс займет у вас считанные минуты.
Вот о чем вы думаете дальше: к какому типу относится ваше сочинение? Дело в том, что существует 4 типа сочинений, и каждый тип требует своего подхода. Не пугайтесь, я сейчас вам это все разъясню.
Вот, например, только что кончили мы разговор о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». И я даю вам на дом 4 темы – чтоб внимательно их обдумать дома.
Темы такие:
Нравы фамусовской Москвы.
Софья Фамусова.
Чацкий и декабристы.
Чацкий и Молчалин.
Так вот – дала я вам заголовки сочинений всех четырех типов. Каждый тип, повторяю, требует своего подхода.
Сравним 1-ю и 2-ю темы. Сразу видно: первая заключает в себе широкое обобщение, вторая – конкретный факт (или конкретный характер, как хотите).
Возьмем первую тему. Какая опасность нас подстерегает? Она на поверхности, эта опасность: ограничиться общими словами, ничего конкретного не сказать.
А вы сразу ограничьтесь конкретным. Возьмите три-четыре конкретные черты, больше не надо, и внимательно их рассмотрите. Первое, конечно, – барский, крепостнический уклад жизни. Здесь и небрежное барство Фамусова (в работу вас, на поселенье вас...), и жаркий спор о количестве душ у Чацкого, и знаменитые «Зефиры и Амуры»... Второе – вопиющее невежество, не правда ли? После этого – что хотите: или галломанию, или желание «поподличать».
Важен последний пункт, третий или четвертый, – вы согласитесь, что он обязателен: круговая порука фамусовской Москвы против всякого инакомыслия, почти инстинктивная, как в волчьей стае, ненависть к чужаку. Итак, вступление, 3–4 пункта основного материала, заключение – все! Вы благополучно раскрыли первую тему.
Рассмотрим вторую тему. Какая опасность нас подстерегает? Уж очень узка!.. А мы об этом и думаем: на какое обобщение работает данный факт? Только что говорили о конкретном, сейчас – об обобщении. Характер у Софьи нелегкий, признаемся. И умна, и независима (Хочу люблю, хочу – скажу), и разочарование в любимом переносит с достоинством... А с другой стороны?.. Ведь слух о сумасшествии Чацкого разносит она. Значит – и это есть! Кто же она Чацкому – друг, враг? Вот вам и обобщение: до каких же высот уже поднялась русская литература в лице Грибоедова, если создает такой неоднозначный, сложный женский характер после всего, что предлагала она в XVIII веке (та же Софья у Фонвизина или бедная Лиза у Карамзина). Хотите другое обобщение – о женщинах вообще, например? Пожалуйста!.. Но важно, чтоб мысль ваша была доведена до конца и доказана.