Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нравы фамусовской Москвы



Любовь Кабо

Как писать сочинение

Памятка для учащихся средних школ

Г.

Л.Р. Кабо – известная в Москве журналистка, писательница, педагог.

Все, кому посчастливилось учиться у Л.Р. Кабо, хвастаются этим всю жизнь – перед детьми, коллегами, учениками. Еще бы! Ведь каждый, кто был на ее замечательных уроках, твердо усвоил: он, ученик, – умный, яркий, интересный, ему есть что сказать, и надо только понять, как это делается.

Что такое сочинение для учеников Любови Рафаиловны? Один из удобных и вполне естественных способов высказать себя.

А обучить этому жанру – так считает Любовь Рафаиловна – не бином Ньютона.

Мы сегодня печатаем памятку «Как писать сочинение».

Эта памятка должна быть предпослана книжке Любови Рафаиловны о русской литературе, изучаемой в школе.

Эта книжка – не учебник и на учебник не похожа. Эта книжка – разговор умного, вдумчивого учителя с умным, вдумчивым учеником.

Первая ее часть – о русской литературе XIX века («Наедине с другом»)вышла давно, в 1985 г.,

вторая – об очень непростом XX веке – в печати, еще не появилась.

 

 

 

I

Памятку

«Как писать сочинение»

мне хотелось бы начать не совсем обычно.

Есть в вашем доме какое-никакое зеркало?

Будьте добры, подойдите к нему. Вглядитесь в себя: глаза живые, умные, в лице характер, есть уважение к себе, есть чувство достоинства. Маловато характера? Еще наживете. Не будем шутить – перед нами человек XXI века!.. Приглядитесь к своим товарищам: все разные, каждый на свой лад, и это прекрасно, что все разные. Потому и жить интересно, что двух одинаковых людей на свете нет.

А теперь вчитайтесь мысленно в пачки сочинений, что ложатся в день экзаменов на преподавательский стол. Ведь одно и то же – до тошноты: «Катерина – луч света в темном царстве», «больше всего Толстой любил мысль народную», «поэт крестьянской бедноты Некрасов»... Вы экзаменаторов пожалейте, они тоже люди: одно и то же из года в год, из раза в раз!.. Ведь у них, у бедных, глаза загораются, когда они чувствуют собственную, вашу, только что рожденную мысль, они такое сочинение, разом оживившись, друг другу из рук в руки передают: наконец-то!.. А уж как им хочется вам помочь отметку подтянуть повыше, если есть такая нужда! Помните, как Сатин говорит о Луке: «Старик – он умница, он на все смотрит своими глазами»... Вот и о вас они будут говорить: умница!

Чего вы боитесь, бледные от страха, потные от изнурения, выпускники и абитуриенты? Собственных слов? Обкладываетесь шпаргалками – заведомо не свое, – запасаетесь книгами, которыми услужливо завален рынок, – «100 лучших сочинений», – так ведь не своих же!..

Я вовсе не на моральные темы веду беседу – дескать, списывать нехорошо. Ну, нехорошо, только я-то не о том: списывать – глупо. Есть слова свежие, есть – с душком, а вы

Так и тянетесь к слову заезженному, стереотипному, залежалому на дальних полках позавчерашнего спроса.

Вот так и запишем в первый пункт нашей памятки:

1. писать надо самостоятельно. Вовсе не оригинальничать ради оригинальничанья, это всегда видно и всегда противно, писать просто и серьезно и, главное, самостоятельно – изложить то, что вы сами думаете о данном предмете.

Снова напоминаю: вы гражданин XXI века, перед вами лист чистой бумаги, – ни один человек не напишет на нем того, что напишете вы. Потому что двух одинаковых людей, слава Богу, на свете нет.

Итак, первый пункт нашей памятки: абсолютная самостоятельность каждой мысли, внутренняя раскованность и свобода.

II

Вы скажете: это какой же работы потребует, какого тренажа! Да. Жизнь – она ведь вообще этого требует: и тренажа, и работы. Не последний вы день на свете живете: сдать экзамен – и умереть! Вам еще самой прекрасной девушке надо в любви признаться, и так признаться, чтоб она, кроме вас, ни на кого и глядеть не могла; и, не дай Бог, за товарища придется заступиться, и так заступиться, чтоб все поняли: ни в чем он не виноват; и собственный проект защищать придется, и со временем, глядишь, – только не думайте на ночь! – собственную диссертацию... Есть такая русская пословица: «Дурак говорит все, что знает»... Надо научиться говорить по делу.

Вернемся к нашим сочинениям. Вы пришли писать сочинение – и испуганно вглядываетесь в то, какие вам предлагают темы. Толстой? Нет, не буду писать о Толстом, я его не повторил хорошо. «Мертвые души»? И «Мертвые души» не хочу. О, Лермонтов! Буду писать о Лермонтове: «Лермонтов родился в 1814 году...». Стоп! Никто вас не спрашивает, когда он родился, спрашивают вроде бы совсем о другом – о романе «Герой нашего времени». «Роман Лермонтова “Герой нашего времени” говорит о...». Стоп! Еще раз повторяю: читайте заголовок! «Композиция и художественные особенности романа “Герой нашего времени”». Вот о чем, оказывается, надо писать. Не о чем он написан, а как написан!..

Мне случилось недавно читать сочинение одной медалистки. Великолепное! Жизнь Андрея Болконского была в нем прослежена от появления в салоне Анны Павловны Шерер до последнего его дыхания. Экзаменаторы только что не рыдали: все было хорошо, кроме одного. Сочинение было не на тему. Тема звучала так: «Приемы характеристики героев в романе “Война и мир”». И писать надо было об этих приемах, и эпизоды, связанные с жизнью князя Андрея, приводить только как пример того или иного приема, а не прослеживать хронологию его жизни. Сочинение было не на тему, девочке грозила двойка.

Итак, второй пункт нашей памятки говорит:

2. прежде чем начинать писать, внимательно вникните в поставленную перед вами задачу, прочтите самую тему сочинения, заголовок его.

 

III

Видите, раньше чем писать, надо думать и думать. Вот теперь и подумайте, внимательно прочтя заголовок: а какую идею, собственно, вы будете защищать? Ну, хорошо, в сочинении «Приемы характеристики Толстого» главная идея уже по определению ясна: Толстой показывает разносторонние связи героя с миром и предельную правду его характера, – и на отношениях героя к другим людям, и к войне, точнее, к двум разным войнам, к природе, которая сопутствует ему всюду... Тут все ясно. Ну а если тема будет, предположим, «Евгений Базаров» – какую мысль вы будете защищать? Чем вам симпатичен, чем антипатичен этот герой, в какой мере созвучен нашему времени? Придется каким-то уголком сознания отметить и это: какова основная мысль вашего сочинения, к какому заключению вы хотите ваше сочинение привести?

Вот вам и третий пункт памятки:

3. прежде чем начать писать, определите, какова же основная идея вашего сочинения.

 

IV

Мы все думаем и думаем и никак не начнем писать. Ничего, при известной тренировке весь этот процесс займет у вас считанные минуты.

Вот о чем вы думаете дальше: к какому типу относится ваше сочинение? Дело в том, что существует 4 типа сочинений, и каждый тип требует своего подхода. Не пугайтесь, я сейчас вам это все разъясню.

Вот, например, только что кончили мы разговор о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». И я даю вам на дом 4 темы – чтоб внимательно их обдумать дома.

Темы такие:

Нравы фамусовской Москвы.

Софья Фамусова.

Чацкий и декабристы.

Чацкий и Молчалин.

Так вот – дала я вам заголовки сочинений всех четырех типов. Каждый тип, повторяю, требует своего подхода.

Сравним 1-ю и 2-ю темы. Сразу видно: первая заключает в себе широкое обобщение, вторая – конкретный факт (или конкретный характер, как хотите).

Возьмем первую тему. Какая опасность нас подстерегает? Она на поверхности, эта опасность: ограничиться общими словами, ничего конкретного не сказать.

А вы сразу ограничьтесь конкретным. Возьмите три-четыре конкретные черты, больше не надо, и внимательно их рассмотрите. Первое, конечно, – барский, крепостнический уклад жизни. Здесь и небрежное барство Фамусова (в работу вас, на поселенье вас...), и жаркий спор о количестве душ у Чацкого, и знаменитые «Зефиры и Амуры»... Второе – вопиющее невежество, не правда ли? После этого – что хотите: или галломанию, или желание «поподличать».

Важен последний пункт, третий или четвертый, – вы согласитесь, что он обязателен: круговая порука фамусовской Москвы против всякого инакомыслия, почти инстинктивная, как в волчьей стае, ненависть к чужаку. Итак, вступление, 3–4 пункта основного материала, заключение – все! Вы благополучно раскрыли первую тему.

Рассмотрим вторую тему. Какая опасность нас подстерегает? Уж очень узка!.. А мы об этом и думаем: на какое обобщение работает данный факт? Только что говорили о конкретном, сейчас – об обобщении. Характер у Софьи нелегкий, признаемся. И умна, и независима (Хочу люблю, хочу – скажу), и разочарование в любимом переносит с достоинством... А с другой стороны?.. Ведь слух о сумасшествии Чацкого разносит она. Значит – и это есть! Кто же она Чацкому – друг, враг? Вот вам и обобщение: до каких же высот уже поднялась русская литература в лице Грибоедова, если
создает такой неоднозначный, сложный женский характер после всего, что предлагала она в XVIII веке (та же Софья у Фонвизина или бедная Лиза у Карамзина). Хотите другое обобщение – о женщинах вообще, например? Пожалуйста!.. Но важно, чтоб мысль ваша была доведена до конца и доказана.

Итак,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.