Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гендерные стереотипы как препятствие



М. В. Оршанская

Проблема насилия в семье с точки зрения гештальт-подхода

Насилие в семье является объектом исследования психологов и социологов. Анализ индивидуальной и семейной перспективы развития «посттравматической ситуации» свидетельствует о том, что иногда даже через несколько лет после пережитой ситуации насилия развиваются связанные с ней различные патохарактерологические состояния. Насилие в семье является образцом для формирования насильственного поведения или поведения жертвы у подрастающих детей, а также противодействующего насилию поведения.
Актуальность данной статьи обусловлена, прежде всего, обращением к сложной психологической проблеме: участие женщины в формировании собственной роли жертвы в психотравмирующей ситуации, а также формирование агрессивного поведения партнера как ответ на поведение женщины. Хотя в каждом конфликте участвуют обе стороны, но женщины чаще обращаются за психологической помощью.
Причиной, побудившей к написанию этой статьи, явилась история, рассказанная автору молодой женщиной (назовем ее Н.), которая была на консультации несколько лет назад. Н. пережила ситуацию насилия, связанную с угрозой жизни: молодой человек, некоторое время проживавший вместе с ней в ее доме, неожиданно взял ее в заложницы и потребовал от родных денежный выкуп, угрожая ее убить. Н. вызволили родственники, парень был арестован. Ранее Н. разошлась с мужем и очень переживала свое одиночество. Тогда она и познакомилась с парнем, который через некоторое время попросился к ней жить.
Он рассказал ей историю про свою трудную судьбу, одиночество и про тепло ее дома. Родные Н. отговаривали ее от этого шага, но ей стало «жалко его». Через некоторое время молодой человек рассказал, что отсидел срок за убийство; Н. испугалась этого, но ничего не стала менять в их совместной жизни, боясь его рассердить. А еще спустя какое-то время он запер ее в квартире и потребовал у ее родственников денег в качестве выкупа. Н. была спасена, зло наказано, но пережитый стресс остался в виде беспричинных страхов, депрессий, неуверенности в возможности построить нормальные отношения с мужчиной.
Как могла возникнуть такая ситуация, была ли в тех отношениях любовь, близость, уважение? В беседе выяснилось, что для Н. характерной реакцией на опасные или угрожающие ситуации была попытка «спрятать голову в песок»: «Я не буду об этом думать, потому что иначе становится очень страшно». Обычно в своей жизни она старалась не думать о ситуациях, от которых исходила угроза. В данном случае сигналы об опасности тоже были, но ее удержала жалость к человеку: одинокий, без друзей и работы, с тюрьмой за плечами, он нуждался в помощи и заботе так же, как и она. Н. в этот период испытывала похожие чувства: разведена, с родными – конфликтные отношения, некому поплакаться и некому подарить свою любовь. Она любила своих родных, но постоянно ощущала себя недостаточно хорошей дочерью, не оправдывавшей родительских надежд, и только рядом с еще более недостойным она почувствовала себя уверенно.
Жалость как состояние, которое необходимо для переживания близости, привело Н. к тому, что она была готова закрыть глаза на все ужасы и опасности, лишь бы не остаться одной. Еще одно чувство, которое удерживало ее рядом с агрессором, – страх. Н. начала с ним совместную жизнь, а потом стала узнавать все новые и новые подробности его жизни, и страх перед ним удерживал ее от побега или расставания.
Страх способствует накоплению избыточной энергии, которая выливается в агрессию; противоположностью агрессии предстает милосердие как поддержание другого. Н. милосердием заменила свой страх, приглушив чувство опасности. Как известно, для лиц с травматическим стрессом при насилии характерны «диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ “Я – Другой”, зависимость и постоянный эмоциональный голод» [Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. 1980]. Женщины, пережившие насилие, нуждаются в поддержке, однако не меньше этого они нуждаются в осознании того, что с ними происходит, каким образом они оказались в критической ситуации, как из нее выйти и что сделать, чтобы больше она не повторилась.
В исследованиях упоминаются различные мифы, которые поддерживают или оправдывают насилие, существующее внутри семьи. Это и идея патриархальности, и зависимость женщины от мужчины, и садомазохистские отношения, определяемые как «бьет – значит, любит». Иногда это идет от самой женщины, иногда – от мужчины. Так, известной установкой является обязанность мужчины содержать свою жену, отсюда логически следует ее зависимость от его решений: дать или не дать деньги, удовлетворить или нет ее просьбу. Переплетение установок создает причудливую игру семейных мифов, традиций и событий, в которых власть играет не последнюю роль, а насилие является одним из проявлений власти.
Ситуации насилия можно разделить на две большие группы: острые и хронические. Что касается первой группы, когда насилие возникает внезапно, угрожает физическому здоровью женщины или детей, – здесь существуют разработанные рекомендации (обратиться за помощью в кризисную службу, фиксировать побои, написать заявление в милицию, уйти из опасной обстановки, найдя временное пристанище у родных, друзей или в приюте и т. п.). Однако гораздо чаще насилие в семье приобретает хронические формы, когда угрозы в конкретный момент нет, но постоянно присутствуют страх, тревога, подавленное состояние и навязчивые мысли о безысходности ситуации.
Первым важным этапом в формировании адекватного поведения является осознание факта насилия. Ограничение свободы в работе, общении, решении семейных вопросов тоже является вариантом насилия, в данном случае эмоционального, и может причинять значительные психологические страдания. С другой стороны, известны случаи, когда женщина, недовольная своим супругом из-за того, что он слишком мягкий и не отвечает ее представлениям о мужественном и агрессивном защитнике, провоцирует его на насилие. Так, во время приема женщина со слезами на глазах жаловалась, что муж в приступе ярости набросился на нее и стал душить. Молодой человек подтвердил, что это событие имело место, но далее рассказал, что жена не работала, жила в его доме и постоянно высмеивала его за профессиональную несостоятельность, неспособность заработать на собственное жилье, запрещала ему принимать его родственников. Муж, который считал, что в семье мужчина несет на себе ответственность за жену и детей, а жена заботится о муже и подчиняется ему, яростно реагировал на ее заявления. Женщина подтвердила, что намеренно дразнила его, так как ее раздражали его домостроевские представления о семье. В данной истории физическое насилие было спровоцировано психическим давлением со стороны жены, хотя она не сразу поняла связь между своим поведением и реакцией мужа. Ригидность традиционных установок может травматично влиять на взаимоотношения супружеской пары, иногда приводя к насилию.
Следующим этапом является осознавание потребностей – своих и партнера. Часто женщина не понимает, что, кроме любви к партнеру, в семейных отношениях ее удерживает целый ряд потребностей, фантазий и страхов. Она может стремиться к материальной защищенности или убегать от одиночества, вырываться из-под давления родителей, следовать семейным традициям или сохранять семью из ответственности перед детьми и т. п. Если женщина не может обеспечить свои базовые потребности, она готова будет терпеть насилие как плату за их удовлетворение. Так, в рассказанной в начале статьи истории Н. нуждалась в принятии и была готова многое терпеть за это. Осознавание потребностей партнера является также важным шагом в восстановлении межличностных отношений. Часто в супружеской паре существует представление, что в хорошей семье потребности партнеров совпадают, и различие желаний рассматривается не как повод к диалогу, а как сигнал о кризисе семейных отношений.
Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Часто к психотерапевту обращаются люди с тревогой, дезорганизованным поведением, которое является следствием невозможности почувствовать, определить и удовлетворить свою потребность. Неудовлетворение потребности может быть следствием сознательного выбора, добровольного и управляемого, а может быть результатом неосознанного прерывания. Осознанный выбор является здоровой реакцией приспособления и необходим для психосоциального развития; патогенное прерывание удовлетворения потребностей может говорить о невротическом поведении. В этом случае человек нуждается в помощи специалиста, чтобы осознать, что с ним происходит в процессе контакта с окружающей средой и как вернуть себе ответственность за свою жизнь. Рассмотрим способы прерывания контакта.
Одним из таких механизмов является слияние. Слияние, или конфлуенция, – это состояние, при котором человек не отличает свои потребности от чужих, у него нет понимания отдельности каждого человека. Довольно характерной является формулировка «мы», которой женщина описывает свою семью, и фразы: «Мы семьей хотим отдыхать на юге, но муж для этого ничего не делает», «Мы все хотим жить в отремонтированном доме, но он палец о палец не ударит».
Спрашивается, кому нужен отремонтированный дом? А какова первичная потребность мужа – тишина? отдых?
Диалог: «Я хочу это, а что хочешь ты?» неожиданно открывает поле для знакомства. Оказывается, что у людей, которые давно друг друга знают, могут быть не известные партнеру интересы и желания. Когда партнер сможет увидеть чужие потребности и заявить о своих, появится возможность диалога. Первым шагом к осознаванию отношений слияния является осознание собственных потребностей.
Другим способом прерывания контакта является интроекция. Интроекция лежит в основе воспитания ребенка, она включает в себя представление о том, какими должны быть семейная жизнь, взаимоотношения между партнерами, и создается на основе ранних детских представлений и воспоминаний о родительских семьях. А так как муж и жена имеют разные родительские семьи, то и представления о семье у них разные. В ситуации интроекции человек, заявляющий о необходимости соответствия тем или иным семейным традициям, не осознает того, что опирается на свой детский опыт. Он считает, что его знание о том, как «должно быть», – истинно. Нездоровое проявление интроекции возникает, когда ценности, отношения присваиваются без проверки и человек принимает мысли родителей или иных значимых фигур за свои собственные мысли и желания. Только осознав, что представления о необходимости готовить мужу завтрак, содержать или не содержать жену опираются на ранние воспоминания, человек может отделить собственные потребности от потребностей людей, дающих указание, как надо жить, и принять решение жить собственной жизнью.
Следующим механизмом прерывания является проекция. При этом человек свои непринимаемые части выносит вовне, приписывает другим людям. Здоровая проекция помогает установить контакт и понять другого человека, патологическая проекция возникает вне зависимости от реального поведения людей, когда человек не может принять на себя ответственность за свои чувства и поступки. Возвращаясь к теме насилия в семье, можно отметить, что очень часто от насилия страдают женщины с достаточным зарядом агрессивности, который по тем или иным причинам они не могут проявить. Так, в уже приводимом примере, где муж душил свою жену, он рассказывал, как зло она над ним насмехалась и неуважительно отзывалась о его родных, считая при этом его агрессором, а себя жертвой. С ее стороны была отчетливая провокация в виде вербального психологического давления. Приписывание партнеру мыслей и представлений тоже является вариантом проекции. Молчание партнера, невнимательность, забывчивость без проверки часто расцениваются как намеренный агрессивный акт, на который поднимается встречная агрессия, волна обвинений, оскорблений. Если партнер в тот момент реально не был агрессивен, он воспринимает нападение как беспричинное, наказание как незаслуженное и отвечает ответной агрессией, сила которой подкрепляется его осознанием абсолютной правоты и непричастности. В результате женщина, реагируя на собственный мысленный диалог агрессией, получает в ответ агрессию, подкрепляющую ее диалог. Круг замыкается.
И еще о двух механизмах прерывания контакта. Дефлексия – это процесс ухода от прямого контакта с собой и окружающим миром с целью снижения эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия. Этот механизм часто защищает женщину от опасностей прямого контакта, но делает ее поведение вялым и неэффективным.
При ретрофлексии напряжения и переживания не высказываются и не выражаются, а остаются в душе и теле женщины. Такие женщины, будучи терпеливыми женами, матерями и дочерьми, не высказывают свое несогласие и недовольство, а стараются послушно исполнять все требования и поручения. Признаками ретрофлексивного поведения являются задержки дыхания, закусывание губ, сжатие кулаков, аутоагрессивное поведение. Однако напряжение, которое возникает при конфликте интересов, не сбрасывается, интересы женщины не удовлетворяются, и развиваются различные психические или соматические расстройства. Чаще всего в таких ситуациях не возникает прямой физической агрессии со стороны мужа, женщина разрушается сама через болезнь и таким образом проявляет ответную агрессию, вынуждая мужа заботиться о себе если не как о любимой, то как о тяжелобольной жене.
В ситуациях прерывания контакта женщина обычно не может сама осознать, что с ней происходит и почему она постоянно оказывается в замкнутом круге нарушенных отношений. Она понимает, что отношения нарушены, но часто не способна сама их восстановить.
Осознание женщиной, страдающей от насилия, необходимости психологической помощи, – первый шаг к выходу из кризиса.

Литература
1. Антонян Ю. М., Горшкова И. В., Зулкарнеева Л. М. Проблемы внутрисемейной агрессии. – НИИ МВД, 1999.
2. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2000.
4. Елизаров А. Н. Социально-психологическая помощь семье, страдающей от насилия // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал. – 2006, № 4(36).
5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
6. Пигров К. С. Агрессия, агон и активность: Сб. статей по науч.-практ. конф. «Агрессия». – СПб., 2004.
7. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
8. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005.
наверх



Н. В. Лохматкина

Чувство страха как индикатор насилия со стороны интимного партнера у пациенток общей врачебной практики

Согласно данным мировой литературы, насилие со стороны интимного партнера (партнерское насилие), направленное против женщин, является серьезной проблемой общественного здоровья и здравоохранения [1]. Ряд зарубежных и отечественных клинических руководств рекомендуют врачам общей практики проводить активный опрос пациенток на предмет партнерского насилия, ориентируясь на такие социально-демографические индикаторы, как возраст до 45 лет, расторгнутый брак, низкий социально-экономический статус и уровень образования [2, 3, 4, 5]. В ряде зарубежных исследований в общей врачебной практике выявлена связь между фактом партнерского насилия и такими клиническими симптомами у пациенток, как тревожность, депрессивность и чувство страха, испытываемого по отношению к своему супругу (партнеру) [6, 7, 8]. Авторы данных исследований, в частности, рекомендуют использовать вышеперечисленные симптомы в качестве индикаторов возможного насилия со стороны интимного партнера для дальнейшего активного расспроса пациенток на этот предмет, оказания им первичной психологической помощи и направления в специализированные службы и организации (кризисные центры, правоохранительные органы, службы социальной защиты и т. п.). Среди пациенток российских врачей общей практики исследований клинических психологических симптомов, ассоциированных с фактом партнерского насилия, не проводилось.
Цель исследования: выявить психологические симптомы, связанные у пациенток врачей общей практики с фактом насилия со стороны интимного партнера.
План исследования: одномоментное поперечное анонимное анкетирование.
Медицинские учреждения: 24 из 46 случайно отобранных офисов общей врачебной практики, расположенных на базе муниципальных поликлиник Санкт-Петербурга.
Метод исследования: Пациентки врачей общей практики самостоятельно заполнили разработанный нами русский вариант «Составной шкалы насилия» и ответили на вопрос «Испытываете ли Вы чувство страха по отношению к своему настоящему/бывшему супругу/партнеру?». Для оценки ассоциаций использовали логистическую регрессию, рассчитав отношение шансов с доверительным интервалом в 95%. В качестве зависимой переменной использовали факт насилия со стороны интимного партнера. В качестве независимой переменной – чувство страха по отношению к настоящему/бывшему супругу/партнеру.
Результаты: 1232 респондента (возраст 16–70 лет, отклик 70%) заполнили опросники. Однофакторный анализ выявил, что женщины, указавшие на чувство страха по отношению к супругу/партнеру, в 14 раз чаще (95-процентный доверительный интервал от 9,9 до 19,8), чем женщины, не боящиеся своих супругов, указывают на партнерское насилие в настоящем или прошлом.
Вывод: Найденная нами ассоциация между чувством страха у женщин-пациенток по отношению к настоящему/бывшему супругу/партнеру соответствует таковой в зарубежных клинических исследованиях. Этот психологический симптом может быть использован врачами общей практики в качестве индикатора возможного партнерского насилия для дальнейшего направления пациенток к соответствующим специалистам (психолог, социальный работник, юрист и т. п.).

Литература
1. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Э. Г. Круга, Л. Л. Дальберг, Д. А. Мерси и др. – М.: Весь мир, 2003. – 350 с.
2. Денисов И. Д., Власов В. В., Дедеу Т. и др. Опрос женщин на предмет домашнего насилия / Краткие рекомендации по ведению пациентов с наиболее распространенными состояниями в общей врачебной практике. Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) РФ. – http: // www. familymedicine.ru. Проверено 19.01.2009.
3. Heath I. Domestic violence: the general practitioner’s role. – http: // www.rcgp. org.uk. Проверено 19.01.2009.
4. MacMillan H. L., Wathen C. N. Canadian Task Force on Preventive Health Care. Prevention and treatment of violence against women: systematic review and recommendations. – London, ON, 2001. – 62 p.
5. New Zealand Ministry of Health. Family violence intervention guidelines: child and partner abuse. – 2002. – 88 p.
6. Hegarty K., Gunn J., Chondros P., Small R. Associations between depression and abuse by partners of women attending general practice: descriptive, cross sectional survey // BMJ. – 2004. – Vol. 328, N. 7440. – P. 621–624.
7. Hegarty K. L., Bush R. Prevalence and associations of partner abuse in women attending general practice: a cross-sectional survey // Aust N Z J Public Health. – 2002. – Vol. 26, N. 5. – P. 437–442.
8. Richardson J., Coid J., Petruckevitch A., Chung W.S., Moorey S., Feder G. Identifying domestic violence: cross-sectional study in primary care // BMJ. – 2002. – Vol. 234, N. 7332. – P. 274–278.
наверх



Т. В. Кольцова

Алгоритм действий детского гинеколога при обращении пациентки, подвергшейся сексуальному насилию

Ежегодно в приемное отделение ДГКБ № 5 им. Н. Ф. Филатова обращается около 50 юных пациенток, подвергшихся сексуальному насилию. Часть пострадавших доставляют бригады скорой помощи, часть – сотрудники органов внутренних дел, некоторые обращаются самостоятельно или их привозят родители. Так, в 2008 году в приемном покое стационара гинекологом было осмотрено 47 девочек. У 13 из них (28%) обнаружены различной степени тяжести повреждения наружных половых органов: разрывы девственной плевы, задней спайки половых губ, осаднения вульвы, гематомы половых губ. У трех девочек диагностированы разрывы влагалища, осложненные массивным кровотечением. У пяти пострадавших травмы половых органов сочетались с множественными ушибами лица и туловища, закрытыми черепно-мозговыми травмами.
Возрастная структура пациенток представлена в таблице.

Возраст (лет) Количество (чел.) Доля в процентах
2–4 9%
5–7 11%
8–10 2%
11–13 13%
14–15 43%
16–17 22%



Как видно из таблицы, более 60% пострадавших – это подростки от 14 до 17 лет. Данная ситуация обусловлена многими факторами, но прежде всего – ослаблением родительского контроля, излишней самостоятельностью, а в старшей возрастной группе – и частым употреблением спиртных напитков в компании малознако- мых молодых людей.
При опросе пациенток 33 из них назвали виновником происшедшего незнакомого человека. 11 девочек указали на человека, который был им знаком. У трех насильником являлся отец или отчим.
Разработка алгоритма действий детского и подросткового гинеколога при обращении пациентки, подвергшейся сексуальному насилию, прежде всего предусматривает обращение к нормативным документам, регламентирующим совместную работу лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел: Приказ Комитета по здравоохранению РФ № 4/8 от 9.01.1998 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера».

· Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга № 446-р от 28.08.2008 «Об изъятии биологического материала у лиц с телесными повреждениями насильственного характера».

· Приказ Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга № 448-р от 30.07.2008 «О порядке сообщений в органы внутренних дел сведений о поступлении лиц с телесными повреждениями».

· Письмо Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга № 01/20–1988/08-0-0 от 8.08.2008 «Об устранении нарушений законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних».

· Исходя из вышеперечисленных документов и многолетнего опыта работы стационара, можно предложить следующий алгоритм действий гинеколога:

o Осмотр пациентки.

o Забор биологического материала.

o Оказание медицинской помощи.

o Информирование органов внутренних дел.

Осмотр пациентки и забор биологического материала производится как по постановлению (направлению) органов дознания, так и у самостоятельно обратившихся пациенток в присутствии двух свидетелей и, при возможности, законного представителя ребенка. При самостоятельном обращении пациенток и их родителей осмотр и взятие мазков производится только с их письменного согласия. Изъятый в таком случае биологический материал хранится три месяца, а затем уничтожается по акту, о чем пострадавшие должны быть предупреждены.
Осмотр при помощи влагалищных зеркал не проводится у девственниц, в ином случае – только при необходимости оказания медицинской помощи. Забор биологического материала (мазки на сперму) производится из влагалища (либо с наружных половых органов), из прямой кишки и из ротовой полости на обезжиренные стекла (не менее двух мазков из каждой локализации). Все данные анамнеза и осмотра с подробным описанием повреждений заносятся в историю болезни. При постановке диагноза следует помнить, что гинеколог производит не освидетельствование, а осмотр, а изнасилование – это юридическое понятие. Таким образом, гинеколог дает заключение в виде описания повреждений, например: «Разрыв гимена. Гематома левой большой половой губы».
Оказание медицинской помощи сводится не только к местной обработке повреждений. Необходимо назначение лекарственных препаратов для профилактики инфекций, передаваемых половым путем, по показаниям – средств экстренной контрацепции и, конечно, – психотерапевтическая помощь. Кроме того, пациентке, подвергшейся сексуальному насилию, рекомендуется обследование в динамике на инфекции, передаваемые половым путем.
Психотерапевтическую помощь пострадавшим целесообразно проводить в условиях социально-психотерапевтического центра. На базе таких центров, которые имеются во многих районах Санкт- Петербурга, не только оказывается кризисная психологическая по- мощь, но и проводится индивидуальное психологическое консультирование, семейное консультирование, профилактика рискованного поведения, при необходимости обеспечиваются безопасные условия для кратковременного проживания.
Последней составляющей в алгоритме действий гинеколога является информирование органов внутренних дел. При поступлении (обращении) в лечебно-профилактическое учреждение пациентки, подвергшейся сексуальному насилию, необходимо незамедлительно передать телефонограмму с кратким изложением происшедшего в те органы внутренних дел, на территории которых произошло преступление. При невозможности установить место события – туда, на чьей территории находится лечебно-профилактическое учреждение. Запись должна производиться в журнале учета приема больных. Также важен учет переданных телефонограмм с обязательным указанием должностного лица, передавшего и принявшего телефонограмму. По первому требованию ОВД гинеколог обязан выдать справку с указанием предварительного диагноза.
В заключение целесообразно напомнить о возможных последствиях перенесенного сексуального насилия. Формирующийся в таких случаях посттравматический синдром имеет не только ближайшие, но и отдаленные последствия в виде:

· социальной дезадаптации,

· патохарактерологических формирований личности,

· психосоматических расстройств,

· сексуальных нарушений.

Детские и подростковые гинекологи, психологи, социальные работники должны приложить все усилия, чтобы снизить риск данных осложнений.
наверх



Г. В. Вершинина

Профилактика насилия в семье и формирование нетерпимости общества к насилию в отношении детей

Проблема защиты детей от насилия

Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести и подъем уровня насилия в различных его формах, в том числе и насилия в семье. Согласно статистике Министерства внутренних дел РФ, 40% тяжких преступлений совершаются в семье по отношению к женщинам, при этом в 70% случаев от насилия страдают и женщины, и дети. В 2003 г. факты насилия были зарегистрированы в каждой четвертой российской семье.
По данным статистики, ежегодно около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2000 детей – самоубийство. Более 50 000 детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями. По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6–7 лет; 60–70% таких детей постоянно избиваются своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца). Дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психическими расстройствами. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», которая нередко приводит к трагическим последствиям.
Терпимость общества ко всякого рода насилию – это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Мы привыкли видеть в средствах массовой информации, на телевидении и в кино разного рода проявления насилия, стали относиться к нему спокойно, научились не замечать его. В сложившейся ситуации позиция государства представляется особенно важной. При этом ключевую роль в процессе оказания помощи детям и семье играет специалист по социальной работе.

Медико-социальные особенности подвергшимся насилию в семье

Насилие в отношении ребенка – это не только физические действия, причиняющие ему боль и травмы; насилие может быть и психологическим, и сексуальным, и экономическим, оно может выражаться в пренебрежении интересами и нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – побои, другие формы причинения телесных повреждений.
2. Психологическое насилие – словесные оскорбления, угрозы, унижения и т. п.
3. Сексуальное насилие – навязанный сексуальный контакт.
4. Экономическое насилие – ограничение разумного доступа к экономическим ресурсам.
5. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению ко взрослым.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является:

· серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка;

· угроза для жизни;

· отставание в развитии;

· физические и психоэмоциональные расстройства.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также острые психические нарушения. Они проявляются как головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальное насилие. Эти реакции могут проявляться либо в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева.
У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности, вины.
К отдаленным последствиям жестокого обращения с детьми относятся нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и психоэмоциональные нарушения.
У большинства детей в семьях, где тяжелое физическое наказание и брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла и внимания (например, у родителей-алкоголиков), наблюдается задержка физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию». Такие дети часто отстают в росте, массе тела от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.
Заболевания вследствие насилия над ребенком могут носить специфический для каждого вида насилия характер:

· при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;

· при сексуальном насилии могут возникнуть заболевания, передающиеся половым путем. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим:

· резкая потеря массы тела или, наоборот, ожирение, что обусловлено нарушением аппетита;

· при эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, при сексуальном насилии – необъяснимые боли в низу живота.

Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие сопровождается далее определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Они сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей и на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Некоторые из таких детей, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается социальный контакт, общение со сверстниками и другими людьми.
У эмоционально депривированных детей проявляется стремление любым путем привлечь к себе внимание, иногда – в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.
Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда.
Для таких детей характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что они «хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться суицид или его попытки. Уже во взрослом состоянии среди этих людей отмечается депрессия. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий – вред для ребенка и вред для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации. У них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе и т. п. Решение своих проблем такие дети часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, воровству и другим уголовно наказуемым поступкам. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей или их самоубийств; кроме того, это потеря полноценных работоспособных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, их низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это и потеря потенциальных родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости и насилия в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Международные и российские нормативные, правовые документы в области защиты прав детей

Международные правовые акты, а также принятые на федеральном и региональном уровнях нормативные документы постепенно создают правовое поле для работников социальных служб, которое позволяет им успешно выполнять свои обязанности по социальной поддержке детей, пострадавших от насилия.
До недавнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывалось настолько узко, что их нельзя было использовать при решении многих проблем, касающихся женщин и детей, в частности проблем насилия в семье. Но за последние годы правозащитники отстояли, а международные органы признали более широкую интерпретацию правозащитных документов и норм.
Основными источниками международных норм в области прав человека являются договоры и конвенции, а также общее международное право.
Международное законодательство можно условно разделить на два вида: документы, касающиеся прав человека вообще, и документы, касающиеся прав женщин и детей. Здесь мы приводим документы относительно прав ребенка. Это:

· Международная конвенция о защите прав ребенка,

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Кроме того, ООН разработала Модельное законодательство о насилии в семье, которое также непосредственно касается прав ребенка. Оно предлагается как основа для разработки законодательных актов в области насилия в семье в разных странах.
Основным международным документом по правам детей является Международная конвенция о защите прав ребенка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий в себя полный перечень прав человека (гражданские и политические права наряду с экономическими и социальными правами ребенка), что подчеркивает их важность в равной степени. Конвенция о защите прав ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована практически всеми государствами мира, в том числе и Россией.
Положение о защите ребенка от грубого обращения, о недопустимости пренебрежения ребенком и необходимости заботы о нем изложено в ст. 19 Конвенции.
Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию, должны принимать все меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия и пренебрежения.
Законодательство Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребенка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
В России основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции, Семейном кодексе, Уголовном кодексе, в Федеральном законе «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации».
Конституция РФ. В ст. 2 заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В ст. 21 говорится о том, что достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В ст. 22 указывается: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Семейный кодекс РФ. В ст. 56 говорится о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей.
Уголовный кодекс РФ. В ст. 134, 135 говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а также за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством. Кроме того, установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением к детям.
Федеральный закон «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации». Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защиты его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жиз- ненной ситуации.
Государство имеет право вмешаться во внутреннюю жизнь семьи и взять на себя функции защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.
Главным недостатком нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время в Российской Федерации в отношении насилия над детьми (в том числе домашнего насилия), является их направленость, главным образом, на ликвидацию последствий случившегося, а не на предупреждение и профилактику насилия против детей.

Технологии медико-социальной работы с детьми, подвергшимися насилию в семье

Медико-социальная работа – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно:

· здравоохранения (реабилитационные и психотерапевтические методы),

· социальной защиты населения (социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания).

Кроме того, в медико-социальной работе могут применяться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.
Структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патологии. Основателем этого направления в России является доктор медицинских наук, профессор А. В. Мартыненко, который выделяет в медико-социальной работе два направления – патогенетическое и профилактическое.

Принципы базовой модели медико-социальной работы

Экосистемность – учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной ситуации и определение на его основе совокупности возникших задач.
Полимодальность – сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, социально уязвимую или дезадаптированную группу населения.
Солидарность – сочетание и согласование, организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.
Конструктивная стимуляция – отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у субъектов пассивное иждивенчество. Смещение акцента на поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их собственных ресурсов.
Непрерывность – континуальность, целостность. Функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы, понимание ее как непрерывного процесса с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определения «шагов» постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающихся значимых изменений статуса и модуса субъектов жизни.

В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяют- ся три группы задач:

· по их спасению,

· по поддержанию социального функционирования,

· по социальному развитию.

Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья детей возникает задача их спасения. При этом могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Размещение детей, как правило, выполняется специалистами по социальной работе совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Сюда включены морально-психологическая реабилитация, информационно-консультативная помощь и социальные ресурсы для их защиты.
Одной из форм социальной работы с детьми, испытавшими насилие, является создание службы телефона доверия. Основной ее целью является оказание психологической и правовой помощи. Психологическая помощь достигается за счет снятия эмоционального напряжения, активизации психических ресурсов ребенка, разрешения внутреннего конфликта. При этом поддерживается социальное функционирование ребенка.

Типы учреждений социальной помощи детям

В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. В их штатных расписаниях есть должность специалиста по социальной работе, который решает задачи восстановления социального статуса личности, социальной адаптации в обществе, достижения материальной независимости несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации.
Центры социального обслуживания населения оказывают непосредственную помощь детям, подвергшимся насилию. Отделения срочной социальной помощи содействуют в получении временного жилья, оказывают доврачебную медицинскую, юридическую и экстренную психологическую помощь.
Кроме того, непосредственное участие в помощи жертвам на силия принимают недавно созданные Центры социальной помощи семье и детям.
В Санкт-Петербурге работают учреждения различных типов по оказанию социальной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации. Перечислим некоторые из них.
Центр экстренной психологической помощи, который призван снижать психологический дискомфорт, уровень агрессии у людей, включая и суицидальные попытки. В задачи центра входит формирование психологической культуры и атмосферы психологической защищенности населения, в том числе детей и подростков. Центр обеспечивает доступную и своевременную психологическую помощь по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства, направляет абонентов в иные службы, организации и учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены. Главным со держанием деятельности центра является оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг.
Социальный приют для детей и подростков, в котором оказывается психологическая, психокоррекционная и иная помощь по ликвидации кризисных ситуаций в семье. Приют предназначен для детей и подростков от 4 до 18 лет, в том числе для детей, подвергшихся физическому или психическому насилию в любых формах.
Детям оказывается первичная психологическая помощь, персонал проводит первичный медицинский осмотр и в случае необходимости направляет пациента в стационарное медицинское учреждение.
Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе, в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями.
Важно, чтобы их деятельность не нарушала права детей, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также информационно доступна всем нуждающимся в помощи.
На психолого-медико-социальной реабилитации детей-жертв насилия и оказании психологической поддержки семьям специализируются социальные центры «Ребенок в опасности» и «Воспитательный дом».
Задачами организаций по оказанию социальной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, являются:

· оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи;

· социальная реабилитация членов семьи;

· оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, социальный контроль над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье;

· предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.

Достижение поставленных задач реализуется профессиональными психологами, детскими врачами, специалистами по социальной работе, социальными педагогами. Их совместными усилиями проблемным семьям оказываются комплексная социальная помощь и поддержка в разрешении конфликтных ситуаций.

Работа специалиста по социальной работе

В предупреждении насилия в семье важную роль играет специалист по социальной работе. В его непосредственные функции входит выявление неблагополучных семей, социальный контроль над членами неблагополучных семей, передача дела в случае необходимости в правоохранительные органы и в органы опеки.
Специалист по социальной работе является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия. Мировая практика свидетельствует о том, что, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, он обязан владеть некоторым набором теоретических и практических знаний в области медицины и здравоохранения.
Деятельность специалиста по социальной работе характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему.
Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта, давать советы, обучать.
Посреднический подход предусматривает роль помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы. При этом специалист может разъяснять ситуацию, помогать мобилизации внутренних ресурсов.
Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист по социальной работе выполняет ролевую функцию защитника от имени конкретного клиента. Он оказывает помощь в объяснении ситуации, подборе аргументации, документально обоснованных обвинений.
Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагают все усилия, чтобы не «вынести сор из избы» – либо из-за чувства стыда, либо из страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-то изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Последнее особенно типично для ситуации домашнего насилия над детьми. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов по социальной работе, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности.
В ситуации домашнего насилия этим специалистам приходится решать следующие задачи:

· просветительские,

· обучающие,

· диагностические,

· терапевтические,

· консультативные,

· организационные,

· административные.

Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу – обеспечение психологической самозащиты, позволяющей специалисту не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального «выгорания». Специалисты по социальной работе находятся в группе риска еще и потому, что выбору этой профессии способствует ряд личностных свойств, которые создают благоприятные условия для возникновения разных психологических проблем (например, формирования созависимости).
Как показывает опыт, есть определенные стратегические задачи, которые необходимо решить вместе с клиентом. Это определение в той или иной форме ожиданий и ролей, которое может быть весьма различным у клиента и у специалиста по социальной работе. Если этого не сделать, то может возникнуть разочарование, взаимная неудовлетворенность, невозможность разрешения проблемы и т. д. В зависимости от роли клиента в ситуации насилия, его возраста, пола, индивидуальности это может выглядеть очень по-разному. Тем не менее, на каждой стадии процесса необходимо:

· совместно c ребенком определить, каковы ожидаемые результаты, так как их понимание может не совпадать;

· прояснить взаимные обязательства (клиент должен четко представлять, что он должен сделать сам, а что будет обязанностью социального работника);

· совместно определить проблему на каждом этапе. Поскольку ребенок находится внутри ситуации, ему очень трудно оценивать ее объективно, например, он может принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со своей позицией. Специалисту по социальной работе нужно сделать собственное заключение о существе проблемы и достичь согласия с ребенком в ее формулировке.

В зависимости от возраста, степени зрелости, эмоциональной готовности ребенка и многих других факторов специалисты по социальной работе могут осуществлять различные подходы к решению проблемы жертвы и играть разные роли:

· опекуна, задача которого – убедить ребенка довериться его действиям и советам;

· эксперта, гораздо более компетентного, чем жертва насилия, но допускающего его участие в решении проблемы;

· инструктора и преподавателя, обучающих ребенка, как и что делать, и позволяющих ему это делать самому под их контролем;

· помощника в решении проблемы, оказывающего разнообразные виды необходимой поддержки;

· сотрудника в нахождении и генерировании альтернативных решений на равных;

· помощника в обнаружении фактов, рекомендующего, где и как их можно раздобыть, и способствующего их нахождению;

· «зеркала», отражающего проблему пострадавшего и помогающего ему разглядеть ее более ясно.

Работая со взрослыми участниками ситуации домашнего насилия, специалисту по социальной работе необходимо учитывать особенности обучения взрослых по сравнению с детьми. Поскольку семья, пол, социально-экономический уровень, индивидуальные различия оказывают существенное влияние на результаты обучения, то особенно важно учесть, что многие особенности экстремальной ситуации домашнего насилия могут противодействовать эффективности образовательных усилий.

Диагностические задачи при работе с детьми

С точки зрения своевременного распознавания выделяется четыре типа злоупотреблений в отношении ребенка:

· физическое насилие;

· пренебрежение;

· сексуальное насилие;

· жестокое психологическое обращение.

Жестокое физическое обращение – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку.
Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка для получения сексуального удовлетворения.
Психологическое насилие – психологическое пренебрежение (это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность). Жестокое психологическое обращение – хронические проявления таких форм поведения, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Иногда в связи со скрытностью, латентностью насилия приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов во время диагностики. У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы.

· Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, смещение суставов и другие изменения скелета, выявляемые лишь при рентгенологическом исследовании.

· Психологические: жалобы ребенка на постоянные унижения, оскорбления, издевательства и высмеивание. Ребенок имеет забитый вид, низкую самооценку, его поведение отличается замкнутостью, отчужденностью, тревожностью, раздражительностью.

Особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка рассматриваются экспертами следующим образом.
До 6 месяцев:

· малоподвижность,

· безразличие к окружающему миру,

· слабая реакция на внешние раздражители или ее отсутствие,

· редкая улыбка в возрасте 3–6 месяцев.

От 6 месяцев до 1,5 лет:

· боязнь родителей,

· боязнь физического контакта со взрослыми людьми,

· постоянная беспричинная настороженность,

· плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль.

От 1,5 до 3 лет:

· боязнь взрослых,

· редкие проявления радости, плаксивость,

· реакция испуга на плач других детей,

· крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

От 3 до 6 лет:

· примирение с создавшейся ситуацией, отсутствие сопротивления,

· пассивная реакция на боль,

· болезненное отношение к замечаниям, критике,

· заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость,

· псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых),

· негативизм, агрессивность,

· лживость,

· воровство,

· жестокость по отношению к животным,

· склонность к поджогам.

Младший школьный возраст:

· стремление скрыть причину повреждений и травм,

· одиночество, отсутствие друзей,

· боязнь идти домой после школы,

· странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т.д.

Подростковый возраст:

· побеги из дома,

· суицидальные попытки,

· асоциальное поведение,

· употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

· нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;

· оскорбления, брань, обвинения или публичное унижение ребенка;

· постоянное сверхкритичное отношение к нему;

· негативная характеристика ребенка;

· отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

· перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

· открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физи- ческое насилие:

· необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждениями;

· противоречия в сообщаемой родителями версии случившегося;

· противоречия рассказанной истории фактам (полученные ребенком физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной им или ухаживающим за ним лицом);

· утверждения родителей, что ребенок сам причинил себе повреждение;

· многократные пребывания ребенка в различных медицинских учреждениях для лечения травм;

· обвинения ребенком родителя или опекуна в причинении ему повреждения;

· наличие у родителя собственной истории повреждений в детстве.



Определение злоупотреблений в отношении детей

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем,

· причиняет или позволяет другим причинять ребенку серьезные физические повреждения,

· создает или позволяет другим создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

· совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления.



Определение плохого обращения с детьми

Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – это ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен серьезный физический ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, необходимой заботы. Это:

· недостаточное обеспечение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью;

· недостаточное обеспечение ребенка надзором и опекой;

· причинение или позволение причинения вреда, включая применение телесных наказаний;

· приобщение ребенка к наркотикам или наркотическим средствам;

· приобщение ребенка к употреблению алкогольных напитков до такой степени, что он теряет контроль над своими действиями;

· любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда.

Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – это ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет заподозрить плохое обращение с ребенком или злоупотребления в отношении ребенка.

Сексуальное насилие над детьми

Ввиду особой сложности выявления, наказания виновных и реабилитации пострадавших при сексуальном злоупотреблении в отношении детей этот вид насилия требует специального рассмотрения.
Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. Не существует единого всеобъемлющего определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу размытости границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.
Сексуальное насилие часто сопровождается побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие.
Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому определение понятия сексуального насилия имеет серьезный юридический смысл. В нашей литературе используются следующие определения.
Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
Виды сексуального насилия

· Инцест.

· Сексуальное соблазнение.

· Сексуальное нападение.

· Изнасилование.

· Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции.

· Приглашение к прикосновениям для сексуального удовлетворения или поощрение их.

Существуют специальные диагностические критерии для выявления сексуального насилия. Фиксация специфических признаков сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о произошедшем насилии. В этом случае подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков. Эти признаки подробно перечислены в специальных пособиях, предназначенных для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. Здесь мы останавливаемся на основных, которые должен иметь в виду специалист по социальной работе при общении с детьми в случае подозрения на сексуальное злоупотребление.
Физические проявления:

· разнообразные повреждения половых органов, травмы и расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, боль в животе, горле, рвота без видимых причин.

Поведенческие проявления (в соответствии с возрастом): 3–4 года

· Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

· Сексуальные игры навязчивого характера по отношению к маленькой сестре или брату.

· Сексуальное поведение ребенка.

· Периодические ночные кошмары.

· Энкопрез и энурез.

· Нарушения сна.

· Боязнь оставаться наедине со взрослым, братом, сестрой или нежелание идти в детский сад.

· Регрессивное поведение.

4–6 лет

· Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

· Сексуальные игры навязчивого характера по отношению к маленькой сестре или брату.

· Агрессивное сексуальное поведение с детьми.

· Псевдовзрослое поведение.

· Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении.

· Отсутствие жалоб во время осмотра, свидетельствующее о боязни ребенка.

· Нарушения сна.

· Боязнь оставаться наедине со взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

· Склонность к поджогам.

· Регрессивное поведение.

· Соматические жалобы (на состояние здоровья, боли в животе, голове и т. д.).

6–8 лет

· Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками.

· Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

· Нерегулярное посещение школы, прогулы.

· Внезапное ухудшение успеваемости.

· Проблемы с концентрацией внимания.

· Недоверие к людям.

· Неспособность най

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.