Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фотографии и изображения помогают в исторических исследованиях



Когда я в середине 1980-х годов опрашивал рабочих большого машиностроительного и локомотивного завода относительно их опыта работы, у меня с собой был ряд фотографий, которые я нашел в архиве Ханомаг АГ в Ганновер-Линден. Этот большой завод в 1931 году прекратил выпуск локомотивов. Затем он был продан «Хеншель Кассель», давнему конкуренту. В архиве компании в Ганновере сохранились позитивы снимков локомотивостроительных мастерских, отдельных этапов производства, готовых локомотивов. Но было также много и негативов: около тысячи фотопластинок формата 15 Х 23.

Я просил своих собеседников объяснить, что же изображено на этих снимках: например, что делает рабочий, стоя на коленях в двустенном корпусе из листового металла и работая молотком или сверлом, приводимым в действие с помощью шланга. Как называется такая деятельность? Когда это было? Он работал один, долго ли он находился в такой позе? А как насчет шума? Мои собеседники такую работу сами не выполняли, но в 1950-е годы видели, как это делается, и часто слышали шум, возникающий при ее выполнении. Я узнал, что речь в данном случае идет о высверливании отверстий в топочной коробке котла с помощью гидравлического инструмента. По всей видимости, фото относится к 1920-м годам.

Фотографии оказались своего рода «ключом памяти». Часто мой визави восклицал: «Постойте! Я знаю, что это!» И у него сразу рождались ассоциации. Если бы не фотографии, многих вопросов я бы не задал – они просто не пришли бы мне в голову, да и мои собеседники многого бы не вспомнили. Очень часто они вспоминали вещи, никак напрямую с фотографиями не связанные. Даже отдельные фотографии инициируют работу памяти.
Фотографии и изображения часто помогают лучше понять информацию, получаемую из других источников, особенно, если речь идет об описаниях. Конечно, можно описать, как выглядела форма матроса начала столетия. Но для «сухопутных крыс», находящихся вдали от моря, это весьма непростое занятие – представить себе, как она выглядела на самом деле. Если же речь идет о фото, то достаточно просто одного взгляда. Таким образом, фотографии облегчают исторические изыскания и дополняют их. Но где же найти их?

Ищем фотографии!

Фотопортрет в ателье и нарисованных декорацияхФотография – сфера профессионалов. «Первые ласточки» появляются в 1820-х годах, а активное распространение фотографий начинается с 1840 года. – в Нью-Йорке и Лондоне открываются фотоателье. На протяжении десятилетий индивидуальные и групповые снимки делали исключительно профессиональные фотографы, преимущественно в фотоателье (зачастую на фоне нарисованного пейзажа!) Ландшафты и здания также снимались специально обученными фотографами. Обращение с большим и тяжелым пластиночным фотоаппаратом отпугивало любителей. Кроме того, инструментарий был весьма недешев, а дилетанты не умели обслуживать фотопластинки с негативами.

Появление любительской фотографии. Начиная с середины 1920-х годов те, кто имел деньги, могли пользоваться инновацией, позволяющей делать снимки малого формата. Сегодня она кажется нам чем-то абсолютно само собой разумеющимся. Неудобные и тяжелые (стеклянные) фотопластинки были заменены маленькими и удобными катушечными фотопленками, например, в фотоаппаратах «Leika». Эта фотокамера сегодня представляет собой раритет, за которым охотятся коллекционеры. В конце 1920-х годов это был профессиональный фотоаппарат, которым в первую очередь пользовались фотокорреспонденты. Уже в 1890-х годах в США была разработана альтернатива пластиночным фотоаппаратам, которая была легче и, что особенно важно, дешевле. Джордж Истман предложил для «Kodak» технически простые «Boxes» - прямоугольные коробки, которым не нужны были фотопластинки. В Европе, однако, эта сравнительно непритязательная техника для моментальных снимков распространялась довольно медленно. Начиная с середины 1920-х годов среди фотографов- любителей приобретает все большую популярность «Agla-Box». Именно тогда начинается развитие любительской фотографии в ее сегодняшнем понимании.

Открытка с видом: Адмиралтейская набережная Петербурга, начало XX в.Фотографии как иллюстрации. Наряду с портретной съемкой фотографы-профессионалы получают заказы на иллюстрирование фотографиями издаваемых книг. Фотографии этой эпохи можно встретить в изданиях по искусству, архитектуре, путешествиям, а также в естественнонаучных, медицинских и этнологических специальных публикациях. Однако в целом это все же были исключения из правила. После 1890 года, когда было разрешено использовать открытки с видами в качестве почтовых, профессиональные фотографы открыли для себя новый вид деятельности. Почтовые открытки пересылались миллионами , и наряду с рисованными почтовыми открытками все чаще начинают встречаться фотографии, в том числе «с последними новостями», отражающих события войны 1914-1918 гг. или революционных движений 1918-1919 гг.

Архивы фотографий.При поиске фотографий первый вопрос, который следует задать, звучит так: где в городе есть фотоателье, которые работают уже несколько десятилетий? Старые фотографии можно поискать в местных архивах (например, городской архив Ганновера). В некоторых регионах оказать помощь могут региональные хозяйственные архивы. В них хранятся архивы, прежде всего, небольших фирм. Примерами таких хозяйственных архивов (в Германии) служат:

· Bildarchiv Foto Marburg, Hülsenhaus, 35037, Marburg

· Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz, Märkisches Ufer 16 18, 10888 Berlin

· dpa Bildarchiv Frankfurt, Baseler Straße 37, 60329 Frankfurt

· Industrie- und Handelskammer Leipzig

· Industrie- und Handelskammer Wirtschaftsarchiv für München und Oberbayern

· Pan-Foto (Sozialdokumentarisches Fotoarchiv) c.V., Wohlers Allee 12, 22767 Hamburg

· Rheinisch-Westfälisches Wirtschaftsarchiv zu Köln e.V.

· Stiftung Westfälisches Wirtschaftsarchiv in Dortmund

· Stiftung Wirtschaftsarchiv Baden -Würtemberg

· Süddeutscher Verlag, Bilderdienst, Sendlinger Straße 8, 80289 München

· Ullstein Bilderdienst, Kochstraße 50, 10888 Berlin

/взято из: Detlev Brinzel (Hrsg.), Fotoagenturen und Bildarchive. Jahrbuch (обновляется каждый год), Baden-Baden.

Местные фирмы и организации, однако, чаще всего сами собирают фотографии, имеющие к ним отношение. Никогда не повредит отправить им запрос. Это же касается местных секретариатов профсоюзов (хотя надо отметить, что зачастую там совершенно не заботятся о собственной истории и ее фотодокументировании). Кроме того, солидные собрания фотографий есть, как правило, в общественных и общественно-правовых институтах, например, в профессиональных союзах, которые охватывают несколько десятилетий (вроде организацией, занимающихся историей больничных касс по несчастным случаям на производстве). Однако для частных пользователей они обычно недоступны.

Фотографии и фотооткрытки можно отыскать в частных коллекциях. Начинать нужно с собственного дома, бабушек-дедушек, друзей и знакомых. Много фотографий можно найти в альбомах, куда они наклеивались или вставлялись. Часто их нужно искать в коробке из-под обуви или в других коробках, где они хранятся в ожидании того, когда их в очередной раз захотят посмотреть.

Одно из важных мест, где могут быть исторические фотографии, – «блошиный рынок». К сожалению, зачастую фотографии тут продаются без указания на их происхождение, автора и предыдущего владельца.

Коммерческие собрания, включающие в том числе архивы прессы, взимают плату за поиск фотографий и изображений и за их копирование. Однакоиногда достать необходимые фотографии можно только там. К тому же такой архив может оказаться крайне полезен тогда, когда поджимают сроки.

Примеры коммерческих архивов (в Германии):

· Archiv für Kunst und Geschichte, Teutonenstraße 22, 14129 Berlin

· Bildarchiv Foto Marburg, Hülsenhaus, 35037 Marburg

· Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz, Märkisches Ufer 16ß18 10888 Berlin

· dpa Bildarchiv Frankfurt, Baseler Straße 37, 60329 Frankfurt

· Pan-Foto (Sozialdokumentarisches Fotoarchiv) c.V., Wohlers Allee 12, 22767 Hamburg

· Stiftung Wirtschaftsarchiv Baden -Würtemberg

· Ullstein Bilderdienst, Kochstraße 50, 10888 Berlin

«Кадрирование» фотографий: манипуляции с помощью фотографий

Фотография и реальность. Фотографии - это очень важный источник. Но будьте осторожны: фотографии и фильмы могут обманывать и вводить в заблуждение, лучше любого другого носителя информации. Ведь ничего не стоит воспользоваться доверчивостью зрителя. В отношении любого другого источника, будь то тексты, статистика или картины маслом, читателю или зрителю ясно, что они представляют собой «перевод», интерпретацию действительности. К примеру, всем очевидно, что между реальностью и текстом находится автор, которому сначала нужно увидеть действительность, затем истолковать её, а уже затем только описать. Это всё очень субъективные процессы, которые естественно искажают факты.

Что и как изображено на фотографии.Фотографию же мы рассматриваем иначе. Она кажется нам непосредственным отображением действительности, которую удалось запечатлеть фотографу, просто нажав кнопку. Но именно в этом и заключается заблуждение. Потому что любой фотограф, кроме того, что жмёт на кнопку, всегда принимает два важных решения:

1. Что будет изображено?

2. Как это будет изображено?

Проиллюстрируем это примером. Можно сфотографировать токаря в огромном тёмном цехе и получить изображение крошечной фигуры у огромного токарного станка. А можно сделать частичный монтаж, на котором будет показано только его сосредоточенно-невозмутимое выражение лица, его спокойно-уверенную манера держать голову и спину. Это будут два разных образа действительности, которые с помощью фотографии возникнут в головах зрителей (рис. 3 и 4.).

Фотографу приходится принимать решение, что и как показать, так как невозможно снять всё одновременно и под всеми ракурсами. Этот выбор фотограф может совершать, как осознанно, так и неосознанно. Любители обычно не раздумывая «щёлкают» то, что они находят «важным» или «красивым». Профессионалы действуют иначе.

Типичным примером являются каталоги туроператоров: здесь будет изображён, естественно, бассейн, а не шумная улица перед гостиницей, или, тем более, нищета, которая могла бы отпугнуть туристов от посещения экзотических стран. То же самое касается и исторических фотографий. Например, крайне важно, кто именно сфотографировал детский дом. Если это городская администрация, то она скорее заинтересована показать, как образцово в городе организована помощь нуждающимся. Если это коммунистическая партия, то она будет стараться продемонстрировать, как плохо живётся беднякам.

Однако фотографиями манипулируют не только в межпартийной борьбе или в рекламе.

Фотография и повседневность.Семейный альбом как способ конструирования биографии.Даже в повседневной жизни фотографии могут использоваться (неосознанно и безобидно) для того, чтобы по-иному истолковать действительность или сконструировать ее заново. Взять, к примеру, типичный семейный фотоальбом. Собранные в нём фотографии отображают далеко не всё то, чем наполнена жизнь, а лишь некоторые этапы на жизненном пути. Отбор производится в соответствии с определенным ритуалом.

"Ритуальное" фото: первый раз в первый классВсем нам знакомы типичные «картины жизни»: новорожденный малыш, в пелёнках и, конечно, голышом, его попытки ползать, первые шаги, которые он делает, держась за руку отца, матери или бабушки с дедушкой. Попытки познать «большой мир» другими способами: с помощью самоката или велосипеда. Не забудьте про «первый раз в первый класс»; сюда же относится и конфирмация или причастие, а потом и выпускной вечер. У многих молодых людей после окончания школы следует служба в вооружённых силах или альтернативная гражданская служба, потом обретение профессии, создание семьи и свадебное путешествие, отдельные путешествия.

Это фотокарточки, прочно приклеенные или просто вставленные в листы альбома; они образуют набор образов, конструируя биографию, как на бумаге, так и в головах рассматривающих их людей. При этом фотографии, возможно, совсем не отображают те жизненные обстоятельства, в которых человек реально существует: обстановка дома, приготовление еды, стирка белья, трудовые будни на фабрике или в офисе, дорога на работу… Фотокарточки же в альбоме появились, скорее всего, по случаю каких-то праздничных событий или семейных ритуалов.

Из-за того, что кажется, будто фотографии отображают действительность, у многих из нас стало создаваться впечатление, будто события происходили в реальности только в том случае, если в память о них сохранились фотографии (это же касается и видеосъёмки).

Этот парадокс имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество для исторического расследования очевидно:с 1930-х годов появляется великое множество «обыкновенных» фотографий про жизнь. И что очень важно: фотографии стали постепенно делать почти во всех социальных группах. И ещё: их стали бережно хранить - даже в войну во время бегства или под бомбежками. То есть у занимающегося историческим исследованием всегда есть возможность разыскать изображения нужного времени.

Но и недостаток тоже ясен: на фотографиях запечатляются только определённые, выборочные события. И что ещё более проблематично: участники съемки принимают заведомо известные позы, делают ожидаемое выражение лица. Самое популярное: «Cheeeeese!» Молодожёны всегда смотрят друг на друга, нежно или мечтательно улыбаясь; коллеги по работе горделиво-самодовольно смотрят друг на друга или в камеру (или на корзину с подарками по случаю юбилея): репертуар поз ограничен и конечен.

Значение «кадрирования». Кадр – это кусочек реальности или субъективный взгляд?Каждая фотография - результат «кадрирования». Что это означает? Снимок зависит от способа видения и от позиции фотографа. Что служит для него мотивом, сюжетом? Выберет ли он фотоснимок, сделанный крупным планом или отдаст предпочтение общему плану, на котором человек или дымовая труба становится частью группы, сцены в мастерской или ландшафта? Но на этом вкрапление субъективности, собственного взгляда фотографа не заканчивается. Взять ли рабочего планом снизу или показать его сверху? Сохранить ли прямые углы здания или «стесать», как это демонстрировали в 1920-е годы советский фотограф Александр Родченко или Laszio Moholy-Nagy (участник Баухауза в Дессау)?

Работа с негативом.«Хирургические вмешательства» проводятся не только над реальностью, но и над негативом, т.е. уже сделанным изображением. Изменяются показатели яркости. Прорисовываются или ретушируются детали. Существуют и совсем бесцеремонные вмешательства. Например, при дополнительной ретушировке части фотографии закрашиваются или заклеиваются (сегодня это делается с помощью компьютера). Примером тому служит фотография Тельманна, выполненная в 1930 г. (рис.1 и 2)

Рис. 1 и 2. Эрнст Тельман - руководитель Коммунистической партии Германии в 1930 году во главе колоны Союза красных борцов (фото слева). Это фото было заретушированно. На самом деле в оригинале рядом с Тельманном был снят Вилли Леов (фото справа), который в 1934 году стал в Москве жертвой сталинских чисток

Рис. 3. Автопортрет, сделанный токарем Тео
Гаудигом: "В ночную смену"Публикация фотографии. Даже публикация фотографии не является просто «демонстрацией», предъявлением готового изображения. Возьмем, автофотопортрет, сделанный токарем Тео Гаудигом за своим рабочим местом на заводе Круппа, в Эссене, приблизительно в начале 1927 г.

Гаудиг был активным членом в рабочем объединении фотографов, сообществе, основанном на симпатии к коммунистической партии. Поскольку его друзья и родственники все время интересовались, чем это он занимается во время «смены», он ответил с помощью средства, которое освоил лучше, чем письмо и чтение: с помощью фотокамеры.

Снимки, сделанные вопреки всем запретам в ночную смену токаря-ремонтника (с помощью автоспуска), увидели редакторы «Arbeiter-Illustrierte-Zeitung» («Рабочей иллюстрированной газеты») во время поездки, когда они знакомились с работами рабочих-фотографов.

Рис. 4. "Победа человека над машиной!" ! Так, по крайней мере, ее видят редакторы «Рабочей Иллюстрированной Газеты». Правда, оригинал изображения (рис.3) ставит под сомнение победу и независимость токаря-ремонтникаОни сделали копию со стеклянной пластины и опубликовали снимок на обложке журнала в номере от 31 января 1928 г. Правда, редакторы немного обработали фотографию для публикации. На ней не было теперь большого темного помещения, которое выступало основным элементом снимка, сделанного Гаудигом. Титульная фотография в газете выдвигала на передний план величественный образ рабочего, обслуживающего машины. Герой труда, непоколебим, он как будто держит будущее в руках (рис.3 и 4). Это была не идеологическая манипуляция, а всего лишь обычная редакторская обработка. Но она свидетельствует о важности обстоятельств как обработки, так и публикации фотографии – они могут повлиять на её восприятие и смысл.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.