Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений
25/06/2010
· история в школе
· образы памяти
· повседневность
· фотографии
Немецкий историк, специалист по истории повседневности, Альф Людтке рассказывает о значении и коварстве фотографий в исторических исследованиях: они являются надёжным и наглядным источником знания о прошлом, но при этом способны манипулировать реальностью. Что нужно учитывать в интерпретации изображений, как выявлять контекст снимка и съёмки, каким образом субъективные факторы влияют на фотообъектив – этому посвящена обзорная методическая статья
АЛЬФ ЛЮДТКЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ. РЕАЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
Вездесущность изображений ● Фотографии и изображения помогают в исторических исследованиях ● Ищем фотографии! ● Манипуляции с помощью фотографий ● Иллюзия или действительность?● Интерпретация фотографий.
Фотографии в исторических исследованиях могут быть источником (давать важную информацию о прошлом) и способом фиксации процесса и результата исследования (участвовать в фотодокументировании). Ниже идет речь о фотографиях как источнике: исторические фотографии требуют бережного обращения — они могут оказаться очень «коварны» для историка.
Фотография и восприятие действительности
Уникальность фотографии - в том, что она совершенно по-новому позволяет работать с изображениями. Именно благодаря появлению техники фотографии изображения получили массовое распространение и оказали влияние на общественное сознание. Люди, принимающие решения в редакциях, руководители СМИ, работающие с фотоинформацией, получили доселе невиданную власть: контролируя распространение и запрещение изображений, они в значительной степени влияют на образ мыслей и поведение публики. «Критическая теория» 1930-х годов даже утверждала, что широкое распространение изображений способствовало превращению независимых субъектов в потребителей - одержимых жаждой иллюзорной действительности, запечатленной на фотографии.
Война в заливе была. На экране телевизора.
Военные снимки перевели дискуссию о привлекательности и обольстительной силе изображений в другое русло. Фотосерии и телевизионные фильмы дополнили действительность, в которой убивают и умирают, виртуальной реальностью, а, возможно, и вытеснили ее (Поль Вирилио). Бомбардировки происходят теперь в реальном времени на экране телевизора. Зритель может выключить его в любой момент, в то время как страдания жертв остаются настоящими. Фотоснимки теперь способны подверждать достоверность событий и в то же время они создают новую и своеобразную «виртуальную» реальность.
Вездесущность изображений
Изображения фиксируют будни; изображения и фотографии – окружают нас повсюду. И начинается все с дома. Не найдется, наверное, комнаты, в которой бы не висели постеры, семейные фотографии и репродукции картин, практически у каждого есть собственный фотоальбом. Мы смотрим телевизор, ходим в кино, листаем иллюстрированные журналы, рассматриваем фотографии в прессе и рекламные картинки.
Изображения и фотографии можно сколько угодно раз воспроизводить, и они везде будут понятны (разумеется, если культурная среда едина). Например, совершенно не нужно знать английский, чтобы понять, что на фото – свадьба Чарльза и Дианы.
Оба эти свойства фотографии - воспроизводимость и понятность – привели к тому, что изображения заполонили нашу жизнь. Мы живем в «визуальный век», когда во всем мире могут использоваться одни и те же изображения.
Изображения были в ходу задолго до появления фотографий - например, на деньгахИстория изображений.Задолго до сегодняшнего дня, когда фото-, кино- и телевизионные образы окружают нас повсюду, изображения как таковые уже существовали в течение длительного времени. Во Франции времен Людовика XIV изображение короля распространялось на бесчисленных листовках и монетах. Аналогичные примеры мы находим и во времена античности: всем хорошо известны изображения профилей властителей на монетах. В Средневековье и в последующую эпоху делались изображения заказчиков алтарей, на которых те коленопреклоненно молились у подножия Креста Господня.
Гравюры на дереве запечатлели события Реформации и конфессиональных войн, в XIX -ом столетии получили распространение серии фотоснимков, посвященные революциям, сенсациям и курьезам. На ярмарках популярностью пользовались «панорамы», изображения битв, здесь демонстрировались и новые изобретения. Переход от изображения к фотографии не был внезапным и окончательным: еще в 1920-е годы фотографии множили, как гравюры - на стали и дереве.
Таким образом, изображения существовали всегда и практически везде – именно их вездесущность делает их ценным источником информации. Не существует таких тем, в том числе частных, которые бы нельзя было изучать при помощи фотографий и изображений. К тому же они предоставляют информацию, которую нельзя получить из текстов или рассказов очевидцев, и которая очень полезна при работе над историческими исследованиями.