Саул отказался повиноваться Богу, и Бог избрал в цари юного пастуха Давида. Пророк Самуил, пролив елей на его голову, помазал его на царство Израиля. Бог обещал Давиду, что будущие цари Израиля будут его потомками. Давид завоевал Иерусалим и сделал его столицей. Задумав построить храм, он привлёк священников, пророков, музыкантов и певцов и сам написал несколько псалмов для богослужения, но Бог ему построить храм не позволил.
Перед смертью Давид назначил царём своего сына Соломона, который построил храм и расширил границы Израиля. В этот период Израиль находился на вершине своей славы и могущества. Соломону традиция приписывает авторство Екклезиаста (по др. — греч. — проповедник) — одного из наиболее сложных произведений Ветхого завета, в котором переплелись смех отрицания и улыбка утверждения, поиск и разочарование, тонкие наблюдения и мудрые обобщения. Избранная автором форма монолога позволяет ему устами героя раскрыть его внутренний мир. «И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. И оглянулся я на дела мои и на труд, которым трудился, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай, потому что в этом – всё для человека; Ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо».
После смерти Соломона началась гражданская война, и страна разделилась. Десять северных племён образовали Израиль, а южные назвали себя Иудея. Израиль и Иудея много раз воевали между собой, пока Иудея не была завоёвана, а её жители угнаны в Вавилон.
Роль пророков в истории Израиля. Обетование и пророчества о Спасителе
В эти смутные времена Бог посылал в Иудею и Израиль много пророков. Многие из них предупреждали, что еврейский народ будет побеждён и рассеян, если не обратится к Богу. Многие мечтали о том времени, когда в их страну придёт новый царь. Одни видели в нём потомка Давида, который поведёт Божий народ к новому, золотому веку. Но были и такие, которые представляли его слугой, принимающим много страданий, чтобы вернуть Свой народ Богу. Так или иначе, все пророки видели в нём мессию, то есть избранника Божьего, открывающего людям новый мир.
СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА
Новый Завет как книга о спасении человечества
Таким образом, пророками было подготовлено мнение о том, что Бог благословит мир через установление совершенного духовного царства, основанного на новом лучшем договоре, которое начнётся с приходом обещанного мессии. Пророки рассказали о том, где Он родится и что должен будет сделать. Этим мессией явился Иисус Христос, жизнь и деяния которого излагаются в писаниях Нового завета, которые включают 27 книг, написанных Его учениками – апостолами: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; Деяния апостолов, их Послания и Апоклипсис.
Деяния Апостолов, написанные Лукой, повествуют о том, как последователи Иисуса возвещали по всему миру о любви Бога к людям и о том, как эта проповедь привела к принятию христианской веры в Палестине и во всем римском мире. За Деяниями следует собрание писем ап. Петра и Павла к отдельным лицам и христианским общинам.
Евангелие
Евангелия (от греч. euangelion — благая весть) — это ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми были записаны «речения (высказывания) Иисуса» (логии), затем из устных преданий и речений сложились повествования, в основе которых лежит учение о Его искупительной смерти и воскресении. Евангелия создавались со второй половины I в. и до IV. Кроме 4 канонических, существовали Евангелия Петра, Андрея, Филиппа, 2 – Фомы и др. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2 — ученики Иисуса; Лука, по преданию, был учеником апостола Павла, Марк — Петра.
Первые 3 Евангелия во многом схожи, они имели общие устные и письменные источники. В науке их называют синоптическими. Самое краткое и раннее – Евангелие от Марка. Евангелия по-разному излагают события (например, по Марку, проповедь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну — около 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.).