Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие о религии и вере



ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Предмет и задачи курса

Обращение к курсу «Основы и ценности Православия» вызвано к жизни потребностями современной жизни и является частью гуманитарной подготовки учащихся. Задачи курса включают в себя изучение православия как неотъемлемой части русской культуры и формирование культурологической компетентности учащихся. Благодаря этому курсу учащиеся знакомятся не только с основными представлениями о ценности человеческой личности с точки зрения христианства, но и с тем, как тесно русская история связана с историей и культурой Православия, которая в течение 1000 лет определяла менталитет русского народа, его культуру и искусство. Курс носит историко-культуролого-религиоведческий характер и ни в коем случае не подразумевает навязывания кому-либо каких-либо религиозных убеждений.

Понятие о религии и вере

Сам термин «религия» восходит, по-видимому, к лат. слову religio — благочестие, святость. Религия представляет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Религия как бы соединяет жизнь двух миров — земного (т. е. природно-социального) и трансцендентного (т. е. того, что находится за границами сознания и познания). История не знает ни одного народа, у которого не было бы религии, что свидетельствует о том, что религия является важной частью духовности в человеке.

Для языческих религий, предшествовавших формированию монотеизма (т. е. единобожия), представления о потусторонних силах были связаны с миром природы, подавлявшим человека своими «необъяснимыми» проявлениями, и с проблемами болезни и смерти. Однако и в языческих мифологиях, и в зарождающемся христианстве постепенно выдвинулись духовные проблемы, вызванные развитием общественной жизни: соотношение добра и зла; справедливости и совести; сущности самого человека и его смертности или бессмертия. Религиозное сознание формировалось не столько как учение о мире, сколько как учение о праведной жизни, т. е. как социально-этическое.

Изучением религии занимаются богословие, история и философия. Богословие стремится истолковать факты религиозного сознания, данные путем откровения (т. е. сверхчувственного непосредственного постижения истины в момент мистического просветления). История исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания и классифицирует различные религии. Философия определяет место религии в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, анализирует соотношение веры и знания, нравственный смысл религии, ее роль в жизни общества и в развитии духовности человека. По Канту, религия — это закон, живущий в нас, мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, она превращается в поиски милости. Молитвы и посещение церкви — это только приготовления к добрым делам, а не они сами, и нельзя стать угодным Богу, не становясь лучшим человеком. По Гегелю, религия также выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей и украшает душу.

1.3. Православная вера, её предмет и содержание. Вера и разум. Откровение. Библия

Дгматами в строгом смысле «на языке церковном называются только истины веры, в отличие от всех истин деятельности христианской, нравственных, обрядовых и канонических». Православная догматика основывается на христианских традициях, уходящих своими корнями к Иисусу Христу и апостолам. Православие после первых семи Вселенских соборов не добавило к вероучению никаких принципиальных догматов, продолжая сохранять верность первоначальному христианству, и сохранило в неизменном виде основы вероучения Иисуса Христа.

Одним из основных догматов православия является догмат тричности Бога (или тринитарная догматика), нашедший воплощение, в Символе Веры (по латыни сredo) – кратком изложение основ православного вероучения, составленном в IV в.: «Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого, И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рожденного от Отца прежде всех времен; как Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, имеющего с Отцом одно существо и Которым все сотворено. Для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес и принявшего человеческую природу от Марии Девы через наитие на Нее Духа Святого, и сделавшегося Человеком, Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писанию. И вознесшегося на Небеса и пребывающего по правую сторону Отца. И опять Имеющего прийти со славою, чтобы судить живых и мертвых. Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. В одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Принимаю одно Крещение для оставления грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Истинно».

В тезисах Символа Веры провозглашены монотеизм («Верую во единого Бога Отца, Вседержителя…») и креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего), признание Иисуса Христа Сыном Божиим, идея Страшного Суда над живыми и мертвыми, бесконечности Царствия Божия и исповдание Духа Святого Животворящего, исходящего от Бога Отца. Символ Веры содержит тезисы о Святой Соборной и Апостольской Церкви, таинстве Крещения во оставление грехов, надежду на воскресение мертвых и будущую жизнь вечную.

Атеисты считают веру и разум антиподами; точка зрения церкви заключается в том, что разум ведет к вере, а вера — к разуму. Используя разум, мы можем наблюдать чудеса Божьего творения и познавать глубину Его бесконечного могущества. Но разум помогает человеку понять ограниченность знания, несоответствие последнего границам человеческого существования. Именно разум ведет нас к вере. Вера в Бога побуждает нас использовать свой разум, чтобы сделать нашу веру сокровенной, придать ей целостность. Бог хочет, чтобы мы познали Его, постигли нашим разумом, оснащенным ограниченными орудиями логики. Он хочет, чтобы мы предприняли поиски, которые продолжаются всю жизнь, расширяют сферу деятельности нашего разума и учат использовать его силу и признавать его ограниченность. Таким образом, вера и разум являются мощными движущими силами. Вера, действуя независимо от нашей мудрости, наших знаний и свершений, делает возможным присутствие высшего начала в нашей жизни.

Есть два основных пути обретения веры: 1) родиться в христианской семье и 2) получить откровение (открытие Бога). Откровение — это осуществляющаяся сверхъестественным способом передача людям «истин», исходящих от бога и выражающих его волю. Откровение признается большинством религий важнейшим источником знания, дающим руководящие принципы отношений людей к богу и друг к другу. В различных религиях имеются разнообразные представления о путях откровения: непосредственном явлении и высказывании Богом своей воли, передаче божественных «истин» с помощью разного рода знмений, принятии свидетельств Бога людьми, отмеченными особым его доверием (праведниками, святыми, угодниками, священнослужителями), которые в состоянии религиозного экстаза и мистического «озарения» способны понять волю бога, и т. д. В православии и католицизме основными видами откровения считают «св. писание» и «св. предание». К откровению относят и наиболее важные с точки зрения религии положения (дгматы), они объявляются недоступными человеческому разуму и противопоставляются науке.

Библия (греч. biblia — книги) — свод книг, составляющих св. писание христиан, а в своей первой части (Ветхий завет) — также и иудейской религии. Всего вместе с неканоническими книгами Ветхого завета библия насчитывает 77 книг; многие из них содержат всего лишь по нескольку страниц. По своему содержанию и по форме библейские книги чрезвычайно разнообразны. Оригинальные языки библии — др.—еврейский, арамейский (в незначительной части) и греч. — койн (Новый завет). К настоящему времени библия переведена практически на все языки мира. Тот вид, который имеют теперь библейские книги, придан им в средние века. Деление их текста на главы было произведено лишь в 13 в. кардиналом Стефаном Ленгтоном, а деление глав на стихи и нумерация последних принадлежат парижскому печатнику 16 в. Роберу Стефану. В ветхозаветной части это деление было с незначительными изменениями принято и иудаизмом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.