Предмет культурологии составляет значение культуры для развития общества, а также закономерности ее существования и развития. Постижение других культур обогащает человека не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Для того чтобы представить себе мировую культуру, необходимо ознакомиться с периодами, которые она прошла в своём развитии. Это первобытная культура, Древний Египет, Месопотамия (Междуречье), Древние Индия и Китай, Античность (Древние Греция и Рим), Византия, Средневековье, Возрождение (Итальянское и Северное), Реформация, Новое Время, Просвещение, ХIХ – ХХ вв. и Новейшее время (модернизм и постмодернизм).
Русская же культура в своём развитии прошла следующие основные этапы: эпоха Киевской Руси, Московского царства ХV – ХVI вв., эпоха ХVII – ХVIII вв. (от Петра I до Екатерины II – русское Просвещение), золотой ХIХ век русской культуры, Серебряный (конец ХIХ – начало ХХ), эпоха Октябрьской революции, культура русской эмиграции, период развёрнутого строительства социализма в СССР (30 – 40 предвоенные гг.), Великая Отечественная война, хрущёвская «оттепель» и культура 60 – 70 гг., советская и постсоветская культура 80 – 90 гг. ХХ в.
Кроме того, при прохождении курса культурологии чрезвычайно важно помнить, что культура в узком смысле предстаёт в двух основных видах: материальном (творение рук человеческих) и духовном (продукт интеллекта и эмоций), установить, какие из видов искусств — архитектура, скульптура, живопись и графика, литература, театр и цирк, музыка, хореография, кино, телевидение, художественная фотография, прикладное и декоративное, индустриальное искусство — в каждую конкретную эпоху достигли наибольшего по сравнению с другими развития, и какие из произведений этих искусств дошли до наших дней и где находятся.
Культура как система
подразделяется на эстетическую, нравственную, профессиональную, политико-правовую, экономическую, экологическую, бытовую и физическую.
Основные формы и функции культуры
Основные формы культуры – материальная и духовная. Материальная — это мир вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Произведения духовной культуры не несут утилитарного назначения. Они направлены на формирование в человеке этических и эстетических идеалов, формируют художественный вкус и интеллектуальные потребности. Связь между материальной и духовной культурой сложна и противоречива: высокий уровень развития материальной не всегда обеспечивает адекватный уровень духовной.
Основных функций культуры тоже две. Как способ трансляции социального опыта культура является формой его передачи через освоение каждым поколением культурных ценностей и образцов поведения, формирует устойчивые представления о прекрасном, вдение природы как эстетической ценности и т. д. Функция культуры как способа личностной регуляции заключается в том, что, мотивируя своё поведение, человек ориентируется на свои биологические и социальные потребности, удовлетворение которых неизбежно опосредовано культурой, поскольку человек удовлетворяет их, руководствуясь социальными таб и контролем.
Типология культур
строится на основании нескольких критериев: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура — освоение которой требует специального (профессионального) образования); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Философия культуры
У Гегеля культура выступает как реализация мирового разума или духа, который обретает символическое воплощение в культуре, а объективное — в государстве. Но дальнейшее развитие культурологии было связано с обращением к человеку, взятому во всей его сложности и глубине. Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» отказался от гегелевского стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной общей логике. Для Шпенглера нет единой мировой культуры, а есть различные, каждая из которых имеет собственную судьбу. Первичной у Шпенглера является внерациональная и не сводимая к логике душа культуры. Логика, искусство, наука и политика вторичны по отношению к этой душе. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами.
Социология культуры
– это учение об исторических процессах, которые претерпевают явления культуры (искусства, философии, религии и т. д.). Методы социологии культуры – анкетирование, интервью и наблюдения, которые применяются к кинозрителям, читателям, посетителям музеев и получают сведения о культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнениях о прочитанном и т. д. Социологию культуры интересует, зависят ли культурные предпочтения от возраста, пола, образования, социального положения и т. д., т. е. от принадлежности человека к той или иной социальной группе.