Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Насильственная коллективизация



Концентрация средств на индустриальном направлении делала аграрный сектор страны периферийным. Современные исследователи в связи с этим справедливо отмечают, что в сталинской стратегии форсированной индустриализации вовсе не нужен был рост сельскохозяйственного производства. Абсолютно необходимо было лишь такое переконструирование и такое повышение эффективности труда, при котором можно было бы, во-первых, уменьшить число занятых в сельском хозяйстве пропорционально расширению спроса на рабочую силу в промышленности, во-вторых, поддерживать при меньшем числе занятых производство продовольствия на уровне, не допускающем длительного голода, в-третьих, обеспечивать снабжение промышленности незаменяемым техническим сырьем. Реализацию этой задачи и обеспечила коллективизация. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. В 1927 г. возникли осложнения с хлебозаготовками. Крестьяне сократили поставки зерна государству в связи с занижением закупочных цен на хлеб. Это вызвало глубокий хлебный кризис, поставило под угрозу выполнение плана индустриализации. Часть экономистов предлагала изменить взаимоотношения между городом и деревней, добиться их большей сбалансированности. Но для борьбы с хлебозаготовительным кризисом был избран иной путь. Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам. Запрещалась свободная рыночная торговля зерном, при отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголовной ответственности, местные Советы могли конфисковывать часть их имущества. Эти меры ускорили переход ко всеобщей коллективизации. Проходивший в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял специальную резолюцию по вопросу о работе в деревне. В ней в качестве перспективной задачи намечался постепенный переход к коллективной обработке земли. Но уже в марте 1928 г. ЦК партии потребовал укрепления действующих и создания новых колхозов и совхозов. В ноябре 1929 г. публикуется статья Сталина «Год великого перелома», в которой утверждалось, что коренной перелом в недрах крестьянства в пользу колхозов уже

удалось организовать. В конце декабря того же года на Всесоюзной конференции аграрников-марксистов он призвал к проведению политики ликвидации кулачества как класса. В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В нем намечались жесткие сроки ее проведения. Коллективизацию в масштабе всей страны планировалось завершить к концу первой пятилетки.


17*. Культурное развитие СССР в 1920 – 1930-е.

Преобразования в обл кул-ры были одной из зад построения социалист госуд-ва в СССР. Особенности осущ-ния культур революции опред отсталостью страны, унаследованной от старых времен, неравномерностью эконом и культур развития народов, вошедших в состав СССР. Большевистские власти осн внимание уделили строительству сис-мы народ образ-ния, перестройке высш школы, повыш роли науки в экономике страны, формиров нов творч интеллигенции. Шел процесс формир-я кул-ры, свойственной тоталитар обществу, — кул-ры, поставленной под контроль гос-ва, стремящ руководить духов жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологий. Достижением 20-х гг. стала ликвидация массов неграмотности. Млн. взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности ,создавалась сеть библиотек. Нов сис-ма образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала 4-хклассное начальное, а затем и 7-миклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная сис-ма, безоценочное обучение, лабораторный метод)- В 30-е гг. ситуация в школьном образ-нии изменилась: были восстановлены традиц ф-мы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб». К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей обществ наук для высшей школы (Институт красной профессуры). Партийное рук-во культурой осущ созд в 1920 г Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Работали комиссии по разл отраслям кул-ры. В 1922 г появ глав управление по делам лит-рыи издательств, на кот возлаг ф-ции цензуры. Координция руков-ва культурой во всесоюзном масштабе осущ Совещанием наркомов просвещения республик. В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты. Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (Сорокин, Н. А. Бердяев)была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты Кондратьев и Чаянов, Флоренский . В сфере точных и естествнаук ситуация была несколько иной. Выдающ-ся открытия были сделаны Вернадским. Лебедевым, Зелинским. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естеств наук значит сред-ва, стремилось повысить материал уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов. К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты ( Бунин, Куприн,Шагал,. Репин, ). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (. Ахматова, Гумилев) До сер 20-х гг. в искусстве царил дух творч поиска, стремления найти необычные, яркие художест формы и образы. Существовало множество творч объединений, исповедовавших различ взгляды на сущность и предназначение искусства ( Российская ассоциация пролетарских писателей, «Левый фронт искусств.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К сер 30-х гг. общеобязательным для совет искусства худож методом был объявлен метод социалист реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художест канонов осущест в том числе репрессивным путем.. Тоталитар строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения. И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
18. Политическая система тоталитарного общества в СССР (1928 – 1941).

Высокие темпы развития могли быть достигнуты только за счет внеэкон. принуждения, насилия. Необх-ть насилия, включая репрессии, их неизбежность открыто признавалась сов. руководителями. В нар. хозяйстве, особенно на протяжении сталинского п-да, использ. миллионы заключенных. Их дешевым трудом созд. значительная часть нац. продукта. Общее число репрессированных не поддается пока точной оценке. Но принуд. труд стали применять широко с конца 1920-х гг. А тогда использ-е подневольн. труда не рассм-сь как важная хозяйственная задача. Ситуация изменилась в конце 1920-х гг. Политбюро ВКП(б) предписало расширить существующ. и организ. нов. лагеря в отдаленных районах с целью их колониз-и и разраб-ки «природн. богатств путем применения труда лишенных свободы». К середине 1930-х гг. была создана достаточно разветвл. сеть исправительно-трудовых лагерей. В 1930 г. было организ. Управление лагерей ОГПУ, с 1931 г. ставшее Главным (ГУЛАГ). Пополнять систему ГУЛАГа позволяла развертывающаяся и набирающая силу в 1930-е гг. борьба с инакомыслием. В этот п-д увелич. масштабы репрессий в отн. «классово-враждебных лиц». Но карат. меры касались практически всех слоев насел-я. Жесток. репрессии позв. удержаться у власти сталинскому рук-ву. В категорию «врагов народа» попадали не только классово-неблагонад. эл-ты, но и ответств. работники органов управл-я, рабочие и специалисты, парт. работники, видные ученые, деятели культуры, армейские офицеры. Расшир-е масштабов репрессий сопровожд. нарушем законности. ЦИК СССР принял несколько постановл-й, ставш. основой проводимых беззаконий. Создав. особое совещ-е – внесудебн. орган в сис-ме госбезоп-ти. Реш-е им вопросов об основании и мерах репрессий не подлеж. контролю. На таком же принципе строили свою работу и другие внесуд. неконституц. органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Репрессивн. полит. курс Сталина вызывал оппозиц. настроения у многих парт. работников и ряд. членов ВКП(б). Так, группа моск. партработников во главе с Рютиным обрат. с манифестом «Ко всем членам ВКП(б)», в кот. предл. отстранить Сталина от должн. Ген. секретаря ЦК. Но участники группы были арест. и расстреляны. Насажд-е методов произвола и беззакония создавало в стране обстан-ку страха, подозрительности, взаимного недоверия друг к другу. Массовые репрес. усил. после убийства в дек. 1934 г. Кирова, перв. секретаря Ленингр. горкома и обкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП(б). К 1937 г. репрессивная практика достигла своего апогея. 25 февраля - 5 марта 1937 г. прошел Пленум ЦК партии, кот. санкц. «большой террор». Жертвами репрес. стан. не только отдельные лица, группы - целые народы. Репрессии косн. команд. кадров Кр. Арм. Многие репрес. акции заверш. расстрелом осужденных. Так, например, по сфабрик. делу о так называемом «заговоре военных» было расстрел.о более 80% высш. военачальников страны, в т. ч. 3 из 5 маршалов Советского Союза. По ложн. доносам и обвинениям арест. десятки людей.


19*. Социально-экономич. развитие России и Укр. 1928 – 1941 гг.

К 1926 г. Промышл-е разв-е страны благодаря НЭПу достигло ур-ня1913г. Но Сов союз знач-но уступал Западу. Необх была индустр-ция страны. Все средстванаправили на строит-во промышл гигантов. Рост произв-ва товаров народн потребл-я замедл-ся. Начались трудности с хлебозаготовками. Страна оказалась без валюты, необх для индустр-ции. Большевики прибегли к чрезвыч-м мерам. Была запрещ свободн продажа хлеба, установлены госуд-е цены на него (убыточные для крестьян), нач-сь конфиск-я зерна. Применение наёмн труда и аренду земли отменили. Это означало конец нэпа в деревне. Крестьяне отказ-сь продавать хлеб себе в убыток и сокр-ли посевные площади. В 1928-29в стране ввели карточную сис-му. В ряде районов вспыхн крестьянск бунты и восстания. Выход изсоздавш-ся положения лидеры партии видели в созд-ии колхозов. Осенью 1929 г. произошёл переход к политике принудительной коллект-ции и ликвидации кулачества как класса. Сплошная коллект-ция д.б. закончиться к 1932. Для оказ-я помощи колхозам в деревню было направл 25 тыс. рабочих (двадцатипятитысячники). К весне 1930 почти 60 % крестьян вступили в колхозы. Для их создания местн власти применяли меры экономич и политич принуждения. Единоличникам не выдавали товары в кооперации, увелич налоги, лишали избират-х прав, выселяли, отбирали имущ-во, раскулачивали, арестовывали и т.п. Увелич-сь кол-во вооруж выступлений крестьян. Руков-во партии вину за перегибы возложило на местн работников. В газете "Правда" 2 марта 1930 появ-сь статья Сталина "Головокружение от успехов"( В ст шла речь о коллект-ции сельск хоз-ва в СССР, предл-сь устранить «перегибы на местах», кот объявлялись плодом самодеят-сти излишне ретивых исполнителей, трактовавших таким обр «генеральн линию партии» на сплошную коллект-цию). Крестьяне стали выходить из колхозов. К лету 1930 в колхозах осталось ок 20 % крестьян. В том же году насильств-я коллект-ция возобн-сь. К концу 1931 в основных хлебо-произв-х районах больш-во крестьян оказ-сь в колхозах. К 1940 единоличников в стране осталось 4 %. Обеспечить страну продуктами так и не удалось. В 1929-1932поголовье скота сокр-сь почти вдвое. Несм на рост посевных площадей, произошло падение сборов зерна. В 1932-1933на Дону, Кубани, Нижней и Средн Волге, Казахст, Укр, Южн Урале, юге Сибири разразился голод. Он был вызван изъятием у колхозов почти всего урожая. Голод унёс неск млн жизней. Лишь в к 30-х сельскохоз-е произв-во вновь подошло к уровню 1928г. Раскулач-ю подверглось >10 млн. крестьян. Больш-во раскулаченных попало в трудовые лагеря Севера и Сибири. Обратно вернулись немногие. В дек 1927 г. на XV съезде партии был принят первый пятилетний план(1928-1932). Он предусм-л сосредот-е всех ресурсов на тяж-й пром-сти. Её объём д.б. ↑ в 3 раза. Средства предполаг получить за счёт снижения темпов роста лёгкой пром-сти, внутр-х займов, доходов от внешн торговли, увелич налогов. Это означало сокращ-е жизненного ур всех слоев насел-я и прежде всего крестьянства. План рассм-ся как закон, обязательный для выполнения. Т. о., был взят курс на укрепл командно-административн управления пром-стью, оконч-й отказ от НЭПа. За годы первой пятилетки вырос объём пром-го произв-ва, особенно в энергетике и металлургии. (Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк). Построили ок 1500 нов предпр-й. Тракторн заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, автомобильн в Москве и Нижн Новгороде стали крупнейш в мире. Возникли новые отрасли - авиационная, автомоб-я, подшипниковая, тракторн. В 1930 была ликвид-на безработица. Тем не менее себестоимость продукции повысилась. На 8 % снизилась произв-сть труда. В годы второй пятилетки (1933-1937) построили 4500 новых промышл-х предпр-й. По абсолютным объёмам пром-го произв-ва СССР в к 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии. Сокр-сь отставание от развитых стран по произв-ву продукции на душу населения. Кол-во рабочих выросло с 9 до 23 млн. чел. Произв-сть труда увел-сь на 60 %. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышл товары. В третьей пятилетке (1937-1941) темпы роста пром-го произв-ва знач-но снизились и не превыш в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно вырос объём произв-ва военной продукции. Ни одна пятилетка не была выполнена полностью. Удалось добиться результ-в только в некот отраслях тяж пром-сти, особенно военно-пром-го комплекса. Успехи были достигнуты высокой ценой. Снизился жизн-й ур, усилилась интенсификация труда, отстали лёгкая и пищевая пром-сть, сельск хоз-во.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.