Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие конкурентной разведки



Конкурентная разведка

История возникновения

Использование разведки для получения дополнительных преимуществ в бизнесе вошло в практику очень давно. Первое документально подтвержденное применение конкурентной разведки зафиксировано в конце XIV века, что и принято считать датой появления конкурентной разведки. Тогда в германском городе Аугсбурге жил некто Фуггер, который был членом цеха ткачей, а также занимался торговлей тканями и пряжей. На предприятиях «Дома Фуггеров» впервые в мире стали организованно и на постоянной основе использоваться элементы конкурентной разведки. Фуггеры распространяли среди своих руководящих сотрудников на местах так называемый «новостной манускрипт». Этот документ содержал специально отобранную и проанализированную коммерческую и политическую информацию, поступавшую из всех пунктов, входивших в зону интересов компании, и позволял принимать управленческие решения. Специалисты считают, что именно это позволило Фуггерам занять лидирующее положение в ключевых отраслях промышленности. Впоследствии Фуггеры создали первый в Европе банковский дом.

Но в ранней истории немного примеров использования конкурентной разведки в ее современном понимании. Например, Ротшильды в конце XVIII века имели около 200 агентов. Они даже предоставляли свою информацию правительству Англии, воевавшей в то время против Наполеона. Благодаря своим информаторам и их контакту с правительственными и военными структурами, Ротшильд узнал о поражении Наполеона первым в Лондоне. Хотя Ротшильды владели этой информацией монопольно очень недолго, но этого было достаточно, чтобы они взяли под свой контроль самое передовое в технологическом плане направление того времени ‑ текстильную промышленность.

Других примеров, хотя бы отдаленно относящихся к конкурентной разведке, в литературе не встречается. Всецело царил промышленный шпионаж во всех известных сегодня формах.

В середине 1980-х годов началось развитие конкурентной разведки в ее сегодняшнем понимании.

Родоначальником конкурентной разведки современного периода считается компания Xerox, столкнувшаяся с конкуренцией со стороны японских производителей. В 1960 годах этой компанией был создан первый в мире копировальный аппарат. Около 10 лет компания имела монополию на рынке ксероксов и своевременно не придала никакого значения появлению других копировальных аппаратов, в частности японских. Уже к началу 1980-х годов корпорация стала стремительно терять свои позиции на рынке. Всего за 6 лет доля корпорация на рынке сократилась вдвое, а в 1982 году ее доход снизился на 50%. Это преподало корпорации хороший урок и показало необходимость конкурентной разведки.

Корпорация Xerox занялась конкурентной разведкой на трех уровнях. На первом, региональном уровне в задачу всех бизнес-подразделений корпорации по работе с клиентами входил сбор и анализ информации о ситуации на локальном рынке, о конкурентах работающих рядом, «за углом». На втором, национальном уровне, происходил сбор данных через Управление операциями с клиентами, которое работает в США. На третьем, глобальном уровне, на основе всей информации, которая может повлиять на долгосрочные или стратегические планы, осуществлялась разработка продукции и услуг для конкретных потребительских сегментов Xerox. Основное внимание уделялось бенчмаркингу, адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования лидирующих компаний с целью улучшения работы собственной компании. Причем проводился анализ не только компаний, работающих в секторе офисного оборудования, но и в других сферах, например, в области сервиса.

Практически всю необходимую информацию компании Xerox удавалось находить в открытых источниках: в Интернете, получать из службы оперативного поиска, на специализированных выставках, в обзорах пресс-релизов, в публичных выступлениях конкурентов и т.д. В корпорации появилась лаборатория оценки конкурентов, в задачу которой входило научиться у конкурентов всему, чему только можно. Для этого закупали продукцию конкурентов, затем ее разбирали, подробно изучали и выпускали отчеты для инженеров. Это производилось не только для того, чтобы подражать конкурентам, а в большей степени для выявления сильных и слабых сторон конкурентов. Для агентов по продажам и обслуживанию была создана телефонная «горячая линия», по которой можно было сообщить оперативную информацию о конкурентах. Кроме того, корпорация Xerox стала постоянно изучать уже существующих и потенциальных клиентов, рассматривая сильные и слабые стороны компании и конкурирующих фирм. Вся эта информация стала заноситься в национальную «конкурентную базу данных». В конце 1980-х годов разработанная корпорацией Xerox система конкурентной разведки была признана одной из лучших в США.

Примеру Xerox последовали другие крупные американские компании. Конкурентная разведка стала развиваться в США неслыханными темпами. Был даже создан крупный профсоюз «разведчиков» ‑ «Общество профессионалов конкурентной разведки», которое даже выпускает несколько профильных журналов. А в крупнейших американских компаниях появились отдельные подразделения, которые так и называются «службами конкурентной разведки». Через несколько лет конкурентная разведка стала применяться и в Европе, а затем и во всем мире. Этот период можно считать окончательным выделением конкурентной разведки в отдельное направление деятельности.

К началу 1990-х годов сформировались международные и национальные общества профессионалов конкурентной разведки. Наиболее известны в мире такие общества как SCIP (Strategic and Competitive Intelligence Professionals) со штаб-квартирой в США и Competia со штаб-квартирой в Канаде. В России существует Российское общество профессионалов конкурентной разведки РОПКР и Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР). В Беларуси аналогичной организации нет, но в СПКР принимают членов не только из России, но и из Беларуси и Украины. Например, в Сообщество Практиков Конкурентной разведки входит специалист из Беларуси под псевдонимом Семёркин Савелий Семёныч.

На Украине сообщество профессионалов конкурентной разведки представлено Харьковской областной общественной организацией «Общество аналитиков и профессионалов конкурентной разведки». Кроме того, на Украине впервые в СНГ с 2004 года ведётся профессиональная подготовка специалистов по конкурентной разведке в Харьковском национальном университете радиоэлектроники на кафедре Социальной информатики, где готовят специалистов по новой специальности «Консолидированная информация».

В рамках Сообщества Практиков Конкурентной Разведки периодически проходят семинары закрытого типа для своих сотрудников, но бывают и открытые семинары. Желающие могут просто договориться, созвониться и приехать к лекторам. Но такие мероприятия проходят в России, как правило, в Москве.

Самые известные ведущие специалисты по конкурентной разведке, имеющие сайты в Интернете на которых можно почерпнуть полезную информацию это россияне: Евгений Ющук, Андрей Масалович, Игорь Неджанов, Генрих Лемке.

Интересно, что в США среди специалистов по конкурентной разведке много бывших работников спецслужб, а в Европе преобладают выходцы из бизнеса. В России, как и в США, многие, кто занимается конкурентной разведкой, раньше работали в разведслужбах. Но современная тенденция такова, что конкурентная разведка все больше пополняется людьми, имеющими экономическое образование и опыт в бизнесе.

Понятие конкурентной разведки

В Википедии, общедоступной универсальной интернет-энциклопедии, приведено следующее определение конкурентной разведки: «Конкурентная разведка – это сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции. Другое определение понятия «Бизнес-разведка» ‑ это особый вид информационно-аналитической работы, позволяющий собирать обширнейшую информацию о юридических и физических лицах без применения специфических методов оперативно-розыскной деятельности, являющихся исключительной прерогативой государственных правоохранительных органов и спецслужб. Другие часто встречающиеся названия конкурентной разведки ‑ бизнес-разведка, деловая разведка, аналитическая разведка, экономическая разведка, маркетинговая разведка, коммерческая разведка».

Если перефразировать это определение более кратко, то можно сказать, что конкурентная разведка – это систематический, непрерывный процесс по этическому и законному сбору информации об основных составляющих бизнеса, таких как покупатели, конкуренты, противники, персонал, технологии и вся окружающая бизнес-среда, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческих организаций.

По сравнению с определением Википедии в этом определении добавлен акцент на систематичность и непрерывность процесса сбора информации. Объем информации, которую можно обнаружить в интернете очень большой. Поэтому иногда выпасть из темы на некоторое время может означать начать сбор и обработку информации с нуля, т.е. привести к полной потере всех усилий, затраченных ранее.

Конкурентная разведка работает строго в рамках закона, поэтому в определении подчеркнута законность сбора информации. Если законодательно запрещено пользоваться определенными методами, например, прослушивать телефонные разговоры, следить, давать взятки и тому подобное, то эти методы в конкурентной разведке не используются. Если это происходит, то это уже не конкурентная разведка, а промышленный шпионаж или что-то другое.

Не следует оставлять без внимания и этичность сбора информации. Конкурентная разведка должна черпать сведения из открытых источников, поэтому не должно возникать никаких конфликтов с общественным мнением по поводу сбора информации. Сегодня скорость распространения информации в интернете велика, особенно через социальные сети, а значит, и любая негативная информация, любой конфликт может стать темой для активного обсуждения на форумах, что в конечном итоге может привести к падению рейтинга компании или даже ее финансовому краху.

Сообщество практиков конкурентной разведки придумало для себя слоган: «Не нарушай закон – он может наказать. Не игнорируй общественное мнение – оно может уничтожить». В конкурентной разведке работают по принципу: «I’am not a Spy! I can much better!». Что означает: «Я не шпион! Я могу намного лучше!».

Современное развитие технических средств и технологий сделало конкурентную разведку технически и финансово доступной для любой, даже самой маленькой компании, поэтому использование конкурентной разведки сегодня ширится во всех отраслях и на всех уровнях экономики.

Для чего нужна конкурентная разведка? Конкурентная разведка, прежде всего, нужна для получения данных, которые нельзя, или затруднительно получить, без использования разведывательных технологий. Причем разведывательные технологии трактуются в самом широком смысле. Например, если происходит общение на форуме, и среди собеседников есть представители конкурирующих фирм, причем один из собеседников знает об этом, а второй нет, то более осведомленный форумчанин может, задавая наводящие вопросы, получить дополнительную информацию для своего бизнеса. В этом тоже есть элемент разведывательных технологий. В понятие конкурентной разведки входит целый комплекс мероприятий, включающий в себя как элементы с использованием сети интернет (online мероприятия), так и без использования Интернета (offline мероприятия). Рассмотрим только ту часть конкурентной разведки, которая связана с Интернетом и может помочь в работе интернет-маркетолога.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.