Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обычаи, поговорки, приметы



Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Коли на Юрья берёзовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку.

Берёза ума даёт (так говорили о розгах).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Стоит дерево, цветом зелено, а в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы – свет, четвёртое – дряхлым пеленанье.

Береза, как ответ свахе, согласие; сосна, ель, дуб, отказ.

Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

Береза ума дает, о розгах.

Сотворил Бог дурака, сотворил и березу, и чилигу, то же.

Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха, мокрого.

На Семик девки завивают березку, обычай и гаданье: идут в лес, завивают березку венком, кумятся, крестят кукушку, сестрятся, меняясь крестами, и ходят хороводом вкруг наряженной лентами березки, принося ее в деревню.

Услан березки считать, сослан в Сибирь, по большой дороге.

Накормить кого березовой кашей, постегать.

По мне, хоть бела береза расти! не забочусь.

Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.

С разнообразным применением березы в крестьянском быту связана загадка: "Стоит дерево утром зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье (веник), второе – людям колодец (березовый сок), третье – от тьмы свет (лучина), четвертое – дряхлым пеленанье (береста на разбитые горшки).»

Берёза и предки.

Одним из почитаемых деревьев Руси была и остается береза. Для нас, россиян, это – символ родины, ее охраняющего женского начала. Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и означало "светлый и белый". Существует несколько версий о происхождении родового названия Betula. Согласно первой, его связывают с латинским словом «betulus» — осчастливленный, блаженный, что характеризует состояние человека, который весной напился целебного сока. По другим данным, это название происходит от кельтского слова «betu» — береза. Еще одна версия соотносит название дерева с латинским словом «batula» (от глагола «batuere» — бить, сечь), поскольку березовыми розгами наказывали непослушных детей. Плиний Старший называл березу «гальским деревом». Славянское слово «береза» очень древнее и в праславянскую эпоху (до VIII в. н. э.) звучало как «берса». Лингвисты связывают его с глаголом «беречь», поскольку славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. В европейских языках большинство названий березы происходит от санскритского слова «bhe» — «светлая, белая».

В восточнославянской мифологии священное дерево Береза почиталось как женский символ во время весеннего праздника Семика в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, уподобляя себя мифологическому дереву.

Также берёза является символом плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей. У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору, Донару и Фригге. Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева. В шаманизме береза - Космическое Древо, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Кроме того, береза является эмблемой Эстонии.

Береза, как символ ритуальной чистоты известна в германской, балтийской, центрально-азиатской культурах. С березой был связан целый ряд весенних обрядов: "кумление", "крещение и похороны кукушки", "Кустарка", "ямгиня", "завивное березы". Сопровождала береза человека в поверьях целый год до Казанской-зимотворной. Если, по поверью, девушка посмотрит в заиндевелое зеркальце-лист березы, всякая неказистость с лица у нее спадет. Не исключено, что береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия (Берегиня – мать всех духов и всех богатств земли, поклонялись этой богине в образе берёзы). Вовлекаемые в языческий ритуал деревья, щедро украшались лентами и вышитыми полотенцами убрусами.

Впрочем некоторые считают, что берёза знается с нечистой силою и оттого может быть дурным, недобрым деревом. Так, говорят, будто она, посаженная близко к дому, вызывает женские болезни у его обитательниц.

Береза неразрывно связана с историей славянских народов. В глубокой древности у славян год начинался не зимой, а весной, и встречали его не елью, а березой. В период распускания березы, с первой зеленью, начинались сельскохозяйственные работы, и этот месяц называли на старославянском языке «березолол». Из древних летописей известно, что славяне в образе священного белого дерева — березы поклонялись своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. Во всех славянских, прибалтийских и германских народах береза — символ света, сияния, чистоты, женственности. Березу широко применяли в крестьянском быте. Найденные археологами первые памятки славянской письменности были выполнены на бересте — коре березы. В древности люди обязательно высаживали березу возле усадеб, поскольку верили, что при распространении холеры и других эпидемий «березовый дух» будет оберегать от заболеваний. Жители Карпат приписывали ей способность защищать от молнии.

До 15 века березозол – март был первым месяцем года. На Руси 11 апреля выходили в леса и "слушали березку" (плели венки из свежих веток, пили березовый сок).

В старину говорили: “Береза – дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она принимает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого– то уж быть тому
счастливым и удачливым во всем”. Березу сажали у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было “поговорить” с
деревом, попросить у него силы и мощи. Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь “окольцевать” деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы.

Береза – один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях этот символ весны, родины, девичьей красоты, она представляется, то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Нет числа поговоркам, пословицам, загадкам, заговорам, связанным с березой.

"На море Окияне, на острове Кургане стоит береза белая, вниз ветвями, вверх корнями…"

"В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться".

НАКАНУНЕ дня Ивана Купалы березовые ветки втыкают над дверьми хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевают березовые веники для надежной защиты от ведьм.

Ведьма может надоить молоко с березовых ветвей; она летает по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке.

Если бить захворавшего ребенка прутом, болезнь тут же его отпустит. Если под растущую берёзу вылить воду. оставшуюся после купания больного ребенка (или просто снести к ней дитя, особенно девочку), то болезнь перейдет к дереву; надо только не забыть сказать заговор, вроде этого, от грудной жабы: "Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтобы не щемило».Обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивают над больным ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступится от человека.

Именами матушки-земли называли праздник Троицы в народе. Троица всегда, везде - зеленый праздник. Во всех странах жизнь людей и деревьев соединялись тесными узами. Деревья наделяли душой, к ним относились как к существам высшего порядка. У многих народов существовало поверье, что деревья принимают души умерших родственников, наконец, погибшая девушка, превратившись в березу доживает свой век на этом образе. На основании этих преданий основаны обряды Троицкой недели. Что же русские связывают с этим праздником.

Во-первых, это конечно связь с предками. Неслучайно береза перевернутая корнями вверх была мировым деревом, державшая корнями небо, а кроной опоясывала землю. По языческим представлениям человек сотворен был из дерева по воле богов, а фигурки самих богов делались только из этого материала. Береза - связь между настоящим и прошлым, между живыми и мертвыми, связь с предками. Первый обряд троицкой недели, это вторник - задушные поминки: умершие вспоминают о своей жизни на земле, покидают могилы и бродят по кладбищу. Родня и во вторник несут на кладбище вещи и березовые ветки, обметают ими могилки "глазыньки родителям прочищать", ведут задушевную беседу с "предками", поминают их, оставляя два наполовину очищенные яйца и блины.

Во-вторых, береза почиталась как женский символ плодородия, щедрости, доброты и сострадания. По одной из легенд именно береза укрыла ветрами Богородицу и Христа от непогоды, а Св. Пятницу от преследования нечистого. Второй обряд, который проводится в четверг называется "Семик" (т.е. седьмой четверг от Пасхи) является женским праздником единения.

Кроме того, почитание берез имело отношение к любовной символике наших предков, где береза олицетворяла пробуждение плодоносной силы. Обряды и обычаи семика совершались в ХУП века, несмотря на запреты, о чем свидетельствует челобитная новгородского священника 1636 г.: "Въ седьмый четвертокъ собираются жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы пироги и каши и яичницы поклоняес березам огнуть походя песни приплетая пети, и длаками плескати, и всяко бесятся".

Семик является прообразом союза неба и земли, связывающий два мира языческий и христианский. Проводился он в рощах, лесах, на берегах рек, озер или прудов. Несколько девушек отправлялись в лес завивать березу. У одной березки завивали ветки в венок, сплетали ветки или макушки берез попарно, а потом кумились - целовались через венок и обменивались какими-нибудь подарками. После кумовства дружба между девушками становилась тесною - по типу посестрил, ссоры исключались.

Украшали березку ленточками, бумажными нитками, завязывали венками и раскладывали угощения: каравай, сдобник, яичницу и желтые яйца. Затем плели венки, гадали на них и разбрасывали по полю или в реки: сблизятся венки - к свадьбе, утонет - к смерти. Девушка на Семик первой севшая под тень березы завитой, первой и выйдет замуж, а наросты на березе образуются от женских проклятий, разлучниц.

В-третьих, зеленеющие березы служили признаком воскресения яровых сил природы, и вселяли в земледельца надежду на хороший урожай (распускание березы это знак посева многих культур).

Последний обряд, назывался - клечальной субботой от клеча, клечаин - деревья, клечанье - березки, ветки, цветы которыми украшают все. Поскольку это связано с плодородием, то особое внимание уделено русалкам (духам воды и полей). Говорят, будто русалки выходят в этот день из воды и поселяются до осени на деревьях, особенно в ветках кривых и плакучих берез. В них вселяют души умерших девушек, которые выходят по ночам и насмерть затанцовывают случайных прохожих. Мужчины запасаются на этот день травой от обольщения русалок, т.к. и модисток. Девушки задабривают русалок подарками, чтобы они не позарились на их суженых. С наступлением ночи, на всякий случай, бегали с помелом, прогоняя русалок. В одних местах это были разряженные девушки в белых рубахах, в других - чучело, за которое "драли" водя хороводы "наступательными" и "обворожительные". А потом разбрасывали по полю или топили в реке, во славу будущего урожая.

Итак, Троица, Пятидесятница -у нас, Лестница, русаула, русалия - у южных и западных славян, Pentecost, Whitsunday - у англичан, Kranzefest "Праздник венков" - у немцев, "субботний костер" - у поляков , и везде по миру это праздники души, соединяющейся в праздником природы, цветов, полей, земли. Это праздник прихода лета.

Энергетика дерева.

Берёза относится к зодиакальному знаку рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Её энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и также, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она даёт человеку поддержку его рода.

Особенно благоволит берёза, по народным поверьям, к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берёз ставили качели, девушки украшали берёзы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Беременные женщины перед родами просили у берёзы силы и помощи, чтобы роды были лёгкими и удачными, а ребёнок рос здоровым и счастливым.

Издавна считалось, что в мае берёза обладает наибольшей целительной силой, поэтому с 1 по 12 мая собирали её сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Весной берёзы в северных лесах России особенно полны тонкими энергиями.

Украшения, сделанные из берёзовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. На троицу веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот день женщины мылись в бане с настоем берёзовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.

Берёза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют петухи, разогнав своим голосом нечисть, берёза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы , проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у неё приходиться приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.

Для женщины общение с берёзой не представляет особой сложности, ибо внутренняя натура дерева сродни женской. Берёза нервна и очень чувствительна, больше реагирует не на наши мысли, а на эмоциональное состояние. Для того, чтобы пообщаться с берёзой с пользой для себя, достаточно благожелательно настроиться к ней и окружающему миру и сесть поудобнее рядом, прислонившись спиной к её стволу так, что ваш позвоночник был прямым. Через какое-то время вы почувствуете, как ваши мысли начинают расплываться, а зрение становиться чётче (люди сверхчувствительные начинают видеть, как вокруг струятся потоки энергий),- это берёза начинает «укутывать» вас своими невидимыми объятиями. Затем, когда ваш организм получил уже достаточное количество её прохладной освежающей силы, вас начинает клонить в сон – это знак, что общение с деревом пора прекратить.

Пытаться «приручить» берёзу к себе почти невозможно. Так что если берёза примет вас – то сделает это с первой встречи.

Энергия берёзы хорошо влияет на водный обмен нашего организма и оказывает положительное действие на лимфатическую систему. Её воздействие активизирует работу почек и выделительной системы, ускоряет рост и развитие новых молодых клеток.

Лечение древесиной сводиться к прикладыванию берёзового чурбачка к больному месту. Чурбачок должен быть округлой формы, с хорошо обработанными торцами. Желательно, чтобы он не имел продольных трещин, которые часто возникают при быстром высыхании свежесрезанного дерева. Оптимальная длина такого чурбачка – до 30 см, диаметр –6-8 см. Способен лечить чурбачок лишь год, после этого его надо заменить на новый - закопать, чтобы накопленная в нём негативная энергия болезней ушла в землю. Лечение древесиной продолжается по30-35 мин. за сеанс, один раз в день, лучше после обеда. Такими прикладываниями лечат болевые синдромы при воспалениях суставов, почечной и печеночной колике, хроническое воспаление мочевого пузыря.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.