Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕССИИ: НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ



На параллели между арт-терапевтической экспрессией де­тей из социально неблагополучных семей, в том числе тех из них, кто пострадал от насилия, и современным искусст­вом обращает внимание Ф. Элдридж (2000). Она указывает, что «современное искусство обращается к тем же самым темам, что и дети. Возможность открытого обсуждения этих тем в средствах массовой информации появилась лишь в последние десять лет. И дети, и современные художники используют в своем творчестве символический язык, защи­щающий зрителя от буквального восприятия их произведе­ний. Искусство позволило им соединить внутреннее и внеш­нее, разум и чувства, прекрасное и безобразное, что было бы вряд ли возможно без использования художественных средств» (с. 50).

По мнению этого автора, пережившие насилие дети и со­временные художники нередко обращаются к «запретным» темам, делают их более открытыми для всеобщего обсужде­ния: «Очевидно, что многие «запретные» темы — такие, как секс, насилие, голод, смерть, утраты и многие другие, очень сложно обсуждать, пользуясь лишь словами. «Цивилизован­ное» общество предпочитает ничего не слышать обо всем этом. Для того чтобы обсуждать эти темы, необходим иной язык, и искусство предоставляет его, позволяя трансформировать сложные переживания . Творчество современных художни­ков позволяет сориентировать внимание общества на ранее «запретных плодах» цивилизации . То, что многие годы дер­жалось в тайне, выходит на свет божий. Благодаря этому «исподняя» сторона нашей жизни становится более зримой и понятной» (там же, с. 52).

Благодаря предъявлению «запретных» тем и переживаний в творчестве участников арт-терапевтического процесса и со­временных художников, специалисты с области психическо­го здоровья и их клиенты, а также общество в целом могут лучше понять природу насилия и те факторы, которые под­держивают его в разных сферах жизни — в семье и сексуаль­ных отношениях, в отношениях между разными социальны­ми группами и сообществами, в межгосударственных отно­шениях, а также в отношениях человека с окружающей его средой обитания.

Арт-терапия основана на опыте искусства и исцеления че­рез искусство, и она так или иначе продолжает быть с ним связанной, обмениваясь с ним формами и идеями. Поэтому в целях осознания социальной и межличностной динамики насилия и пополнения арт-терапии новыми представления­ми было бы естественно обратиться к творчеству некоторых современных художников.

Творчество Мануэля Окампо так или иначе вращается вок­руг темы насилия, в том числе имеющего организованный характер. Его творчество изобилует политическими и коми­ческими темами, что связано с использованием им некото­рых гротесковых образов поп-культуры и политической про­паганды. Оно также богато ссылками на порнографические и религиозно-эсхатологические образы. Он зачастую исполь­зует культовые образы, характерные для его родины (Филип­пин), сочетая их, например, со свастикой ку-клукс-клановцев. В его творчестве соседствуют невинность и ужас, укра­шательство и социальная критика. Порой в нем «выворачива­ется наизнанку» высокомерно-помогающая позиция колони­заторов, «миссионеров от культуры» в отношении «развива­ющихся» стран и «малых народов». Как и некоторые другие современные художники, Мануэль Окампо порой использу­ет образы «детского дискурса», взятые из детских книжек, игр и мультфильмов, вставляя их в отнюдь не детский кон­текст (см. рис. 26).

Рис. 26. Мануэль Окампо «Моральный экзорсизм бессмыслен без ритуального переживания

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.