Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОТРАЖЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПЫТА НАСИЛИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ, ПРОВОДИМОЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА: ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ



Дети могут становиться в семье не только свидетелями, но и объектом насилия. В этом случае дом уже не ассоциируется у них с безопасностью, любовью и надежностью. В доме ре­бенка, где автор этой главы работает в качестве арт-терапевта, находятся дети, многие из которых перенесли травматичный опыт насилия. Хотя установить это не всегда возможно, име­ющиеся у них эмоциональные и поведенческие нарушения указывают на полученную психическую травму. Участие та­ких детей в арт-терапевтических занятиях позволяет получить свидетельства их эмоционального неблагополучия и в то же время дает детям возможность преодоления последствий пси­хической травмы.

В данной главе описывается пример арт-терапевтической работы с четырехлетней девочкой по имени Даша (имя изме­нено), находящейся в доме ребенка и имеющей негативный ранний опыт пребывания в семье. Имелись эмоциональные и поведенческие признаки перенесенного ею насилия. Специа­листы дома ребенка отмечали наличие у девочки таких проявлений посттравматического стрессового расстройства, как аутоагрессивные действия, расстройства питания, ночные кошмары, чрезмерный самоконтроль (на окружающих Даша производила впечатление «девочки-паиньки»), избегающее поведение, плохая концентрация внимания.

Участие девочки в индивидуальных арт-терапевтических за­нятиях позволило подтвердить перенесенное ею насилие во время нахождения девочки в семье. Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, в частности из-за того-, что его жертвы часто подвергаются шантажу во избежание раз­глашения обстоятельств преступления, арт-терапевтический подход является эффективным средством установления с ре­бенком диалога, мобилизации его защитно-приспособительных реакций и достижения лечебно-реабилитационных эффектов. С девочкой был проведен курс индивидуальных арт-терапев­тических занятий. Арт-терапевт использовала различные тех­ники и задания, позволяющие организовать поведение девочки и предоставляющие ей определенные символические средства для выражения и проработки травматичного опыта. Учитывая высокую вероятность хаотичного поведения, характерного для жертв насилия, арт-терапевт считала такой подход к работе оп­равданным. Она также предоставляла девочке различные мате­риалы и плотные физические объекты, такие, в частности, как гипсовые маски, куклы, природные объекты с устойчивыми границами, полагая, что это будет способствовать контейнированию и организации сложных переживаний. Арт-терапевт так­же сознательно использовала такие объекты, которые могут затрагивать опыт, связанный с детско-родительскими отноше­ниями и домом, а также помогать в выражении чувств и пред­ставлений, связанных с восприятием девочкой самой себя и других людей. Такие соображения также лежали в основе ис­пользования в ходе занятия повествовательного подхода, свя­занного с чтением сказки и созданием девочкой образов, отра­жающих ее восприятие повествовательного материала.

Несмотря на активное использование арт-терапевтом орга­низующих интервенций, во время арт-терапевтических заня­тий Даша тем не менее могла свободно выбирать любые изоб­разительные материалы и переходить от одних видов деятель­ности к другим.

Описание процесса арт-терапевтической работы с Дашей

Начало работы

Во время первых арт-терапевтических сессий девочка была скована, особой активности не проявляла. Возникало ощущение, что она живет в своем мире и не желает никого в него впускать. На сессиях либо молчала, либо говорила несколько незначительных фраз. Арт-терапевтическая работа с Дашей поначалу строилась в форме знакомства с разными изобрази­тельными материалами, что даже без создания какой-либо образной продукции могло обеспечить снятие психоэмоционального напряжения. Хотя Даша попробовала работать с раз­ными материалами, но особого интереса они у нее не вызвали. Даша впервые оживилась, когда арт-терапевт предложила ей порисовать на зеркале, которое имелось в арт-терапевтическом кабинете. Зеркало было в полный рост ребенка. Арт-терапевт предложила Даше воспользоваться для рисования на зеркале красками, кисточками и емкостью с водой чтобы на­рисовать на зеркале то, что ее пугает, либо то, как может выг­лядеть страх. - :

Во время рисования на зеркале ребенок видит свое отраже­ние через нарисованный им страх. Происходит соединение изображения с фигурой ребенка, что может провоцировать усиление у него ощущения собственной «нечистоты» и «заг­рязненности» страхом. С другой стороны, у него есть возмож­ность отстраниться от страха и сохранить над ним контроль, что обеспечивает безопасность в работе с фобией. Поскольку страх девочки связан с окном, при подготовке к занятию арт-терапевт прикрепила к стене нарисованное окно. В начале сес­сии девочка попросила поставить музыку. Слушала музыку Хачатуряна «Танец с саблями» очень внимательно, глубоко дышала. Затем нарисовала на зеркале зеленого человека и до­бавила красный цвет (рис. 15).

Рис. 15. Даша рисует на зеркале зеленого человека, ассоциирующегося с монст: ром и ночными страхами.

После этого стала смывать изображение большим количе­ством мыльной воды, приговаривая: «Мы чистим, чистим чис­то», попросила еще раз поставить музыку. Позже сказала: «Это монстр улетает в окно. Больше не вернется? Да?» В данном случае в процессе работы со страхом произошло метафоричес­кое «отмывание» девочкой своего тела и освобождение от стра­хов прошлого (рис. 16).

Рис. 16. Даша смывает с зеркала изображение зеленого человека.

Последующие три сессии были основаны на творческой деятельности, следующей после прочтения сказки, посвящен­ной теме расставания и воссоединения.

Вторая сессия

Начиная сессию, арт-терапевт спросила девочку, не хочет ли она послушать сказку, и, получив от нее положительный ответ, прочитала сказку девочке. Арт-терапевт сама сочинила эту сказку, полагая, что ее текст может стимулировать те пере­живания и фантазии, которые связаны с темой расставания и воссоединения. Поскольку сказка имела несколько частей, на данной сессии была зачитана только первая часть.

«В одном красивом уютном озере жили рыбки. Они были сча­стливы, потому что любили друг друга. Самой большой и сильной была Рыжая Рыбка, Синяя Рыбка была нежной и лас­ковой, а Маленький Полосатик любил озорничать и смеять­ся. И все было хорошо, но только рыбки решили перебрать­ся в другое озеро. Туда, где будет больше солнца и воды, туда, где рядом с берегом растут ароматные цветы и ба­бочки, перелетая с лепестка на лепесток, лакомятся нектаром. Рыбки собрали все свои вещи, начистили плавники и перебрались на голубое озеро, которое было их мечтой».

Девочка внимательно прослушала сказку. После этого арт-терапевт предложила ей создать рисунок, отражающий то, что она представила себе, слушая сказку. Арт-терапевт также по­казала Даше на имеющиеся в кабинете материалы и предметы, которые Даша, при желании могла бы использовать для созда­ния композиции: шаблоны рыбок, пластилин, листы бумаги, краски, кисточки, цветы (объемные, шаблоны, гербарий).

Даша черным цветом стала изображать дороги в левой ниж­ней части листа бумаги. Внешний вид девочки говорил о яв­ном удовольствии от работы. Она сразу заговорила о страш­ном волке с большими когтями, который гоняется за малень­кими поросятками. Затем рассказала о Дюймовочке и ласточ­ке, у которых нет дома, и поэтому они живут на песке.

Затем на черных дорожках в большом количестве она на­клеила рыбок, используя готовые формы, имевшиеся в каби­нете. На нижней дороге от обилия воды образовались пузырь­ки черной краски, появление которых девочка прокомменти­ровала: «Ой, глазки полопались!» Даша многократно пачкала воду, задавая при этом арт-терапевту вопрос, не страшно ли ей. В то же время Девочка несколько раз просила арт-терапевта менять грязную воду на чистую, явно испытывая потребность в активной поддержке с ее стороны.

Создавая свой рисунок, Даша в определенный момент рас­красила свои руки и показала их арт-терапевту со словами: «Шоколадные ручки». Было видно, что она при этом испыты­вает удовольствие. В конце сессии Даша добавила к своему ри­сунку изображение вертикальной зеленой дороги с пузырька­ми от воды, а также оранжевой дороги в верхней части рисун­ка, к которой она прикрепила рыбок. Перед тем как прикре­пить рыбок, Даша окунала шаблоны в темную воду,

Во время работы Даша выражала обеспокоенность за то, что ее работу может испортить младшая сестра (также находящая­ся в доме ребенка) или она сама. Девочка несколько успокои­лась, когда арт-терапевт заверила ее, что рисунок получился удач­ный, и что он будет сохранен в надежном месте у арт-терапевта.

Третья сессия

На следующей сессии работа на материале сказки была про­должена. Арт-терапевт предложила Даше, при желании, вос­пользоваться тем рисунком, который Даша создала на преды­дущем занятии, возможно, дополнить его новыми элемента­ми, используя краски, кисточки, а также бересту. Арт-тера­певт планировала в определенный момент занятия помочь Даше инсценировать сказку, используя созданный рисунок. Затем арт-терапевт зачитала вторую часть сказки.

«Вода была теплой, песок нежным и добрым. Рыбкам каза­лось, что они нашли лучший дом на свете. Но однажды по­дул сильный ветер, небо затянуло тучами, волны были так высоки, что, казалось, долетали до самых больших деревь­ев. Рыбки старались держаться вместе, сопротивляясь вол­нам. Через какое-то время ветер стих, вода снова стала го­лубой. Жители озера огляделись и увидели, что Рыжей Рыб­ки нет среди них. Синяя Рыбка и Маленький Полосатик зва­ли большую сильную рыбку, но та не откликнулась ни через день, ни через два. Синяя Рыбка и Маленький Полосатик учились жить без Рыжей Рыбки, и у них это получалось».

Прослушав сказку, Даша стала рисовать зеленую рыбку и желтую собаку. Спустя короткое время заговорила о монстре и начала изображать его, используя рыжий цвет. При этом она говорила, что он пугает ее, преследует ночью в спальне, хочет, чтобы она была его сестрой, что вызывает у Даши сильное внут­реннее сопротивление и беспокойство.

В процессе работы она сообщила, что на нее обиделись иг­рушки, которым она не давала спать. По высказываниям Даши создавалось впечатление, что она испытывает чувство вины:

— Почему цвет грязный?

— Так получилось.

— Это я его испачкала?

Кроме того, девочка была явно не уверена в себе, ничего не брала сама, всегда осторожно спрашивала разрешения, преж­де чем на что-то решиться. Во время сессии Даша также не­сколько раз красила ногти кисточкой и мыла их в банке с во­дой. Улыбалась на замечание арт-терапевта, о том, что она как большая тетя. Увидев на своих ногтях красную краску, с яв­ным восхищением и удовольствием произнесла: «Это как кровь!» после этого стала красить себе веки:

— Это тени.

— А кто красится тенями?

— Женщины

— А ты тоже женщина?

-Да!

Далее Даша стала лепить из пластилина грибочки. Сказку про рыбок пришлось модифицировать в сказку, главными ге­роями которой были грибочки. Сначала ветром унесло папу, затем маму, а потом и маленький грибочек. В конце сессии девочка изъявила желание лепить крокодила (персонифика­ция родителей), приготовив для работы три куска пластилина. Предложение арт-терапевта соединить три части крокодила в одно целое девочка приняла, но заявила, что не хочет делать это сама. Арт-терапевт стала помогать Даше вылепить кроко­дила, но, в то же время следила за тем, чтобы Даша брала ини­циативу в свои руки. Последние действия по созданию кроко­дила из пластилина девочка выполнила сама, а затем провери­ла крокодила на прочность, убедилась, что его отдельные час­ти соединены достаточно прочно. Делая это, она насторожен­но обращалась к арт-терапевту: «А теперь унесло папу .» Одна­ко услышав, что части соединены очень крепко и никакие вет­ра крокодила уже не разрушат, облегченно вздохнула и улыб­нулась. На этом сессия была завершена.

Четвертая сессия

На этой сессии арт-терапевт зачитала Даше третью, заклю­чительную часть сказки, предупредив ее, что, также, как и на предыдущих занятиях, прослушав сказку, Даша сможет вмес­те с арт-терапевтом создать композицию или даже проиграть историю, используя ящик с песком, фигурки лягушонка, ик­ринки, и трех рыбок, а также березу, камни, магнитофон и аудиокассету со звуками журчания воды.

«Жизнь на голубом озере вновь стала проявляться в радуж­ных цветах, снова со всех сторон были слышны песни и смех. Синяя Рыбка и Маленький Полосатик любили проводить время вместе. Особенно радостно было перелетать с листочка на листочек, передразнивая бабочек. Рядом с озером росла береза. Она всегда была рядом, поэтому в нужный момент помогала, давала советы или просто пела песни. И вот в один из солнечных дней, когда рыбки забавлялись любимой игрой, подул ветер и унес один из листочков далеко от голубого озера. На этом листочке был Маленький Полосатик. Когда ветер стих и рыбка посмотрела вокруг, то увидела, что рядом с ним другое озеро, вместо бабо­чек здесь много лягушек и на берегу уже не растут ароматные цветы. Знакомой была только большая береза.

— Привет! Ты как здесь оказался?— спросил зеленый Лягушо­нок, подойдя к Полосатику.

— Прилетел, —ответила рыбка.

— Ты летучая рыбка! Здорово!

А кто это рядом с тобой?— спросил Полосатик, указывая на рыжий комочек рядом с лягушонком. ;

Это Икринка — мой друг! Хочешь, он будет и твоим дру­гом?

— Очень хочу! Я буду о нем заботиться, ведь икринка такая маленькая .

— Слушай, а куда ты полетишь теперь?— поинтересовался Лягушонок.

— Я бы хотел найти Синюю Рыбку. Только полететь я смогу, когда подует ветер, но разве его дождешься?!

Тут в разговор вмешалась береза.

— Зачем ждать ветер? Вы можете соединить два озера и пе­реплыть из одного в другое.

— Как я могу, ведь у меня нет лапок,— пожаловалась рыбка, прижимая к себе икринку.

— Зато они есть у меня,— отозвался Лягушонок,— я буду де­лать канавку, а ты поплывешь по ней.

— А как же наш друг Икринка?

Мы возьмем его с собой. Мы же должны заботиться о нем. А потом, когда озера соединятся, будем ходить друг к другу в гости, не дожидаясь ветра.

— Хорошо! — согласился Полосатик, и друзья принялись за работу. Береза помогала им советом, показывая дорогу. Во вре­мя дождя или жаркого солнца прятала в зелени своих листьев. И очень скоро Икринка, Лягушонок и Маленький Полосатик по­чувствовали ароматный запах прибрежных цветов .»

Прослушав сказку, Даша стала с удовольствием возиться руками в песке. Затем отвлеклась от работы и стала примерять цветочки из гербария к своей голове, смотрелась в зеркало, улы­балась. После этого стала поливать песок большим количеством воды, пыталась разорвать резиновую рыбку пополам, говори­ла, что хочет вырвать рыбке глазки. Озеро из сказки Даша уст­роила в раковине. На предложение закрасить воду откликну­лась тем, что выбрала черный цвет. Заселила в озеро рыбку, лягушонка и икринку. Спустила эту воду. Затем поочередно окрашивала воду в розовый, коричневый, снова в розовый, белый и бледно-зеленый цвета. С удовольствием неоднократ­но спускала получившуюся воду и набирала новую. В очеред­ной раз закрасив воду в черный цвет, Даша сказала, что это ночь, и ей страшно жить в ней, но, не скрывая удовольствия, настойчиво, все сильнее затемняла воду. После этого девочка стала красить губы черной краской, брала кисточку в рот, де­лала ею толкательные движения.

Затем Даша сказала, что она — грустный клоун. Данные действия повторяла несколько раз, заостряя внимание на том, что это уже не клоун, а женщина. После этого с особой увле­ченностью закрасила синей краской губы арт-терапевту, очень радовалась этому, смотрела в зеркало на свое отражение и от­ражение арт-терапевта. Спустя некоторое время Даша сама стала мыть арт-терапевту лицо.

Пятая сессия

В процессе арт-терапевтического сопровождения детей-си­рот арт-терапевт неоднократно использовала технику работы с представлением о семье. В качестве исходного материала де­тям даются шаблоны фигур (женской, мужской, детской), а затем им предлагается раскрасить эти шаблоны и, при жела­нии, прокомментировать свою работу. На очередном занятии Даше также была предоставлена возможность поработать с использованием этой техники.

Во время комментирования своей работы девочка говори­ла, что папа бьет маму, после чего «идет красный снег, а девоч­ка спит в кроватке и ничего не видит».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.