Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы арт-терапевтической помощи взрослым-жертвам насилия



Используемые на сегодняшний день формы и методы арт-терапевтической помощи взрослым — жертвам насилия вклю­чают разные варианты индивидуальной и групповой работы, различающиеся как с точки зрения организации процесса, так и теоретической модели или «идеологии», которые лежат в их основе.

Наряду с традиционными, психодинамическими моделями работы, связанными с представлениями классического психо­анализа, теории объектных отношений и юнгианством (пост-юнгианством), в последние годы арт-терапевтами все более ак­тивно используются феминистский, мультикультуральный, нарративный и иные подходы.

Примером использования психодинамического подхода в арт-терапевтической работе с женщиной-жертвой сексуаль­ного насилия, может являться статья американского арт-терапевта Гуд (Good, 2007). Она описывает процесс арт-терапии с пациенткой с хронической формой посттравматического стрессового расстройства, у которой также диагностируется крупное депрессивное расстройство и диссоциативное лично­стное расстройство. Пациентка в детстве и подростковом воз­расте систематически подвергалась физическому, морально­му и сексуальному насилию со стороны матери, которая даже заставляла девочку заниматься проституцией.

Данный автор считает арт-терапию наиболее эффективной формой помощи пациентам с диссоциативным личностным расстройством, поскольку характерный для них защитный механизм диссоциации связан с повышенной активностью во­ображения: «Перенесшие насилие дети нередко используют защитный механизм диссоциации с целью защиты от травма­тичного опыта. Они уходят в мир воображения . Этот иллю­зорный мир их фантазии может сохраняться и во взрослой жизни» (Good, 2007). В то же время, когда внешняя ситуация уже не несет угрозы, защитный механизм диссоциации осла­бевает, что позволяет использовать методы, основанные на во­ображении, с целью соединения реальной картины мира с вир­туальной.

В своей работе с пациенткой Гуд использовала комплекс различных техник, включая направленное воображение, ра­боту с метафорами, релаксацию, а также работу с разными изобразительными материалами. Важное место отводилось технике фотоколлажа. Свой подход в целом она характеризу­ет как в основном базирующийся на пост-юнгианских пред­ставлениях, дополненных представлениями когнитивной психотерапии.

Работа с воображением и использование имажинативных техник арт-терапии описывается также таким австралийским автором, как Б. Стоун (Стоун, 2006). Ее статья представляет собой описание работы арт-терапевтической группы с исполь­зованием диалогов с визуальными образами. Группа состояла из испаноговорящих женщин, выходцев из Южной Америки, перенесших психологическое и физическое насилие и являю­щихся политическими беженцами. Эти женщины участвова­ли в специальной реабилитационной программе, важным эле­ментом которой выступала арт-терапия. Особое внимание арт-терапевт обращала на работу с телесным образом «я» женщин, поскольку их восприятие собственного тела и сенсорная сфера серьезно пострадали в результате насилия. Благодаря исполь­зованию визуализации собственного тела и передаче его обра­за в рисунке с последующим «общением» с телом были достиг­нуты положительные эффекты арт-терапии. Так, посредством Диалога с телесным образом «я» клиентам с ПТСР удалось обрести внутреннюю силу. Хотя основным языком арт-терапевта был английский, а участниц группы — испанский, общение средством визуальных образов позволило преодолеть языковой барьер. Долгосрочные эффекты программы проявились в том, что через шесть месяцев после завершения занятий уча­стницы группы отмечали сохраняющиеся положительные эффекты, выражающиеся в устойчивом положительном телес­ном образе «я».

Другой автор, Хеуш (2006), также описывает работу с жерт­вами организованного насилия, беженцами с Ближнего Вос­тока. Многие участники группы — как женщины, так и муж­чины — оказавшись в заложниках, перенесли сексуальное на­силие и пытки. Этим автором был использован тематический подход к групповой арт-терапии. Хотя он является широко рас­пространенным при работе с разными категориями пациен­тов, его использование в работе с жертвами насилия таит в себе как преимущества, так и риски. Одним из них, по признанию самой Хеуш, является риск преждевременной провокации травматичного опыта участников группы, когда они еще не готовы к его проработке. Следствием этого может быть то, что пациенты неоднократно пытались избавиться от созданной ими согласно инструкции арт-терапевта изобразительной про­дукции. Данная статья также примечательна тем, что в ней подробно описываются реакции контрпереноса арт-терапев­та, вызванные сложным психологическим материалом участ­ников группы. Проявление таких реакций потребовало от нее дополнительной работы над собой, в том числе с использова­нием изобразительных средств, направленной на преодоление отрицательных переживаний и осознание причин их появле­ния. Подход этого автора также тесно связан с психодинами­ческим пониманием процесса арт-терапии.

Использованию феминистского подхода к работе с жертва­ми насилия посвящены, в частности, публикации таких авто­ров, как МакГи (McGee, 2007), Фабр-Левин (2002). Арт-терапевт из Шотландии МакГи следующим образом описывает свой вы­бор феминистского подхода: «Когда я в 1987 году закончила курс арт-терапевтической подготовки на базе Хартфордширского университета, основанный на психодинамическом под­ходе, и начала работать, я обратила внимание на глубокий конфликт, в котором психоанализ находится с психологичес­кой реальностью клиентов . Исходя из того, что сообщают жертвы насилия, нам необходимо радикально пересмотреть всю систему психоаналитического мышления».

В своей работе она обращает особое внимание на социальные условия жизни своих клиентов (в основном, женщин) — мас­совое домашнее насилие, религиозные предрассудки, распрост­ранение алкоголизма и других форм зависимости, безработи­цу, отсутствие жизненных альтернатив. Данный автор прово­дит арт-терапевтическую работу на базе центра семейной пси­хотерапии, в деятельности которого реализуется принципиаль­но новая концепция помощи, основанная на раскрытии ресур­сов местных сообществ. Арт-терапия является органичной час­тью такой системы, которая направлена на поддержку местных сообществ путем решения трех основных задач:

• помощь семьям, группам и организациям в раскрытии их потенциала, в том числе потенциала взаимной психо­логической и социальной поддержки,

• создание равных возможностей для представителей раз­ных социальных групп, в том числе не имевших ранее доступа к некоторым услугам,

• расширение спектра услуг для населения.

Нельзя не отметить такого важного элемента «идеологии» центра семейной психотерапии, как признания важности уча­стия представителей местных сообществ в демократическом процессе, различных групп активистов, а также установления взаимодействия с парламентскими группами, что позволяет ре­шать вопросы, связанные с насилием в разных сферах жизни на основе координации усилий многих людей.

Большой интерес представляет описание процесса индиви­дуальной арт-терапии, проводимой МакГи с клиенткой 45 лет с депрессивным расстройством, которая в детстве пережила сексуальное насилие со стороны отца. МакГи подчеркивает важность недирективного подхода в работе с жертвами наси­лия: «При работе с жертвами насилия очень важно сохранить недирективность для того, чтобы свести к минимуму угрозу для клиента». Занимая во время работы с клиенткой позицию свидетеля, арт-терапевт ориентировалась на диалог с нею и даже уступала ей инициативу. В течение первых нескольких недель клиентка не создала ни одного рисунка. Значительная часть занятий проходила в молчании. И клиентка, и арт-терапевт переживали порой сложные чувства, и арт-терапевт не­редко ими делилась, позволив клиентке тем самым почувство­вать себя в более безопасном положении. Постепенно она ста­ла рисовать и достигла заметных положительных результатов. Как отмечает МакГи (2007): «Арт-терапия играет важную роль в обретении клиентами внутренней силы, осознании ими сво­их интересов и своего «я», которые они длительное время иг­норировали. Она помогает им выразить и проработать болез­ненный опыт, о котором они часто стараются умолчать . Вы­ражая свой опыт и говоря о нем, они также помогают специа­листам лучше понять природу насилия . Рост общественного сознания невозможен без создания таких организаций, кото­рые могли бы использовать переживание насилия как основу для изменения социальной политики».

Инновационная форма арт-терапевтической работы с груп­пами психологической поддержки семей в связи с фактами сек­суального насилия, основанная на социально ориентирован­ном подходе, также описывается в статье Коэн-Либман (2007). Внимание к социальному контексту и социальным факто­рам насилия характерно и для такой представительницы фе­министского подхода в арт-терапии, как Фабр-Левин (2002). Она отмечает, что « .без использования представлений тео­рии культуры с целью изучения природы угнетения западные модели психотерапии будут лишь способствовать сохранению тех форм практики, которые являются проводниками устарев­ших и ложных представлений о человеке. В контексте теории культуры выражение «личность — это политика» обозначает взаимоотношения между личностью и ее субъективным опы­том с одной стороны и правоустанавливающими, политичес­кими структурами с другой стороны. Основная задача феми­нистской арт-терапии заключается поэтому в осознании жен­щиной своей личной силы и восстановлении здорового чув­ства «я»». Важную роль, по мнению Фабр-Левин, при этом может сыграть арт-терапия. Это автор также подчеркивает, что в процессе арт-терапии клиент не только может осознать себя, но и получить ценный опыт физического воплощения образа, основанный на телесной экспрессии, что отсутствует в «раз­говорной» психотерапии: «Вербальная экспрессия, может быть, и позволяет нам осознать многое, но не дает возможно­сти пережить катарсис на телесном уровне, что позволило бы нам быть более активными в отношениях с окружающим ми­ром». Более того, вербальная психотерапия, по мнению этого автора, может способствовать угнетению женщин, поскольку «язык является инструментом структурирования и упорядо­чивания мира, средством манипулирования реальностью». Данный автор так же, как МакГи (2007), подчеркивает ценность позиции психотерапевта в качестве свидетеля и его отказа от направляющих воздействий.

Как отмечает в своем предисловии к книге «Феминистские подходы к арт-терапии» Лаптон (Lupton. Feminist Approachers to Art Therapy. 1997): «Практика терапии искусством может осу­ществляться на двух разных уровнях. Один из них личност­ный. Он связан с использованием изобразительного искусст­ва, литературного творчества или драматического исполне­ния .", с целью визуального или вербального выражения чувств теми, кто переживает психологический или физический дистресс или социальное неблагополучие . Арт-терапия, осуще­ствляемая на этом уровне, не пытается затрагивать социальные и культурные условия жизни человека. На деле такие практи­ки индивидуализируют имеющиеся у человека проблемы, по­скольку обращают внимание лишь на особенности биографии и личности клиента. Другой подход к использованию арт-те­рапии имеет явный политический оттенок. Изобразительное творчество при этом используется для отражения и критичес­кого анализа социальных и культурных условий жизни лю­дей, в которых они переживают боль, неблагополучие, стигма­тизацию или неравенство. Этот тип изобразительного творче­ства ориентирован на публичное представление его продуктов и стремится выступать катализатором социальных изменений. Искусство активизма стремится бросить вызов доминирую­щим формам медицинского и психиатрического обслужива­ния и привлечь внимание общества к тому факту, что опреде­ленные социальные группы, такие как женщины, представи­тели бедных слоев населения, инвалиды, геи и лесбиянки, старики, безработные и иммигранты в условиях доминирующей культуры являются жертвами систематической стигматиза­ции и насилия» (р. 1).

На сегодняшний день в литературе также отражен опыт при­менения арт-терапии с лицами, перенесшими психическую травму и, в частности, с участниками боевых действий с це­лью работы как со специфическими для ПТСР симптомами, так и с коморбидными состояниями и функциональными проблемами (Фоа, Кин, Фридиан, 2005).

Такой опыт может представлять большую ценность и при работе с лицами, пострадавшими от насилия, с учетом общно­сти клинической картины расстройств, развивающихся вслед за полученной психической травмой в условиях военных действий и при совершении насилия. И в том, и в другом слу­чае могут действовать аналогичные психологические механиз­мы, приводящие к развитию ПТСР и иных нарушений психо­социального функционирования личности. Публикации, по­священные арт-терапевтической помощи участникам боевых действий, также позволяют лучше понять механизмы и фак­торы терапевтической эффективности арт-терапии с жертва­ми насилия.

 

Глава 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.