В научной литературе «избирательная система» понимается в двух смыслах:
· широком – система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти
· узком – представляет больший интерес – ИС – способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов будет избран на должность.
В зависимости от того, какая система используется, результаты выборов могут быть совершенно различны. Существует 2 вида ИС:
1. Мажоритарная – согласно этой системе, избранными считаются лица, получившие большинство голосов. Существуют различные ее модификации:
· Система относительного большинства – предполагает избрание того кандидата, который наберет голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности. При этой системе не устанавливается ни обязательный минимум участия граждан, ни обязательность голосования. Минус этой системы заключается в том, что может пропасть большинство голосов избирателей.
· Система абсолютного большинства – достаточно часто используется для избрания президентов (в том числе и в России). Для победы кандидату необходимо набрать 50%+1 голос. При данной системе обычно устанавливается нижний порог участия в выборах. Если он не достигается, то выборы признаются несостоявшимися или недействительными. Проблемой этой системы является то, что чем больше кандидатов, тем сложнее кому-либо из них набрать 50%+1 голос. Для этого есть «второй тур». В него выходят 2 кандидата, набравшие максимальное количество голосов, и среди них выбирается победитель. Плюсом этой системы является то, что победитель действительно поддерживается большинством страны.
· Система квалифицированного большинства– для победы необходимо набрать строго установленное число голосов, как правило, более 50%.
2. Пропорциональная – предполагает соперничество между списками политических партий. В России по данной системе избирается Госдума. Суть ее заключается в том, что количество мест в парламенте распределяется согласно процентному соотношению, полученному на выборах. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных округах. Чем больше округ, тем большая степень пропорциональности соблюдается. Минусы пропорциональной системы: во-первых, существует то обстоятельство, что в данной системе конкурируют не конкретные личности, а политические партии, и поэтому, избиратель ориентируется не на конкретных персон, а на громкость имени политической партии. Следовательно, наряду с общеизвестными политическими лидерами, партия может провести в парламент нежелательных персон; во–вторых, неограниченное использование данной системы может привести к появлению в парламенте множества мелких партий, которые не способны к сотрудничеству и могут блокировать важные решения для страны. Чтобы преодолеть последний минус в России введен, так называемый, заградительный барьер 7%.
2) Развитие институтов Избирательного Права и законодательства о выборах.
Практика применения законодательства 2007-2008 годов выявила некоторые минусы в избирательных нормах, принципах. В связи с этим, с 2008-2012 год были приняты меры по разработке новых положений и унификации избирательных норм. Была проведена работа по совершенствованию избирательного законодательства, которая выразилась в следующих нововведениях:
1. Увеличен срок полномочий депутатов Госдумы с 4 до 5 лет, а президент Российской Федерации с 4 до 6 лет.
2. Разрешен допуск политических партий в Госдуму, которые набрали от 5-7% голосов на выборах (5-6%: 1 место, 6-7%: 2 места).
3. В Федеральную часть списка кандидатов может быть включено не более 10 человек, а число ее региональных групп должно быть не менее 70.
4. На выборах депутатов Госдумы может баллотироваться партия без сбора подписей в свою поддержку лишь в том случае, если она представлена не менее чем в трети парламентов РФ.
5. Остальные партии собирают 150 000 подписей в свою поддержку.
6. Численность партии для регистрации сейчас: 500 человек.
7. Увеличена сумма предельных расходов кандидатов при выборах политических партий.
8. Установлены единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей.
9. Уточнены правила голосования вне избирательных участков.
10. Усовершенствовано правовое регулирование отношений, касающихся распределения эфирного времени и печатных площадей между кандидатами во время предвыборной агитации.
3) Международные избирательные стандарты следует рассматривать как закрепляемый международным правом нормативный институт правового регулирования общественных отношений (в сфере избирательного права):
· Всеобщая декларация прав человека 1948 года (пункт 3, ст. 23).
· Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года (ст. 25).
· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
· Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.