Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние дельфинотерапии на проявление различных заболеваний



В одном из первых исследований, предпринятом Д.Натансоном в 1978 году,� рассматривалась способность двух пациентов с синдромом Дауна обработать и сохранить устную информацию с использованием дельфинов в качестве мотивации и положительного подкрепления к выполнению задания и� закреплению необходимого поведения [23]. Задачи были выбраны в соответствии с текущими познавательными способностями каждого объекта. Когда давался правильный ответ,� ребенку разрешали кормить дельфина. Неправильные ответы ребенка исключали возможность общения с дельфином. Обучение произошло в четыре раза быстрее, чем в обычных условиях (23). Хотя интерпретация этих результатов была ограниченной из-за малого числа объектов, этот эксперимент дал толчок другим проектам по развитию лингвистических навыков у умственно отсталых детей.

В течение шести месяцев проводилась работа с шестью мальчиками по развитию речи и памяти в сочетании с сеансами дельфинотерапии [24]. Три ребенка имели синдром Дауна, один - гидроцефалию и серьезные задержки общего развития, один - поражение мозга после перенесенного в трехнедельном возрасте менингита,�еще один был глубоким инвалидом из-за�генетической аномалии и имел проблемы с�моторными навыками и способностью�говорить. Возраст детей колебался от� 20 месяцев до 10 лет. Каждая сессия состояла из тридцати минут обучения при взаимодействии с дельфином и тридцати минут обучения в условиях классной комнаты. Речь во время сеансов дельфинотерапии фиксировалась чаще, чем в классной комнате. Особенно эффективно дельфинотерапия повлияла на развитие речи пациентов с синдромом Дауна. У всех 6 детей точность речи значительно улучшилась.

Отмечено, что дельфинотерапия способствует установлению положительного контакта между родителями и детьми. Это имеет большое значение для семей, где воспитываются дети-инвалиды, т.к. постоянное эмоциональное напряжение родителей может отрицательно сказываться на эмоциональном, психическом и физическом развитии детей. Требовалось минимум З сеанса� для установления духа товарищества, более интенсивной устной коммуникации, обмена, повышения уровня телесного контакта и улучшения отношений в семье [19].

Три ребенка с аутизмом и четыре ребенка с эмоциональной неустойчивостью были обследованы до и после их взаимодействия с дельфинами в Панаме [33]. Были отмечены улучшение познавательных способностей и рост времени концентрации на выполнении задания у детей с аутизмом, синдромом дефицита внимания и синдромом хронической усталости. Дельфинотерапия успешно применяется также для реабилитации детей с посттравматическим стрессовым синдромом,� депрессиями,� эмоциональными расстройствами.�

В большинстве исследований речь идет об относительно краткосрочных курсах дельфинотерапии. Долгосрочной терапией занимаются в Dolphin Rееf (Еilat, Израиль). Там действует программа индивидуальных сеансов дельфинотерапии длиной в 1 год для пациентов с синдромом Дауна, депрессией, аутизмом, посттравматическим стрессовым синдромом и дизлексией [32]. Половина курса включает условную работу над платформой с тренером, вторая половина - в воде, взаимодействуя с дельфином.�

В Японии, провели научное исследование влияния дельфинотерапии на человека. Были проанализированы психологические состояния 90 здоровым людей до и после взаимодействия с дельфином методом семантической оценки художественных работ. Этот метод является показательным в оценке эмоционального напряжения и стрессового состояния. Участники сеансов дельфинотерапии показали снижения уровня напряжения,� в отличие от контрольной группы, которая только наблюдала за дельфинами со стороны. Исследователи утверждают, что снижение беспокойства и напряжения произошло благодаря взаимодействию с дельфинами [14].�

Исследования влияния дельфинотерапии при различных заболеваниях и нарушениях проводились на базе севастопольского военного океанариума Лукиной Л.Н.�[2]. В терапии участвовало около 1500 испытуемых разных возрастов, в состав которых входили практически здоровые� люди и пациенты с разными диагнозами. Испытуемые были разделены на следующие подгруппы:практически здоровые люди, дети из зон экологического неблагополучия, пациенты с синдромом хронической усталости, дети, страдающие невротическими расстройствами; дети с синдромом раннего детского аутизма и дети, больные ДЦП.��

В подгруппе практически здоровых людей было зафиксировано уравновешивание вегетативного баланса за счет уменьшения вклада невральных составляющих регуляции и увеличения гуморальных, т.е. дельфинотерапия улучшала самочувствие испытуемых за счет сбалансирования основных систем регуляции жизнеобеспечения организма.�В подгруппе детей из зон экологического неблагополучия основными жалобами до начала�курса были головные боли, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость.�В результате процедур дельфинотерапии интенсивность головной боли значительно снижалась: на 60% у детей 5-6 лет, на 55% у детей 7-8 лет и на 76% у детей 9-10 лет. В целом можно сказать, что позитивное влияние процедур дельфинотерапии на детей проявлялось в улучшении показателей гомеостаза, повышении адаптационных резервов организма.

Подгруппу детей с невротическими расстройствами составляли 178 детей, страдающих энурезом, 87 детей с диагнозом логоневроз, 100 детей с депрессивными расстройствами, а также дети с фобическими расстройствами и неврастенией. В результате сеансов дельфинотерапии наблюдалось сокращение непроизвольных мочеиспусканий. Особенно значительным это снижение было среди детей 5-6 лет, у которых улучшения наблюдались в 90% случаев. Дополнительным показателем эффективности процедур дельфинотерапии для детей, страдающих энурезом, является изменение их психологического статуса � снижение показателей тревожности и агрессивности.�

Для пациентов с логоневрозами позитивных изменений удалось достигнуть в 75,9%.� Было также зафиксировано снижение напряжения регуляторных систем организма, которое способствовало снижению психомоторных препятствий при произнесении слов. Наиболее высоких эффектов удалось достигнуть при работе с невротическими расстройствами с преобладанием психологического компонента. Здесь значительное улучшение наблюдается в 80% случаев. Было также зафиксировано, что наибольших результатов удалось достигнуть в возрастной группе 5-6 лет. С увеличением возраста ребенка эффективность процедур снижается.�

В процедурах дельфинотерапии принимали участие дети, страдающих тяжелыми психоневрологическими расстройствами: 173 ребенка с диагнозом ранний детский аутизм и 135 детей с диагнозом ДЦП. У детей всех возрастных подгрупп наблюдалось значительное изменение клинической картины заболевания. У детей с ранним детским аутизмом в 80% случаев наблюдалась положительная динамика одного ряда симптомов� (стабилизация ночного сна, уменьшение и исчезновение энуреза, снижение агрессии) и в 60-80%� - других симптомов (появление глазного контакта, уменьшения ритуального поведения, аутостимуляции). Появилась возможность более эффективно обучать детей и формировать у них навыки социального взаимодействия. Дельфинотерапия с детьми, страдающими ДЦП, положительно влияет на психоэмоциональную сферу и двигательную активность, но значительных сдвигов в основных проявлениях заболевания не наблюдалось.
Можно подытожить, что, в соответствии с исследованиями Л.Н. Лукиной и соавторов, дельфинотерапия позитивно влияет на психологическое и физиологическое состояние пациентов, значимо улучшает клиническую картину заболевания и может быть использована в оздоровлении и реабилитации как детей, так и взрослых. Дельфинотерапия показана в следующих случаях:
- развитие когнитивных способностей у детей с психоневрологическими отклонениями;
- развитие речи у детей;
- снятие хронических болей;
- нормализация вегето-сосдистых реакций;
- улучшение моторики;
- реабилитация детей с� повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
- реабилитация людей, подвергшихся насилию или перенесших другие психотравмы (ПТСР);
- лечение психосоматических расстройств и др.

Несмотря на большое количество работ в области дельфинотерапии, необходимы дальнейшие, более детальные и методологически обоснованные экспериментальные исследования в этой области. Нераскрытыми остаются вопросы сравнения эффективности различных видов анималотерапии, необходимы более крупномасштабные исследования по сравнению с тем, что проводилось ранее в дельфинотерапии и других видах терапевтических воздействий.
Следующим шагом в планировании терапевтических и реабилитационных мероприятий с участием дельфинов является разработка целостной программы реабилитаций детей с различными нарушениями общего развития психики, которая бы включала в себя, помимо сеансов дельфинотерапии,� занятия по развитию речи и мышления, физиотерапевтические процедуры и другие виды терапии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.