Положительные эмоции от общения с дельфином позволяют значительно стимулировать психическое, речевое и физическое развитие детей.
В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.
Показания для дельфинотерапии
Метод показал свою эффективность и действенность при следующих расстройствах у детей:
Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, Одесский дельфинарий �Нерум�
В настоящее время в реабилитационной палитре больных разного возраста, страдающих психоневрологическими заболеваниями, перспективным является направление, возникшее не одну тысячу лет назад, но научно-медицинское осознание важности которого приходит лишь сегодня. Речь идет об анималотерапии, т.е. терапии, использующей животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи (4, 11). Самым распространенным можно считать иппотерапию - использование лошадей для коррекции поведения и настроения детей с последствиями детского церебрального паралича и детей с расстройствами психики и поведения.�
Однако родоначальником современной анималотерапии считается канадский детский психиатр Болис Левинсон (18). В своей терапевтической работе он использовал собаку, которая помогала ему налаживать контакт с пациентами, ускоряя тем самым терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправдано в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом, шизофренией. А. Катчер и Ф. Уилкинс(31) обнаружили,что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии становились более спокойны, менее возбудимы и агрессивны, лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и приобретали� способность управлять своим поведением (4). В целом терапия с участием животных способствует развитию коммуникативной сферы ребенка (10)
Общение человека с дельфинами уходит в глубь времен. Издавна шла волна� преданий и письменных свидетельств о дружелюбии дельфинов по отношению к людям, а также о случаях помощи дельфинов людям, попавшим в море в беду. О том, что общение с дельфинами может оказывать лечебное воздействие, было впервые сообщено Лилли.� Именно тогда была высказана мысль, что коммуникационная связь дельфин � человек� может помочь людям более эффективно строить общение между собой, в том числе и в терапевтических целях. Эти идеи получили развитие и научное обоснование в 1970-х годах в трудах Д. Натансона с соавторами (22, 23, 24, 25, 26).
В нашей стране приоритет в области использования терапевтических возможностей дельфинов принадлежит Людмиле Николаевне Лукиной, которая в течение нескольких десятилетий проводит научные исследования в Государственном океанариуме в Севастополе. Недавно она обобщила ранее опубликованные статьи в монографии (2), которая, к сожалению, мало известна психиатрам и психологам. Сегодня метод дельфинотерапии� является признанным во всем мире неспецифическим методом усиления защитных сил организма у лиц разного возраста, страдающих различного рода расстройствами, а также у лиц в состоянии предболезни, т.е. практически здоровых. Восполнение дефицита информации о дельфинотерапии является задачей настоящего обзора. Способности и мозг дельфинов.
Эффективность дельфинотерапии во многом обусловлена уникальными особенностями дельфинов. Они занимают третье место в рейтинге самых умных животных планеты. У дельфинов чрезвычайно развиты когнитивные способности и любознательность, что дает возможность их легко обучать. Эти животные обладают высокой степенью социолизации, которая проявляется в их общительности и дружелюбии как внутри собственной стаи, так и к представителям других видов, в частности, к человеку. В своем общении дельфины используют различные виды вокализации, издавая многочисленные звуки, которые в описательном плане могут быть охарактеризованы как рев, вой, стон, мычание, визг, треск, трель, пощелкивание, удар, грохот, хлопок и т.д. Звуки, издаваемые дельфинами, охватывают необычайно широкий спектр частотных характеристик � от нескольких герц до почти трехсот килогерц, т.е. инфразвуковые, звуковые и ультразвуковые составляющие. Эти сигналы можно разделить на импульсные и непрерывные (3). Импульсные сигналы (щелчки) состоят из отдельных широкополосных посылок (с максимумом интенсивности от 20 до 50 кГц) с очень крутым передним фронтом, длительностью порядка 0,1 мс. Частота посылок таких импульсов может меняться от единиц до сотен в секунду, и на слух они сливаются� в щебет, скрип, лай. Длительность каждого сигнала может меняться от щелчка к щелчку и соответственно уменьшается при возрастании количества импульсов, издаваемых в одну секунду, она уменьшается также в бассейне по сравнению с морем. Сигнал типа щелчка по своей спектральной характеристике может приравниваться к белому шуму, поскольку в нем присутствуют частоты широкого спектрального диапазона. Полоса частот в щелчке варьирует у животного в зависимости от обстоятельств. Для распознавания�� дельфины обычно используют более высокие частоты, а для ориентации � более низкие и продолжительные (несколько миллисекунд). Эти сигналы могут возбуждать сильное эхо.� У афалины щелчки двойные, каждый длительностью 3,4 � 0,7 мс и с интервалами около 1 мс. Импульсные сигналы обычно сопутствуют эхолокации. Другой большой класс звуков, издаваемых дельфинами, представляют из себя так называемые непрерывные сигналы. Часть их воспринимается на слух� как свисты, почти монотональные, амплитудно- и частотномодулированные,� длительностью 0,1 � 3,6 с, частотой 4 � 30 кГц. Другие звуки этого класса имеют более сложный спектральный состав и воспринимаются как рев, вой, трубные звуки и т.д. Для них характерна комплексность свиста и импульсов. Свисты обычно относят к коммуникативным сигналам, хотя и не исключено их использование для эхолокации.
Тот факт,� что эхолоцирующий дельфин, приближаясь к добыче, покачивает головой, как бы нацеливаясь на рыбу своим звуковым лучом, указывает на то, что свои звуковые волны дельфин посылает направлено (16).� Череп и мягкие ткани головы дельфинов концентрируют звуковые колебания и играют роль акустического прожектора и звуковой линзы. С увеличением частоты от 10 до 180 кГц направленность звуков, обусловливаемая вогнутой передней поверхностью мозговой части черепа и мягкими тканями головы, четко возрастает, и звуковое поле сужается. Основную роль конццентратора звука выполняет череп, а дополнительную � мягкие ткани головы. Способность дельфинов направленно излучать ультразвуковые волны используется в дельфинотерапии для лечебного воздействия на человека.
Поведение и психика дельфинов являются объектом внимания психологов и физиологов довольно давно. Полученные к настоящему времени данные характеризуют когнитивные способности данных животных как одни из самых высоких по степени развития.� Исследования показали, что когнитивные способности дельфинов приближаются по уровню развития к способностям приматов, в том числе человека (20). Отчасти такое подобие может объясняться сходным строением мозга дельфинов и приматов. Дельфины, как и приматы, обладают наиболее дифференцированным и крупным мозгом среди млекопитающих, а также впечатляющей площадью ассоциативных зон коры больших полушарий, в частности, префронтальной области. Большинство анатомических показателей, которые оценивают как связанные с когнитивными способностями, приближают мозг дельфинов к мозгу человека. Однако существуют и серьезные различия. Мозг дельфина имеет паралимбическую зону, которой нет в человеческом мозге, и лимбическая, или эмоциональная, информация� может играть большую роль в мозге дельфина, чем в человеческом мозге, что связано, по-видимому, с их различной специализацией. Человеческий мозг специализируется на детализации обработки информации, в то время как мозг дельфина � на скорости ее обработки.
Экспериментальные исследования когнитивных способностей� показали, что дельфины имеют исключительную память, как� краткосрочную так� и долгосрочную, для обработки визуальной, слуховой и мноогомодальной информации (15, 17). Исследование поведения этих животных в процессе обучения языкам-посредникам показало, что дельфины могут их усваивать, базируясь на высших когнитивных процессах � обобщении, абстрагировании, и формировании довербальных понятий, - высокие способности к которым были у них выявлены в традиционных лабораторных экспериментах. Л Герман и его коллеги показали, что дельфины способны к семантике и синтаксису, а также к возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности �слов� языка-посреднника (16, 17). Дельфины также понимают символическое представление объекта, который отсутствует. В настоящее время исследуют наличие зачатков второй� сигнальной системы у дельфинов. Тем не менее, никаких доказательств того, что дельфины могут сами составлять хотя быпростейшие фразы, пока не получено. Доказана редкая в животном мире способность дельфинов к оперированию эмпирической размерностью фигур, основанная на понимании геометрических свойств предметов. Наконец, одна из наиболее интригующих способностей дельфинов � самосознание, т.е. способность думать о себе прежде всего в физических параметрах (29). Это означает, что дельфины в состоянии мысленно представить и сформировать аналогии между их собственным телом и телом другого индивидуума � даже когда он не похож на дельфина. Имеются данные, что дельфины афалины способны узнавать свое отражение в зеркале. Эти животные демонстрируют высокий уровень поведенческой гибкости и подражательной способности, которая является редкой , если не уникальной, среди животных.�
Очевидно, что в основе такого поведения, в умении использовать �социальную� информацию лежит весьма высокий уровень когнитивной деятельности. Для осуществления подобных действий животные должны уметь постоянно сопоставлять новую и старую информацию, сопоставлять ее и даже хранить в некой отвлеченной форме.��
Наличие у дельфинов столь сложного интеллекта и познавательных способностей объясняется высокой степенью развития коры головного мозга, продолжительным периодом взросления молодых дельфинов, высоким уровнем родительской заботы, но в первую очередь � сложной социальной жизнью. По мнению Германа (16), необходимость интеграции в социальную структуру требует высокой социализации и обучаемости. Не трудно представить, что высокое развитие мозга дельфинов и вытекающие отсюда высокие когнитивные навыки большинства представителей этой группы происходят от требований их социальной жизни, включающей взаимодействие и соревнование между особями. Эти когнитивные навыки� и обеспечивают ту поведенческую гибкость , которая отличает семейство дельфинов и позволяет им быть эффективными терапевтами как для детей с широким спектром нарушений развития, так и для взрослых.
Не следует забывать, что дельфины � социальные животные, в природе они живут многочисленными стадами, этим объясняется их высокая коммуникабельность и дружелюбие. Такая потребность дельфинов в общении выражается в том, что контакт с человеком (и особенно с детьми) сам по себе является для них позитивным стимулом, помимо пищевого поощрения. Тактильные контакты, совместное плавание, совместная игровая активность � также полезны дельфинам, как и их пациентам. Кроме того, подвижные игры с детьми позволяют исключить для них проблему гиподинамии.