Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие самооценки и уровня притязаний личности



Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек оценивает свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, и непрерывному сравнению себя с другими.

мотивом служит самосовершенствование, самолюбия и стремление к успеху. самооценка позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных ситуациях. Структура самооценки (два компонента): - когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации; - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенных действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, человек не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При завышенной самооценке человек: - приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»); - имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта; - истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность; - становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению; - свой неуспех связывает с внешними факторами, обстоятельствами - к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти; - ставит перед собой невыполнимые цели; высокомерие, зазнайство, грубость, агрессивность, жесткость; имеет стабильные стандарты своего поведения; имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командный голос.

При заниженной самооценке : - обладает преимущественно тревожным, педантичным типом; неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен; - нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них; легко поддается влиянию других людей, идет у них на поводу; стремится самоутвердиться, самореализоваться; - ставит низкие цели, чем может достигнуть; «уходит» в свои неприятности и неудачи; требователен к себе и окружающим, самокритичен, замкнут; характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

- познавательного, способствующего адекватности;

- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана самоуважением. каждый должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

 

Понятие деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в познании (научном и художественном) , творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

 

37 Характеристика и сравнение понятий: поведение, активность, деятельность.

Активность – это всеобщая характеристика живых существ, обеспечивающая поддер­жание жизненно значимых связей с окружаю­щим миром.

Источником активности являются потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении.

Активность человека и источ­ники этой активности — человеческие потребности. Потребнос­ти человека формируются в процессе его воспитания.

Природная вещь перестает являться простой добычей. С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям,

которые являются продуктом исторического развития. Поэтому у человека процесс удовлетво­рения потребностей выступает как активный, целенаправлен­ный

процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной

стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Человеческая деятельность

является главным источником культуры и цивилизации.

Отличие поведения и деятельности. Поведение – это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и

внутренней (психической) активностью. Под поведением понимаются следующие внешние проявления психической деятельности:

- все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интонации и др.);

- отдельные движения и жесты;

- действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

- поступки – еще более крупные акты, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

именно поступки выступают единицей анализа поведения человека.

Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с группами, в которые он входит, от норм групповых ценностных ориентаций,

ролевых предписаний. Все это и определяет такой широчайший диапазон поведения человека, начиная от социально-значимого и положительного

(подвиг, помощь ближнему и т.д.) до преступного (криминального) поведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.