Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны — экономические, социальные, медицинские, психологические, этические (грубость, ревность, эгоизм, жадность, жестокость, неуравновешенность характера) и др.
Их можно обозначить таким образом:
материальные трудности;
наличие в семье безработных;
нерешенная жилищная проблема;
алкоголизм и пьянство среди членов семьи;
злоупотребление наркотическими и токсическими веществами среди членов семьи, наличие наркоманов в семье;
неполная семья (мать-одиночка или разведенная);
отчим или мачеха в семье;
жестокое обращение, пережитое родителями в детстве (перенос «модели» во взрослую жизнь, теперь уже в свою семью);
ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем;
нежеланный ребенок;
трудный ребенок;
престарелые, нередко больные родители;
отчужденность между родителями и детьми;
разрыв ценностей у поколений;
снятие многих моральных запретов;
семейные конфликты;
личный опыт, социальное научение;
компенсирование неудовлетворенности, самоутверждение за счет слабых;
инстинкт агрессии, конкретные физиологические факторы или личностные характеристики;
традиционные взгляды на физическое наказание как средство воспитания;
культ жестокости, пропагандируемый в обществе;
усиление влияния криминальных групп в микросоциуме;
нерешенные проблемы социальной защиты отдельных категорий граждан.
Семейное насилие вызывается, в первую очередь, социальными факторами, стрессами в семье, употреблением алкоголя или наркотиков. Прибегают к физической силе в том случае, когда нет возможности мирно повлиять на принятие в семье тех или иных решений, когда кто-то в семье алкоголик или наркоман и с его мнением не считаются.
Существует много разных мнений о причинах насилия в семьях. Это могут быть и психические нарушения, и невысокий культурный уровень супругов. Исходя из сложности человеческой натуры, трудно определить единственную причину.
Основой насилия является убеждение, что принуждение — самое верное средство для того, чтобы добиться от человека нужного поведения.
«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями»(H. Kempe.)
Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:
физическое;
сексуальное;
психическое;
запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.
Пренебрежение нуждами (запущенность) ребенка — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Из-за отсутствия должного внимания и заботы ребенок может стать жертвой несчастного случая. Запущенность может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Дети — могут быть как жертвами насилия, так и свидетелями насилия. Последствия насилия над ребенком многочисленны.
Насилие над детьми провоцирует:
возникновение соматических заболеваний;
расстройство психического здоровья;
уход ребенка из дома, из семьи (синдром бродяжничества);
вовлечение этой группы детей в преступную деятельность, совершение преступлений;
вовлечение девочек в проституцию и др.
Дети чаще всего страдают от нескольких форм насилия. На практике редко встречаются формы насилия над ребенком в чистом виде.
В последнее время очень важным и вызывающим споры является вопрос о том, являются ли телесные наказания в системе семейного воспитания насилием над детьми. Какую бы воспитательную систему не использовал родитель, он рано или поздно сталкивается с необходимостью наказать ребенка. Еще полвека назад телесные наказания считались вполне естественными. Но сегодня многое изменилось. Современные мыслители призывают ценить индивидуальность и непосредственность ребенка, принимать его таким, какой он есть. Чтобы ребенок вырос волевым, свободным и уверенным в себе, он не должен подвергаться жестокому обращению. Телесное наказание — это акт насилия. Жестокость порождает жестокость.
Понимая это, многие родители стараются избегать любых физических воздействий на ребенка, однако уровень жестокости в обществе не снижается. Жестокое обращение с ребенком наносит ему очень серьезный, подчас непоправимый вред.
По каким признакам можно заподозрить пренебрежительное отношение к ребенку, его нуждам и интересам?
Знание этих признаков поможет учителям, воспитателям и сотрудникам правоохранительных органов выявить данную группу детей и помочь им.
Особенности внешнего вида, клинические признаки, определенные психические состояния ребенка и его поведение:
утомленный усталый вид;
санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
отставание в физическом развитии;
частая вялотекущая заболеваемость;
задержка речевого и моторного развития;
нервный тик;
постоянное чувство голода;
потребность в ласке и внимании;
забитость, подавленность;
низкая самооценка;
низкая успеваемость;
агрессивность, чрезмерная возбудимость;
неуравновешенность;
податливость, заискивающее поведение;
антиобщественное (делинквентное) поведение, вплоть до вандализма;
неумение общаться, дружить, налаживать отношения со сверстниками;
пассивность;
угрозы или попытки самоубийства;
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по характерному виду.
Внешние повреждения имеют специфический характер:
следы пальцев, ремня, сигаретные ожоги;
царапины, особенно на лице, спине;
царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов;
укусы;
ссадины;
ожоги кипятком;
вырванные волосы;
кровоподтеки на коже головы, частичное отсутствие волос;
переломы челюсти, костей носа, шатающиеся или выбитые зубы.Начало формы
Любые формы насилия над детьми приводят к нарушению физического и психического здоровья. Некоторые виды насилия (психическое, сексуальное) распознаются не всегда и не сразу. Это связано с тем, что большая часть учителей, воспитателей, сотрудников правоохранительных органов не знакомы с проявлениями синдрома жестокого обращения с детьми, не знают о возможностях его выявления. Дети боятся рассказывать о насилии, многие воспринимают подобное обращение как норму, не знают, к кому обратиться за помощью. Помощь этим детям — долг окружающих. Дети с малолетства должны знать, что насилия ни в какой форме не должно быть, а если оно есть, то государство строго за этим следит, и обязательно накажет виновных.