Матрица БКГ составляется на всю выпускаемую предприятием продукцию или на оказанные услуги, или, как сейчас принято говорить, на весь портфель его продуктов или услуг. В этом формате матрицу можно рассмотреть как портфельный анализ предприятия. Для ее составления отчета на предприятии необходимо по каждому товару или оказанной услуги иметься определенная информация:
¾ объем продаж или объем предоставленных услуг в стоимостном выражении, он представляется на матрице площадью круга;
¾ доля продукта на рынке относительно крупнейшего конкурента, которая определяет горизонтальное положение круга в матрице;
¾ темпы роста рынка, на котором действует предприятие со своей продукцией, они определяют вертикальное положение круга в матрице.
¾ В основе построения и последующей интерпретации данных матрицы БКГ лежат следующие предпосылки:
¾ возрастание доли товара на рынке (следовательно, увеличение объем производства и продаж) снижает удельные издержки на единицу продукции и увеличивает прибыль в результате относительной экономии от увеличения объемов производства.
¾ валовая прибыль и общие доходы предприятия увеличиваются пропорционально росту доли рынка предприятия;
¾ потребность в дополнительных средствах при поддержке предприятием достигнутой доли рынка растет пропорционально темпу роста рынка;
¾ поскольку рост рынка каждого продукта в конечном счете снижается при приближении его к стадии зрелости жизненного цикла, для того, чтобы не потерять общих позиций на рынке, полученную предприятием прибыль следует направлять на производство продуктов, у которых есть тенденции к росту.
1. Самым первым и основным этапом для проведения анализа является сбор данных (информации), где необходимо будет составить список оказанных услуг предприятием, которые будут анализироваться с помощью матрицы БКГ. После основного этапа нам необходимо собрать данные по объему оказанных услуг или получение прибыли за определенный период времени (т.е. за прошедший год).После этого нам необходимо собрать данные по нами конкурентам. Все основные данные занесем в таблицу № 9.
Таблица №9 Сбор исходных данных.
Наименование оказанной услуги
Выручка тыс. руб.
Объем продаж конкурента ООО «Энерго -Мед-Сервис» за 2014 год
2014 год
2013 год
Диагностика технического состояния медицинского оборудования.
Диагностика оборудования перед монтажом
Проведение диагностики аппаратуры
Диагностика печатных схем (плат)
2. На втором этапе анализа вычислим темп роста рынка за год. На этом этапе нам необходимо рассчитать увеличение объемов продаж за год. Если при анализе показатель темпа роста рынка более 10% - это рынок характеризует как быстрорастущий или рынок с высоким темпом роста. А если при анализе показатель менее 10% - это рынок характеризует как медленно растущий или рынок с низким темпом роста.
Таблица № 10 Темп роста рынка.
Наименование оказанной услуги
Выручка тыс. руб.
Объем продаж конкурента ООО «Энерго -Мед-Сервис» за 2014 год
Темп роста рынка в %
2014 год
2013 год
Диагностика технического состояния медицинского оборудования.
118,8%
Диагностика оборудования перед монтажом
96,8%
Проведение диагностики аппаратуры
116,1%
Диагностика печатных схем (плат)
100,0%
3. На третьем этапе мы вычислим отнительную долю рынка. Рассчитаем темпы прироста на рынке услуг и сделам подсчет анализируя относительную долю на рынке услуг. При рассчете будем использовать классический вариан – где мы возьмем объем оказанных услуг и поделим его на объем продаж нашего конкурента ООО «Энерго-Мед-Сервис».
Таблица № 11 Относительная доля рынка услуг.
Наименование оказанной услуги
Выручка тыс. руб.
Объем продаж конкурента ООО «Энерго -Мед-Сервис» за 2014 год
Показатели
2014 год
2013 год
Темп роста рынка в %
Относи-тельная доля рынка
Диагностика технического состояния медицинского оборудования.
118,8%
115,9%
Диагностика оборудования перед монтажом
96,8%
110,8%
Проведение диагностики аппаратуры
116,1%
97,3%
Диагностика печатных схем (плат)
100,0%
98,1%
4. На четвертом этапе – мы строим матрицу БКГ (Бостонской консалтинговой группы).
(рис. 3 Матрица БКГ)
После проведения анализа на предприятии и построение матрицы БКГ, мы наблюдаем, что наши оказанные услуги оказались в разных квадратах. Каждый из квадратов характеризует определенное значение и обозначается своим названием. Характеризуем каждое поле или основные 4-ре зоны, которые характеризуют соответствующую услугу, особенности развития услуги, рыночная стратегия на рынке услуг.
На основании проведенного анализа и построение матрицы БКГ можно сделать заключительный вывод что:
1. «Звездами» будет характеризоваться оказание услуг по диагностике технического состояния медицинского оборудования на рынке, так как роль предоставление этой услуги на рынке очень высока, а темп роста рынка равен 118,8% и относительная доля рынка 115,9%, что характеризует высокое соотношение реализации данной услуги.
2. «Дойные коровы» - будет характеризоваться оказание услуг по диагностике оборудования перед монтажом, что отличается снижением темпа роста на 22%, хотя доля рынка достаточно устойчива и высока.
3. «Дохлые собаки» - будет характеризоваться оказание услуг по проведению диагностике аппаратуры, что характеризует постоянный спрос на данную услугу, но доля рынка не большая и не растет.
4. «Дикие кошки» - будет характеризовать оказание услуг по диагностике печатных схем и плат, что характеризует доля рынка не самая высокая на уровне 100%, и тем роста более выше в данном сегменте и составляет 98,1%, что выше чем в сегменте «дохлые собаки» на 0,8%.
Заключение
Конкурентная стратегия на рынке услуг это основной хозяйствующий субъект экономике который исследуется очень давно, и характеризуется как теоретический аспект в экономике, так и практический аспект для основного анализа на предприятии. Стратегия конкуренции на предприятии представляет собой основной процесс становления и определения связи факторов и систем с основным окружением экономике, определяющим реализацию выбранного направления и основной цели и задачи для достижения поставленных задач перед предприятием. Конкурентная стратеги предприятия является детерминированной, если она вместе носит стохастический характер, т.е. формируется под влиянием случайных факторов.
Основной и главной проблемой при анализе конкурентов стратегии на предприятии является сложность выявления всех основных конкурентов, также очень сложно наблюдать за всеми конкурентами одновременно, поскольку конкурентных предприятий на рынке услуг очень много. Предложенная М. Портером стратегия и идея выделения основных стратегических групп конкурентов среди предприятий, а по основному направлению — сегментации конкурентов на рынке может сделать основной процесс анализа конкуренции предприятия управляемым. При анализе данный подход полезен в тех случаях, когда экономика предприятия или отрасли состоит из нескольких основных групп конкурентов, причем каждая основная группа занимает четко различаемую покупателями и потребителями, основную от других позицию на рынке услуг и имеет собственные способы работы с покупателями и потребителями.
Стратегическая группа конкурентов — это основное множество соперничающих предприятий в определенной отрасли экономике, имеющих основные направления развития. Такими направлениями могут быть характеризованы основные стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке услуг, схожие оказания услуг на рынке, каналы сбыта и реализации, сервис и другие элементы маркетинга на предприятии. Установить стратегическое направление — это значит определить основные барьеры предприятия, которые отделяют основное направление от различных направлений.
Проводя анализ предприятия ООО «Галактика» на основании приведенных расчетов и полученных данных сделаем вывод, что наконец отчетного периода на предприятии ООО «Галактика», финансирования и деятельность о оказанию услуг на рынке у предприятия оценка средняя, мы вычислили, что повысились темпы роста от объема реализации и предоставления услуг на рынке, и чистой прибыли.
В результате проведенного анализа предприятие сохранило привлекательность для инвесторов.
В структуре анализа активов предприятия по оказанию услуг на рынке доля основных средств увеличилась.
На основании анализа коэффициент ликвидности предприятия, нам характеризуют о не кредитоспособности предприятия в будущем периоде. Предприятию ООО «Галактика» не хватает ликвидных активов для реализации проектов, поэтому предполагаем, что действующая стратегия не работает на предприятии. Поэтому был проведен анализ и рекомендована стратегия, для стабилизации деятельности предприятия, данный недостаток можно реализовать путем привлечения инвестиций или продажи части основных средств предприятия.
Предприятию ООО «Галактика» необходимо более плодотворно использовать производительные мощности для оказания услуг, сократить простои оборудования, и более рациональное использование рабочей силы и материальных ресурсов на предприятии.
Как показывает результат нами проведенного анализа на предприятии ООО «Галактика» не является абсолютно устойчивым предприятием, и зависит в основном от кредиторов, и его затраты (издержки) и запасы не покрываются собственными оборотными средствами, а продолжительность операционного и финансового цикла увеличились, что не благоприятно для предприятия.
Фирма ООО «Галактика» имеет достаточно ресурсов для улучшения финансового состояния предприятия.
На основании проведенного анализа и построение матрицы БКГ можно сделать заключительный вывод что:
1. «Звездами» будет характеризоваться оказание услуг по диагностике технического состояния медицинского оборудования на рынке, так как роль предоставление этой услуги на рынке очень высока, а темп роста рынка равен 118,8% и относительная доля рынка 115,9%, что характеризует высокое соотношение реализации данной услуги.
2. «Дойные коровы» - будет характеризоваться оказание услуг по диагностике оборудования перед монтажом, что отличается снижением темпа роста на 22%, хотя доля рынка достаточно устойчива и высока.
3. «Дохлые собаки» - будет характеризоваться оказание услуг по проведению диагностике аппаратуры, что характеризует постоянный спрос на данную услугу, но доля рынка не большая и не растет.
4. «Дикие кошки» - будет характеризовать оказание услуг по диагностике печатных схем и плат, что характеризует доля рынка не самая высокая на уровне 100%, и тем роста более выше в данном сегменте и составляет 98,1%, что выше чем в сегменте «дохлые собаки» на 0,8%.
На основании проведенного анализа можно порекомендовать предприятию не использовать оказание услуг по проведению диагностике аппаратуры и оказанию услуг по диагностике печатных схем и плат на предприятии, так как доля рынка оказания услуг не высокая, и этот сегмент рынка не рентабелен для предприятия ООО «Галактика».
Конкурентная стратегия на предприятии ООО «Галактика» служит основной и неотъемлемой часть на рынке услуг. Конкурентная стратегия, характеризует основные занимающие позиции по оказанию услуг по техническому обслуживанию на рынке, и служит претендентом на лидерство в данном сегменте рынка. Если предприятию предложить (рекомендовать) конкурентную стратегию на рынке услуг, то по проведенному анализу, можно увидеть, что в некоторых сегментах бизнеса есть и слабые и сильные стороны. Ведь не смотря на слабые стороны предприятия ООО «Галактика» имеет сильную позицию среди основных конкурентов на рынке по оказанию услуг в сфере технического обслуживания, и хочет стать лидером и для этого необходимо применить целый комплекс конкретных действий по удержанию своих позиций и расширения основной доли рынка, для этого необходимо рассмотреть рекомендации:
¾ необходимо расширить основной перечень оказываемых услуг в сфере технического обслуживания;
¾ необходимо ввести новое оборудования, провести инновации на рынке технического обслуживания;
¾ необходимо разработать стратегию маркетинга на оказания услуг на рынке технического обслуживания;
¾ необходимо в штате иметь сотрудника, для экстренного выезда инженера, при аварийной ситуации в больнице или клиники.
Список используемой литературы
1. Мак-Дональд. М. Стратегическое планирование маркетинга. Спб: Питер, 2012. с. 76.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. — 206 с.
2. Акимова И.М. Промышленный маркетинг. - Киев: Общество «Знания», 2011.-294 с.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. - СПб: Питер, 2014 - 403 с.
4. Боровских Н.В. Конкурентоспособность продукции птицеводства: -экономика, стратегия, управление: Монография. - Омск: Изо- во ФГОУВПО ОмГАУ, 2011- 196 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2012.
6. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. - 2013. - №2. - с.56 - 64.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Изд-во «Финпресс», 2012. - 656 с.
1. Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
2. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанным Приказ в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных активах, обязательствах могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
3. Указывается отчетная дата отчетного периода.
4. Указывается предыдущий год.
5. Указывается год, предшествующий предыдущему.
6. Некоммерческая организация именует указанный раздел "Целевое финансирование". Вместо показателей "Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)", "Собственные акции, выкупленные у акционеров", "Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" некоммерческая организация включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).
7. Здесь и в других формах отчетов вычитаемый или отрицательный показатель показы
[1] Мак-Дональд М. Стратигическое планирование маркетинга.