На предприятии при выборе основной стратегии необходимо рассмотреть те основные факторы которые повлияют на будущие события, которые могут пойти не так как предприятие планировало, и затормозить выполнение поставленных задач и достижение полученной цели. Поэтому необходимо заранее предусмотреть, где будет выбрана не правильное направление, и предусмотреть рычаги предотвращения будущего ущерба. Для этой цели предприятию необходимо провести стратегический анализ по методики учета внешних факторов предприятия, названная "Анализ РЕSТ - факторов". При проведении анализа РЕSТ - факторов анализируются по основным факторам которые оказывают непосредственное влияние на предприятие в целом:
¾ социальные факторы;
¾ технологические факторы;
¾ экономические факторы;
¾ политические факторы.
Рассмотрим воздействие этих фактор на наше предприятие по оказанию услуг на рынке, сформируем матрицу РЕSТ - анализа.
1)Политические факторы (среда) – это основные факторы которые влияют на среду предприятия при совокупности норм законов как в государственных учреждений так и основных структур, которые ограничивают и влияют на деятельность компании и отдельных лиц в обществе.
2) Экономическая среда – это соотношение факторов которые влияют на способность потребителя покупать и развитие основной структуры потребления услуги или товара. Основные колебания в сфере экономических факторов играют переменные факторы, к таким относятся доход населения, минимальный прожиточный уровень, кредитные и процентные ставки в банке, которые оказывают большое влияние на развитие рынка. При этом предприятие должна заранее предугадать эти возможные колебания и изменения с помощью основных методов экономического прогнозирования. Экономический спад на предприятии или возможный краткосрочный подъем не всегда сказывается отрицательно на деятельности предприятия, но это лишь может произойти в той ситуации, если предприятие своевременно произведет адаптацию к основным изменениям экономических факторов на рынке.
3) Культурная среда – это социальные институты и силы культуры, которые направлены на способность, формировать и воспринимать ценности развития и норм поведения. На предприятии для принятия маркетинговых решений руководитель может повлиять на некоторые факторы культурной среды, рассмотрим эти факторы:
¾ покупатель может быть привержен определенным культурным ценностям;
¾ определение вторичных культурных ценностей будущего покупателя.
4) Научно-техническая среда – это силы предприятия которые способны к созданию новых технологий на предприятии за счет которых можно оказывать новые услуги и производить новые товары при тех же маркетинговых возможностях. В наше время на рынке хорошо развивается научно-техническая база, которая характеризуется быстрым развитием научно - технического прогресса в стране, для расширения сегментов рынка для применения научных разработок, при необходимости большего капиталовложений в научно - исследовательскую базу для деятельности предприятия и смещением от глобальных разработок в сторону маленьких усовершенствований контроля и развития технологического процесса в стране в целом.
Рассмотрим на примере нашего предприятия ООО «Галактика» в таблице № 6 Матрицу Pest- анализа, которая даст нам характеристику по основным факторам на рынке услуг.
Таблица №6 Матрица Pest- анализа
Политико-правовые факторы предприятия
Экономические факторы предприятия
1. Политическая нестабильность очень высокая, в постоянной перемене законодательства.
2. В налоговой системе много не доработок.
3. Политическая обстановка в стране не стабильная.
4. Экспортно-импортная обстановка нарушена из-за ведения санкций.
5. Нормативно-правовые базы в рыночной экономике несовершенны в целом и в области иностранных инвесторов для развития предприятия в целом.
1. Нет стабильности национальной валюты.
2. Постоянный и не стабильный рост инфляции в целом.
3.Для предприятий высокий уровень налогов и внешнеторговых сборов (пошлин).
4. Предприятие подвержено сильному влиянию цен и зависит от поставщиков и подрядчиков.
5. В банках политика в отношении кредиторов.
Социально культурные факторы предприятия
Технологические факторы предприятия
1. В стране затрудненная ситуация по демографическому развитию населения.
2. Очень низкий уровень дохода населения (средний уровень заработной платы) на предприятии.
3. Очень слабо развит маркетинг
( реклама).
1. Разработка и принятия на рынке новых конкурентов.
2. Нехватка как у предприятия финансирования на новые технологии и НИОКРа так и в стране в целом.
После проведения анализа на предприятии из приведенной таблицы PEST – анализа мы наблюдаем, что наши услуги оказались под влиянием факторов внешней среды, и можно сделать вывод, что количество факторов влияющих положительно на компанию ООО «Галактика» намного меньше, чем отрицательных факторов которые преобладают над количеством негативно влияющих факторов. В связи с анализом, можно подвести итог, что общее влияние макроэкономических факторов на предприятии ООО «Галактика» на оказание услуг на рынке складывается отрицательно.
В таблице № 7 рассмотрим основные критерии оценки предприятия на рынке услуг со стороны заинтересованных групп.
Таблица № 7 Основные критерии оценки предприятия
Заинтересованные группы предприятия
Основные критерии оценки предприятия
Покупатели
Основное развитие в соотношении цены и качества, доступность оказание услуг или приобретение товара, надлежащего качества оказанный сервис.
Правительство и межведомственные органы.
На предприятии необходимое значение имеет законодательство по налогообложению предприятия, и поддержки правительственных программ для предприятия.
Кредиторы (банки) для развития предприятия
Основные факторы оказывающее влияние – это надежность, основные условия выполнения поставленных задач.
Поставщики и партнеры
Для любого предприятия это своевременность выполнения своих обязанностей по платежам, стабильная работа, развитие и достижение новых контрактов.
Конкуренты
Конкуренция – это способность быстро проникновения на рынки которые имеют отраслевые преимущества.
Общественность
Общий вклад и развитие через выполнения своих обязанностей по уплате налогов и сборов, создание новых рабочих мест, вклад в развитие общества.