Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИКА ПРОГРАММИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ (КАРТА СТОТТА)



Метод наблюдения - один из старейших методов научного познания. В психологии в настоящее время он весьма редко применяется. Его оттеснили многочисленные анкеты, опросники, проективные методики и т.д. Вместе с тем, метод наблюдения имеет по сравнению с другими методами ряд несомненных преимуществ: он «берет» ребенка в его естественной жизненной ситуации, в его личностной целостности и дает возможность исследователю использовать для интерпретации поведения ребенка, особенностей его личности все богатство имеющегося у психолога объяснительного аппарата.

Вопреки кажущейся простоте, метод наблюдения требует высочайшей психологической квалификации: умения видеть широкий спектр поведенческих реакций, отделять устойчивые проявления от случайных, а факты от их субъективной интерпретации.

В психологии существует множество вариантов использования метода наблюдения (см., например, М.Я.Басов, 1975, Л.А.Регуш, 2001). Представим один из методов - программированное наблюдение. Такое наблюдение ведется по заранее разраблотанной программе. Хорошим примером такого метода является Карта наблюдений Д.Стотта, которая в частности хорошо себя зарекомендовала в работе с детьми из детских домов и школ-интернатов (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, 1990 а, б)

«Карта наблюдений» - методика, предложенная английским исследователем Д. Стоттом (1967, 1968а, б) для определения специфики и степени адаптированности—дезадаптированности ребенка к условиям обучения и воспитания в школе и в интернате. Адаптация этого метода была проведена в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева (Г.Л.Исурина, 1976, В.А.Мурзенко, 1979). В основе методики Д.Стотта лежит фиксация отдельных форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. По мнению Д.Стотта, для того чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов, необходимо предоставить наблюдателю готовые образцы для того чтобы получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выводов. Вследствие это при сопоставлении Карты основные усилия были направлены на:

ü Выделение однозначных, относительно элементарных форм поведения ребенка[23], или симптомов

ü Группировку этих форм поведения в определенные синдромы

ü Определение взаимоотношений между этими формами поведения

В соответствии с исходным замыслом в составлении Карты наблюдений те формы поведения, которые вошли в нее в качестве ориентиров для наблюдения не могли быть выбраны умозрительно. Они были «взяты из жизни», получены от учителей и воспитателей. Естественно такие формы поведения по самой своей природе не могут быть однородными: некоторые из них имеют описательный характер, другие "схватывают" один выбранный фрагмент поведения ребенка, третьи являются обобщением сходных форм поведения. Исходный принцип конструирования Карты исключает возможность наличия в ней характеристик, носящих оценочный характер (Глупый, недисциплинированный, плохой).

Как указывает Д.Стотт, работа по составлению Карты наблюдений была в высшей степени сложной и трудоемкой. Исходя из анализа большого количества индивидуальных случаев, относительно которых не было никаких сомнений в правомерности диагноза «неприспособленность к школе», были выделены все проявления, которые могут быть применены и к другим детям. Из первоначально достаточно большого списка были отобраны 198 фиксированных форм поведения.

При создании Карты автор поставил перед собой задачу отойди от традиционного принципа деления детей на разные типы «трудных». Он счел значительно более продуктивным объединить формы поведения в относительно небольшое число групп - синдромы.

 

Список и содержание симптомов

В окончательном варианте Карты таких синдромов, или симптомокомплексов 16. Ниже они даны в варианте В.А.Мурзенко. В этот вариант мы внесли некоторые изменения, касающиеся формулировок форм поведения с учетом опыта работы с Картой и современных реалий.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.