Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности



Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходи­мость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою ис­торию. До 1917 г. в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была уч­реждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в клас­се и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует также и в со­временных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, напри­мер, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут мо­лодых людей, так как в бельгийских школах большинство учите­лей – женщины.

Деятельность классного руководителя регламентируется специ­альным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности.

В качестве важнейших функций (от лат. functio – исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когни­тивно-диагностическая,, организаторско-стимулирующая, объединительно сплачивающая, координирующая и личностноразвивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.

а) Когнитивно-диагностическая функция (от лат. cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения уча­щихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления ин­дивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному ру­ководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и фи­зического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способнос­ти и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемос­ти. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учиты­вали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуж­дением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать вне­классную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высо­кой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, посто­янным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые тра­диционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо прово­дить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплоче­ние учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая усло­вия для увлекательной совместной деятельности учащихся.

г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловле­на она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше, в классе работа­ет несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой вос­питательной работе. В качестве проблем для такой работы могут I выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.

д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: сти­мулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.

Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

а) всестороннее изучение учащихся;

б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, кон­троль за их домашней работой, а также регулирование объема до­машних заданий;

г) периодическое проведение ученических собраний в классе;

д) вовлечение учащихся в кружковую работу;

е) организация общественно полезного труда;

ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.